Range Rover: вседорожник высшего класса
Британская компания Land Rover обрела себе славу благодаря вседорожникам, которые демонстрировали отличную проходимость. Но поначалу это были недорогие «рабочие лошадки», созданные для фермеров, армии и специальных служб. Все изменилось в 1970 году, когда представили Range Rover – модель, сочетающую в себе хорошие способности на бездорожье с высоким уровнем комфорта и богатым оснащением.
Идея создания дорогого вседорожника родилась в 60-х годах у инженера Rover Чарльза Спенсера Кинга. В то время он больше работал над седанами, но был заядлым фанатом вседорожной техники. И не удивительно, ведь именно его дядя – Морис Уилкс – спроектировал первый Land Rover. Чарльз Спенсер Кинг побывал в США и удивился большой популярности полноприводной техники за океаном. Причем, автомобили вроде Ford Bronco или Jeep Wagoneer покупали не столько рабочие и фермеры, сколько любители активного отдыха. И конструктор решил спроектировать подобную модель Land Rover. Впрочем, с существенными различиями: новая модель должна непременно быть роскошнее заокеанских аналогов, обеспечивать комфорт езды на уровне седана бизнес-класса Rover P6 и при этом сохранить фирменные вседорожные качества.
Долгое время руководство Rover не решалось дать «добро» новому проекту, но Чарльз Спенсер Кинг оказался настойчивым и в 1966 году таки получил разрешение. Вскоре был готов и прототип, названный 100-inch Station Wagon (универсал с колесной базой 100 дюймов). Трехдверный 4,5-метровый вседорожник был рамным, как и Land Rover, а кузов изготовили из алюминиевых сплавов. Но ради улучшения комфорта езды листовые рессоры в подвеске заменили пружинами. Автомобиль оснастили 3,5-литровым V8 мощностью 135 л. с., а полный привод решили сделать постоянным (у Land Rover он был подключаемым) и дополнили его раздаточной коробкой с пониженным рядом. В целях безопасности установили дисковые тормоза всех колес.
Премьера новой модели, названной Range Rover, состоялась 17 июня 1970 года в графстве Корнуолл. Естественно, на презентации автомобиль продемонстрировал свои способности как на асфальте, так и вне его. Он привлек всеобщее внимание не только отличной проходимостью, но и мягкой подвеской, и способностью буксировать 3,5-тонный прицеп. А максимальная скорость достигла приличных 153 км/ч. Среди доступных опций были гидроусилитель руля, круиз-контроль и кондиционер.
Range Rover сразу обрел популярность благодаря практичности. Довольно неожиданно получил признание и его строгий угловатый стиль. Вседорожник стал частью экспозиции парижского Лувра, как шедевр современного индустриального дизайна. А свои вседорожные качества он подтвердил в 1979 и 1981 годах, выиграв ралли «Париж-Дакар».
Постепенно модель совершенствовали. Так, в 1981 году появился пятидверный вариант, а год спустя за доплату предложили автоматическую трансмиссию. Салон декорировали кожей и ореховым деревом. С 1984 года двигатель оснастили впрыском топлива, что подняло его мощность до 155 л. с., а позже появились модификации с экономичным 2,5-литровым 110-сильным турбодизелем и мощным 3,9-литровым 190-сильным V8. Самые дорогие модификации получили люк в крыше, антиблокировочную систему тормозов ABS и пневматическую подвеску. На базе Range Rover создали парадные транспортные средства для королевы Елизаветы II и Папы Римского, а также машины для полиции, «скорой помощи» и пожарной охраны. Интересно, что в США модель представили только в 1987 году.
Первый Range Rover оказался настоящим долгожителем, ведь выпускали его почти четверть века. Его наследник дебютировал в 1994 году. Он заметно подрос в размерах (длина превысила 4,7 м) и был доступен только в пятидверном исполнении. В перечне стандартного и дополнительного оборудования появились электропривод регулировок передних сидений, климат-контроль, антипробуксовочная система. На выбор предложили пару бензиновых «восьмерок» (3,9 л 190 л. с. и 4,6 л 225 л. с.), а также 2,5-литровый 135-сильный турбодизель.
Третье поколение роскошного вседорожника представили в 2002 году. Его длина составляла почти 5 м, а масса превысила 2,5 тонны, но при этом маневренность улучшилась. На смену раме пришел несущий кузов, хотя проходимость от этого ничуть не пострадала. Автомобиль стал гораздо богаче оснащен – появились трехзонный климат-контроль, электроприводы рулевой колонки и пятой двери, камеры кругового обзора, цифровая приборная панель. Третий Range Rover находился в производстве на протяжении десяти лет и за это время его оснащали как традиционными бензиновыми V8 (4,2 л 300 и 400 л. с., 4,4 л 285 л. с. и 5,0 л 385 и 510 л. с.), так и турбодизелями объемом 3,0 л (175 л. с.), 3,6 л (270 л. с.) и 4,4 л (313 л. с.). А еще у модели появились младшие братья Range Rover Sport и Evoque.
В 2012 году эстафету принял новый Range Rover четвертого поколения. Он легче и экономичнее предшественника, но при этом сохранил вседорожные навыки. Например, он по-прежнему способен преодолеть брод глубиной 90 см. Именно Range Rover стоял у истоков сегмента дорогих и роскошных вседорожников, ставших столь популярными во всем мире. И сейчас он остается верным своей первоначальной концепции.