Demolition Derby: искусство разрушать
Так уж устроена психология человека – подавай ему зрелищ. И непонятно по каким причинам, но разрушение более интересно, нежели создание. Это касается всех сфер деятельности. Автомобили – не исключение. А что самое зрелищное в автомобильной жизни? Конечно, аварии.
Ни для кого не секрет, что по всяким бесполезным и непрактичным выдумкам, США впереди всей планеты. Там-то и придумали автомобильные соревнования, в которых столкновениям автомобилей отводится главная роль – Demolition Derby. Вид соревнований, безусловно, интересный и, что характерно, не опасный. Но обо всем по порядку.
Суть соревнований предельно проста – на некой грунтовой арене собирается несколько машин, но не меньше пяти, бывает, что и несколько десятков, и по команде „старт" начинают крушить друг друга. Последний автомобиль, оставшийся на ходу, объявляется победителем.
Demolition Derby особенно популярны в провинциальной части Соединенных Штатов. Приурочены эти соревнования, как правило, к какой-нибудь ярмарке или фестивалю. Участвуют в Derby простые сельские парни. Автомобиль для разрушения приобретается на ближайшей автосвалке за пару сотен долларов. Он, конечно же, должен быть на ходу.
Зародилось все это безобразие где-то в 50-х годах прошлого века, когда в США накопилось много подержанных Ford T. С них, собственно, все и началось, а заодно была решена проблема утилизации. Популярность росла в течение 60-ых, становясь изворотливой субкультурой национального масштаба.
Со временем в ход пошли более крупные и серьезные автомобили. Особенно популярными стали полноразмерные седаны (длиной под 5,5 м) образца 60-70-ых годов. Мотив их выбора прост: автомобили были большими, тяжелыми и имели прочные кузова. Типичный представитель – Chevrolet Impala (Caprice). Некоторые седаны были слишком надежными, поэтому их запрещали использовать на соревнованиях. К примеру, под запрет попали автомобили марки Imperial (некогда популярная марка представительских седанов, возникшая в структуре корпорации Chrysler), так как они либо всегда ставали победителями, либо Derby превращалось в скучное многочасовое „выяснение отношений" между Imperial, если их было несколько на площадке.
Со временем полноразмерные седаны, как класс, стали коллекционной редкостью, и "дербисты" перешли на более легкие и компактные модели 80-х годов.
В Demolition Derby существует масса нюансов, делающих соревнования неимоверно увлекательным занятием и не менее увлекательным зрелищем.
Внимания заслуживает даже процесс подготовки автомобиля. У машины убирают стекла, порой меняя их на прочные сетки, снимают бамперы, устанавливают каркас безопасности, двери и крышку багажника заваривают намертво, и прорезают люк в крыше, через который человек может без проблем выбраться. Многие детали переносят в наименее уязвимое место, как-то аккумулятор и бензобак. Радиатор переносят назад, если собираются таранить передком, что предпочтительней для заднеприводных машин. Сам автомобиль раскрашивают в яркие цвета, и делают побольше надписей – готово!
Во время самих соревнований следует знать некоторые азы. Во-первых, нужно не только таранить других участ-ников, но и еще успевать увернуться от остальных соревнующихся. Во-вторых, атаковать "в лоб" особого смысла нет – большой риск повредить мотор. Поэтому на таран часто идут задним ходом, особенно если автомобиль переднеприводный.
Травматизм случается крайне редко – на соревнованиях соблюдаются элементарные меры безопасности, а машины подготавливаются соответствующим образом. Одно из основных правил – преднамеренные удары в водительскую дверь запрещены. Для безошибочного определения водительской двери (ведь в толчее изуродованных машин трудно разобрать, где перед, где зад, где левый, а где правый бок), ее красят в другой цвет, контрастирующий с раскраской остальных деталей. Обычно дверь белая с черными надписями или наоборот. У многих derbies есть местные противопожарные команды, стоящие в стороне арены. Благодаря им мелкие очаги возгорания быстро локализируют, не давая гонкам прекращаться.
Предусмотрены и некоторые пассивные меры безопасности. Большинство соревнований происходит на раскисшем грунтовом покрытии, иными словами в грязи. Автомобили буксуют, увязают и замедляют свой ход, что делает столкновения менее опасными.
Demolition Derby не ограничивается только легковыми машинами. Редко, но встречаются пикапы и вседорожники. Есть даже соревнования на списанных школьных автобусах! В Европе Demolition Derby не обрело должного внимания, хотя распространение все же получило. Да и в Соединенных Штатах оно потихоньку сдает свои позиции – пик популярности гонки на разрушение переживали в 80-е годы, когда „досуг провинциальных ковбоев" (так именуют Demolition Derby в простонародье), стал лидером телеэфиров.
В течение 90-ых популярность начала гаснуть. В дополнение к нехватке транс-портных средств полного размера добавились проблемы серьезного травматизма участников, по причине частого применения малолитражек, которые безопасностью никогда не отличались. Но главное – спорт отошел от своих корней, утратил весь шарм, присущ зрелищам 80-ых, когда старые большие автомобили, меся грязь, вальяжно, словно мамонты, толкают друг друга, грохоча и скрепя металлом.
Но все равно, Demolition Derby- очень интересные и увлекательные соревнования.