"Окрыленные" автомобили

Autogiro Company of America AC-35 1936 года
Autogiro Company of America AC-35 1936 года
Autogiro Company of America AC-35 1936 года
Waterman Aerobile 1937 года
Waterman Aerobile 1937 года
У Fulton FA-2 Airphibian отсоединялись крылья и хвост
У Fulton FA-2 Airphibian отсоединялись крылья и хвост
Taylor Aerocar 1949 года
Taylor Aerocar 1949 года
Moller M400 Skycar
Moller M400 Skycar
Terrafugia Transition оснащен складывающимися крыльями
Terrafugia Transition оснащен складывающимися крыльями
Terrafugia Transition прошел все испытания, его начнут продавать в конце 2012 года
Terrafugia Transition прошел все испытания, его начнут продавать в конце 2012 года
Terrafugia Transition стоит 280 тыс. долларов
Terrafugia Transition стоит 280 тыс. долларов
PAL-V – гибрид автомобиля и вертолета
PAL-V – гибрид автомобиля и вертолета
Винт и хвостовое оперение PAL-V складываются
Винт и хвостовое оперение PAL-V складываются

Развитие автомобильной и авиационной техники началось приблизительно в одно время. Оба этих вида транспорта популярны, как в автомобилях, так и в самолетах применяются самые современные технологии. Но что будет, если объединить их в одно транспортное средство. Этим вопросом не раз задавались многие изобретатели, желавшие создать летающий автомобиль. Порой конструкции получались весьма замысловатыми и оригинальными.
Впервые концепцию автомобиля, способного не только ездить, но и летать, озвучил известный американский авиаконструктор Гленн Кёртисс еще в 1917 году. И даже создал прототип Aerocar – обычный биплан с колесами от легковой машины. Однако его испытания закончились провалом. Впрочем, идея Кёртисса стала очень популярна, прежде всего, в США и у него нашлись последователи. Первым успешным летающим автомобилем стал Autogiro Company of America AC-35, совершивший свой полет в 1936 году. Он представлял собой автожир (гибрид самолета и вертолета) со складывающимися лопастями винта. АС-35 вмещал двоих людей и имел небольшой багажник. Двигателя мощностью 90 л. с. хватало, чтобы развивать 120 км/ч в воздухе и 40 км/ч на земле.
В 1937 году также построили Waterman Aerobile – «бесхвостый» летательный аппарат со съемными крыльями и двигателем Studebaker, вращающим толкающий винт. Выпустили пять Aerobile, а свою жизнеспособность они доказали, совершив перелет из Калифорнии в Огайо.
По схожей схеме выполнили и Fulton FA-2 Airphibian, впервые взлетевший в 1946 году. С виду это был обычный самолет, но при надобности его хвост и крылья отсоединялись, а кабина с двигателем превращалась в автомобиль. Собрали четыре Airphibian. Более практичным оказались Convair Model 116 и Model 118 1946 года. По сути, это были обычные автомобили, к которым вручную крепился специальный модуль, состоявший из авиадвигателя с пропеллером, крыльев и хвостового оперения. А Taylor Aerocar 1949 года перевозил крылья на специальном прицепе. Aerocar с 5,2-литровой 143-сильной оппозитной «четверкой» развивал 190 км/ч в полете и 100 км/ч – на дороге. Поначалу планировали выпустить 500 таких автомобилей, но из-за финансовых проблем собрали лишь шесть.
Опыты по созданию летающих автомобилей продолжались до середины 60-х годов. Эту идею всерьез изучали даже автогиганты вроде концерна Ford Motor Company. Однако постепенно от нее начали отказываться в силу развития вертолетов. К тому же, в те времена техника была не самой надежной, и ее отказ был чреват аварией. Падение даже небольшого летательного аппарата на переполненную людьми городскую улицу могло привести к трагическим последствиям.
О старой идее активно заговорили на рубеже тысячелетий, когда очень актуальной стала проблема загруженности больших городов машинами. В наши дни многие конструкторы рассматривают летающий автомобиль, как средство борьбы с «пробками». Он сможет ездить по дорогам общего пользования и при надобности облетать заторы.
В 2003 году появился первый прототип Moller M400 Skycar. Его создатель Пол Моллер утверждает, что это абсолютно новый вид летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой. Четырехместный Skycar укомплектован четырьмя роторно-поршневыми двигателями мощностью по 180 л. с. Каждый из них приводит отдельный винт. Максимальная скорость полета составляет 530 км/ч. Благодаря использованию в конструкции композитных материалов, транспортное средство весит всего тонну. Еще одна особенность Skycar – полностью компьютеризированная система управления. Вместо руля у него два джойстика, которые механически не соединены ни с колесами, ни с рулями высоты и поворота. Первый полет Moller M400 Skycar должен был состояться в сентябре 2011 года, но по неизвестным причинам его отложили на неопределенное время.
Гораздо проще конструкция у британского Parajet SkyCar, разработанного в 2009 году. Его основа – небольшой двухместный квадрацикл. Для полета к нему крепятся параплан и воздушный винт. Бензиновый 1,0-литровый мотор мощностью 140 л. с. позаимствован у спортивного мотоцикла Yamaha R1. На земле SkyCar разгоняется до 100 км/ч за 4,2 с и развивает 225 км/ч, а в небе способен достичь 160 км/ч. Команда испытателей во главе с разработчиком преодолела на SkyCar Гибралтарский пролив, а также совершила комбинированный пробег-перелет из Африки в Великобританию. Первая партия летающих автомобилей уже находится в производстве, а цена новинки – 50 тыс. фунтов стерлингов (65 тыс. евро).
Пожалуй, наиболее успешными и жизнеспособными проектами летающих машин являются американский Terrafugia Transition и голландский PAL-V. Опытный Terrafugia Transition впервые взлетел в небо в 2009 году, а серийную модель показали на Нью-Йоркском автосалоне в этом году. Крылья двухместного летательного аппарата складываются с помощью электропривода за 30 секунд, а бензиновый 1,2-литровый оппозитный мотор мощностью 100 л. с. может вращать как колеса, так и толкающий воздушный винт. Максимальная скорость полета – 185 км/ч, а на дороге можно развить 110 км/ч. Кузов практически полностью изготовлен из карбона, поэтому Transition весит всего 650 кг. Расход топлива в смешанном цикле – 6,7 л/100 км. Салон рассчитан на водителя и пассажира, предусмотрен и небольшой багажник. На земле автомобиль управляется с помощью рулевого колеса, а в небе – с помощью складывающегося штурвала. Он оснащен двумя подушками безопасности, кондиционером, камерой заднего вида, за доплату предлагают автопилот. Оглашена и стоимость Transition – 280 тыс. долларов, в нее входят и 20-часовые летные курсы. Первые летающие автомобили доставят владельцам уже в конце 2012 года.
Совсем другая концепция у PAL-V. Это двухместная капсула весом 680 кг со сдвижными дверьми, установленная на трех колесах. Приводит ее в движение 218-сильный мотор, способный работать как на бензине, так и на биоэтаноле, рассматривается возможность установки и дизеля такой же мощности. Вертолетный винт, толкающий пропеллер и хвостовое оперение раскладываются с помощью электропривода. Длина разбега – 50 м, а садится PAL-V вертикально. На дороге он способен разогнаться до 100 км/ч за 8 с и развить 180 км/ч, такая же максимальная скорость и в воздухе. Интересно, что при езде в поворотах транспортное средство кренится, как мотоцикл. Запас топлива позволяет проехать 1200 км или пролететь до 500 км. PAL-V совершил первый полет в марте этого года, а его ориентировочная стоимость – 300 тыс. долларов.
Конечно, идея летающего автомобиля заманчива: хочешь – едешь по дороге, хочешь – летишь по воздуху. Но она весьма сложная в исполнении, а потому подобные транспортные средства весьма дорогие и в ближайшее время не станут массовыми. Так что оживленное движение в небе и заторы на высоте пока не угрожают человечеству.