Большой американский автомобиль (Часть 2)
Были в этой величественной (слово применительно как к значимости, так и к размерам автомобилей) истории и свои нюансы. Во второй половине 50-х экономика США переживала незначительные трудности, что невольно подняло популярность маленьких европейских моделей. Но “большая тройка”, обладая огромнейшим потенциалом, без труда создавала малогабаритные модели (малогабаритные они были условно, поскольку по размерам и мощности это было что-то вроде ГАЗ 21 “Волга”), не давая, даже в этом непривычном для себя сегменте, ни малейшего шанса производителям из-за океана. В результате, в 1959 – 1961 годах в линейке General Motors появились Chevrolet Corvair, Pontiac Tempest, Oldsmobile F85 и Buick Special; Ford представил Falcon и Mercury Comet, а Chrysler Corporation – Chrysler Valiant и Dodge Lancer.
Однако пионером в создании американских “компактных автомобилей” стала четвертая по величине автомобильная фирма страны American Motors Corporation (AMC), еще в 1957 году начавшая производство модели American. AMC образовалась в 1954 г. слиянием Nash, Willys, Rambler и Hudson. Фирма Nash была известна, в первую очередь, своими радикальными намерениями отказаться от колесных ниш в угоду внешней эстетике. В 1955 году на этой фирме уже серийно производили такие автомобили. Кроме того, фирма активно позиционировала себя в секторе компактных машин. Под маркой Nash был начат выпуск небольших, по американским меркам, автомобилей Metropolitan, Statesman, Ambassador 600, которые, в некотором роде, были похожи на привычные для нас “Запорожцы”. AMC до 1957 года производила машины под разными марками, затем полностью отказалась от них в пользу марки Rambler, а с 1967 года выпускаемым автомобилям стало присваиваться название AMC.
В те же 50-ые у AMC были планы составить серьезную конкуренцию “большой тройке”. По некоторым сведениям, для этих целей планировалось даже слияние AMC с небезызвестным Studebaker (в состав которого на то время уже входил Packard – компания, которая до войны считалась одним из лидеров в США). Но преждевременная смерть одного из авторов этого проекта так и оставила эту идею в виде намерения. В результате, целая плеяда некогда известных американских марок канула в лету. Сначала ушла в небытие марка Packard, кстати, последние Packard были фактически Studebaker, окончательно утратив тот шарм, которым автомобили Packard привлекали своих покупателей. Выпуск этих, уже легендарных, машин прекратился в 1958 году.
Но вот американская экономика стала набирать обороты, и спрос на компактные автомобили несколько снизился. “Большая тройка” без существенных проблем и с особым удовольствием вернулась к своему любимому занятию: наращивание мощности и размеров в автомобилях. Это послужило закрытием другой легендарной марки – Studebaker, ведь у них преобладали преимущественно компактные по тем временам автомобили, со спортивным обликом. Такой стиль шел вразрез направлению американской автомобильной моды тех лет, что и послужило началом конца.
Затем марка Willys, которая после войны практически забросила производство легковых машин, сделав ставку на производство вседорожников для гражданского населения, получивший название Willys Jeep. Однако по уровню комфорта машина мало чем отличалась от военного варианта, да и до моды на вседорожники тогда было еще очень далеко – это привело к исчезновению марки Willys, что и произошло в начале 60-ых. Такое развитие событий не прибавило сил AMC, выбросив и их тоже на обочину рынка. По инерции компания еще существовала не одно десятилетие, периодически и безуспешно пытаясь найти свою нишу.
Были у рассматриваемой эпохи и другие, менее значительные, но все же заслуживающие внимания, моменты. Знаменателен этот период и появлением автомобилей в кузове хардтоп. Эти кузова называли также “faux cabriolet”, т.е. “ложный кабриолет”, так как они очень походили на кабриолет с поднятым верхом. От обычных закрытых кузовов они отличаются отсутствием боковой стойки крыши. Хардотопы представляются чисто американским кузовом. Благодаря тому, что крыша таких автомобилей покрыта винилом (еще одна характерная черта американских машин), сходство с кабриолетом получается разительным. Хардтопы были двухдверными (купе), четырехдверными (седан) и были даже хардтопы-универсалы.
Помимо гонки за внешность, с не меньшей активностью производители включились и в гонку мощности. Вместо довоенных нижневальных “шестерок” и “восьмерок” мощностью 100-180 л.с., покупателям предлагались верхнеклапанные V8 по 150-350 л.с. В середине рассматриваемой эпохи появился знаменитый Chrysler 300, названный так из-за того, что его мощность достигала 300 л.с. В конце 50-ых мощность некоторых автомобилей уже превышала 400 л.с. Особенно преуспел в этом плане Cadillac. Двигатели характеризовались непомерным аппетитом – 25-30 литров на 100 км, но это мало заботило автомобилистов, ведь бензин был очень дёшев. В унисон аэростилю, названия двигателей имели в то время приставку “turbo”, чтобы была внешняя и внутренняя гармония.
Именно в то время машины в массовом порядке начали оснащать коробками “автомат”, усилителями рулевого управления, электрическими стеклоподъемниками, кондиционерами, самонастраивающимися радиоприёмниками. Показательно, что почти 80% тогдашних легковых автомобилей имели автоматическую коробку передач, а в премиум-классе – все без исключения. Объяснение было очень простое: в США права получают в 16 лет, а в некоторых штатах и в 15, поэтому автомобиль должен быть в первую очередь легкоуправляемый. Явным лидером по внедрению инноваций в то время была корпорация Chrysler. В свое время инженеры компании сконструировали первые в отрасли гидравлические тормоза. Самые совершенные в американской автоиндустрии двигатели и автоматические коробки передач были произведены на предприятиях Chrysler.
Американские автомобили 50-х годов, с их космическим дизайном, огромными размерами, массой хромированных деталей впоследствии стали целым направлением в автодизайне, именуемым “детройтское барокко” (ведь главные производители автомобилей в США сосредотачивались, в основном, в Детройте и его пригородах) – эры, когда дешевые машины росли в размерах, мощности (восьмицилиндровый двигатель стал неотъемлемой частью эпохи) и роскоши (спектр дополнительного оборудования “народных” Chevrolet и Ford мог приблизить их цену к базовым моделям Cadillac или Lincoln). Внешние особенности автомобилей тех лет можно охарактеризовать следующими особенностями: вытянутый и приземистый силуэт, мощный бампер, агрессивная решетка радиатора, сдвоенные фары под козырьком и, разумеется, огромные “плавники”. В рекламе того времени утверждалось, что они повышают устойчивость автомобиля, но даже тогда это мало походило на правду.
В борьбе за покупателя автомобили подвергались обновлению каждый год. Зачастую изменения даже косметичискими было назвать сложно. Отличить автомобили разных лет или даже разных моделей можно было только по передней части, да и то, сделать это могут только эксперты.