Studebaker: пионеры американского автомобилестроения

Марку Studebaker знают в основном благодаря грузовикам времен Второй мировой войны. Именно военные заказы прославили американскую марку, впрочем и на гражданском рынке компания выпустила немало интересных моделей и преимущественно легковых. В нынешнем году она празднует свое 170-летие.

История началась 16 февраля 1852 года эмигранты из Нидерландов братья Генри и Клемент Студебеккеры основали в городе Саут-Бенд (штат Огайо) фирму по производству повозок. Их продукция оказалась очень надежной и ее даже начали заказывать военные. С этого момента начинается долгое сотрудничество Studebaker с армией США. Сам генерал Грант (в последствии – президент Штатов) отметил, что продукция братьев Студебеккеров помогла северянам выиграть Гражданскую войну 1861-1865 годов.

Компания Studebaker сделала имя на гужевых повозках

Простые по конструкции и фактически неубиваемые телеги пользовались огромнейшим спросом и в мирное время. Так, в одном лишь 1887 году предприятие произвело 75 тыс. повозок и заработало 2 млн. долларов чистой прибыли.

Но эпоха гужевого транспорта уже подходила к концу. На смену телегам пришел автомобиль. Studebaker шел в ногу со временем и уже в 1902 году выпустил первый моторный экипаж Runabout. Причем, это был электромобиль. Двигатель на батареях работал очень тихо и позволял развить неплохие по тем временам 21 км/ч. Сам изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон одним из первых купил Runabout.

Первый автомобиль Studebaker – электрический

Через два года появился и первый бензиновый автомобиль Studebaker с 4-сильным мотором. Затем компания наладила производство более совершенных машин совместно с фирмой Garford. Лучшим из них стал четырехцилиндровый G-30. С 1910 года появились и модели полностью собственной разработки, причем три года спустя их начали оснащать шестицилиндровыми двигателями. Но параллельно вплоть до 1918 года выпускались и повозки.

Studebaker-Garford G-30 1906 года

Первая мировая война опять принесла большую прибыль для предприятия из Огайо, ведь оно опять стало официальным поставщиком американской армии. Studebaker изготовлял грузовики, кареты «скорой помощи», бензовозы – всего собрали 100 тыс. машин. На базе некоторых шасси даже строили броневики с пулеметным вооружением. Несколько таких машин даже попали в войска Украинской Народной Республики.

Броневик Studebaker-Garford армии УНР, 1918 год

В 1918 году начался новый этап в истории марки. И не только потому, что наконец-то прекратили выпускать телеги. Дело в том, что в производство запустили целое новое «семейство» моделей. Оно включало бюджетный Light Four с 40-сильной «четверкой», а также шестицилиндровые Light Six, Standard Six, Special Six и Big Six. Последний получил 5,8-литровый 60-сильный мотор и стал новым флагманом марки. На испытаниях один из Studebaker Big Six проехал свыше 760 тыс. км за четыре года. Постепенно мощность «шестерки» подняли до 75 л. с., что позволило развивать 130 км/ч.

Шестицилиндровый Studebaker Light Six 1918 годаStudebaker Special Six 1923 года

За счет заработанных в Первую мировую денег Studebaker в 20-х начал активно расширять производство. Появились новые заводы в Детройте и канадском Онтарио и ежегодно выпускали до 180 тыс. машин. Серьезно расширили палитру кузовов и цветов автомобилей.

В 1927 году весь модельный ряд марки радикально обновили. Так, Standard Six переименовали в Dictator, Special Six – в Commander, а дорогой Big Six – в President. Первые две модели получили 70-сильный шестицилиндровый мотор, а флагман – 100-сильный. С 1928 года для этих Commander и President стала доступна и новая рядная «восьмерка» объемом 5,1 л и мощностью 115 л. с. Кстати, оснащенный этим мотором Commander преодолел путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско за три с половиной дня.

Studebaker Commander 1928 годаStudebaker President, 1928 годStudebaker Dictator 1930 года

Конечно, одними лишь дорогими моделями не обойтись, а потому вскоре у Studebaker появилась более доступная марка Erskine, названную в честь тогдашнего президента компании Альберта Эрскина. Самый маленький американский автомобиль своего времени весом всего 1100 кг оснастили 4-цилиндровыми моторами: 2,4-литровым (34 л.с.) и 2,6-литровым 45-сильным. Более мощная версия появилась в 1928 году и позволяла достичь 90 км/ч, расходуя при этом всего 12 л на 100 км.

А на вершине империи Studebaker находилась марка Pierce Arrow, приобретенная в 1925 году. Ее модели – эксклюзив, ведь, например, обтекаемых лимузинов Silver Arrow со 175-сильным V12 произвели целых пять. Стоили они дороже Cadillac и Packard. Но именно из-за таких дорогостоящих «игрушек» компания чуть не обанкротилась во время Великой депрессии. Спасли концерн оборонные заказы, но Pierce Arrow и Erskine пришлось закрыть.

Грузовой Studebaker S Series 1931 года

В середине 30-х Studebaker начали активно внедрять аэродинамический дизайн. Так, появились обтекаемые седаны Commander и President Land Cruiser и даже коммерческие пикапы выглядели ярко и современно.

Обтекаемый Studebaker Commander Land Cruiser 1934 годаРоскошный Pierce-Arrow Silver Arrow 1935 годаStudebaker Dictator 1935 годаПикап Studebaker Coupe-Express

В конце 30-х на Studebaker начал работать известный французский дизайнер Раймонд Лоуи. Его неординарный обтекаемый стиль впервые проявился моделях начиная 1938 года. Он не боялся смелых и нестандартных решений и на протяжении нескольких десятилетий определял стиль марки.

Studebaker Commander 1938 годаStudebaker Champion 1941 годаStudebaker Commander, 1941 год

Во время Второй мировой войны производство легковых моделей свернули, но одними грузовиками дело не обошлось. Компания строила двигатели для бомбардировщиков В-17 и амфибии М-29. Но все же главной продукцией стали трехосные Studebaker US-6. Именно их и поставляли по ленд-лизу в СССР.

В советской армии у US-6 не было конкурентов, ведь он был полноприводным и перевозил до 5 тонн груза. Многие экземпляры оснащались механическими лебедками. А 6-цилиндровый мотор мощностью 95 л.с. позволял развивать 70 км/ч и был неприхотлив к топливу и маслу.

Вообще, о надежности грузовых Studebaker ходили легенды, да и проходимость оказалась выше всяких похвал. Они не только транспортировали солдат и буксировали легкую артиллерию. Именно на Studebaker US-6 монтировали знаменитые системы залпового огня БМ-13 «Катюша». Правда, в советском кино о войне их заменили на ЗИС-6, дабы не «рекламировать» американскую технику.

Установки «Катюша» монтировали именно на Studebaker US-6

С 1946 года Studebaker возобновил выпуск старых довоенных легковых авто, однако уже год спустя Раймонд Лоуи презентовал новое «семейство» моделей. А в 1950 году он удивил революционными Champion и Commander Starlight. Их передняя часть напоминала «нос» боевого истребителя, а заднее стекло выполнили панорамным.

Studebaker Champion 1947 годаStudebaker Commander 1950 года

Поначалу предложили 100-сильную «шестерку», но уже в следующем году появился новый 3,8-литровый V8 мощностью 120 л.с. Commander Starlight разгонялся до 100 км/ч за 13 с и достигал 140 км/ч. Studebaker стоил немного дороже, чем аналогичные модели Ford или Chevrolet, но благодаря необычному дизайну мог с ними конкурировать. Кроме того, среди опций предлагалась автоматическая коробка передач.

В 1953 году Лоуи создал еще более впечатляющий Commander. Элегантный, утонченный внешний вид автомобиля напоминал дорогие европейские спорткупе. Хотя двигатель остался прежним, а потому максимальная скорость составила всего 150 км/ч. Тем не менее, спрос на купе превысил предложение, завод просто не был в состоянии выпустить нужное количество авто. Да и качество изготовления «хромало», особенно антикоррозийная обработка. Несмотря на то, что через год мощность возросла до 140 сил, покупателей поубавилось.

Элегантное купе Studebaker Commander 1953 года

 В 1955 году появились более мощные и стильные Chrysler 300 и Chevrolet Bel Air. В Studebaker ответили обновлением Commander, но перестарались с хромом и испортили изящный дизайн. Компания начала нести убытки и оказалась на грани банкротства.

Спасло компанию слияние с Packard в 1957 году. Финансовые влияние позволили создать купе Golden Hawk – модификацию Commander с компрессорным 275-сильным V8. Автомобиль показал неплохую динамику: разгонялся до 100 км/ч за 8,5 с и развивал 210 км/ч.

Studebaker Golden Hawk 1957 года

Однако не дорогой Golden Hawk, а доступный Lark помог Studebaker выйти из кризиса. Компактный автомобиль в 1959 году нашел 120 тыс. покупателей. На выбор предлагали 2,8-литровую «шестерку» и 4,2-литровый V8.

Studebaker Lark 1959 года

Позже появилась мелкосерийная мелкими сериями производилась «заряженная» модификация Daytona. Компрессор поднял мощность до 335 сил, что позволило разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 240 км/ч. Этот же мотор и дисковые тормоза в 1962 году поставили и на флагманский Studebaker Gran Turismo Hawk. Кстати, именно Lark Daytona и Gran Turismo Hawk впервые в США оснастили дисковыми тормозами.

Studebaker Gran Turismo Hawk, 1963 год

Экономические проблемы продолжали преследовать  Studebaker  и в 1964 году головное предприятие в Саут-Бенде остановилось. Тогда только-только началось производство нового творения Лоуи под названием Avanti. Купе отличалось авангардным дизайном, а 240-сильный V8 обеспечивал неплохую динамику. Всего собрали 5700 автомобилей. Позже лицензию на это купе перекупил один канадский завод и мелкими сериями выпускал его с моторами Chevrolet вплоть до 90-х.

Studebaker Avanti 1963 года

В Канаде производство Studebaker продержалось до 1966 года, после чего компанию окончательно ликвидировали. Хотя знаменитая марка не существует уже более полувека, но ее помнят благодаря надежным грузовикам и стильным легковым моделям.