Автомобили на еврономерах: трудности, законодательные нюансы и способы решения проблемы
Нерастаможенные автомобили на иностранных номерах за последние месяцы стали настоящей проблемой в Украине. По разным оценкам их в нашей стране уже от 600 тыс. до более миллиона. Акции протеста с требованием легализовать эти машины уже проводились не раз, однако безрезультатно. Но, похоже, теперь Верховной Раде взялись решить эту задачу.
Сначала немного ликбеза. Дело не только в недопоступлениях средств от растаможки в бюджет. Намного опаснее то, что такие автомобили очень сложно проследить, ведь владельцами их де юре считаются иностранцы. А это значит, что водители авто на иностранной регистрации могут избежать наказания за ДТП. К тому же, именно поэтому подобные автомобили уже не раз использовались для совершения преступлений.
Основная проблема с авто на еврономерах – совсем не ставки акциза и ввозной пошлины. Дело в том, что по нынешнему законодательству большинство из них вообще нельзя растаможить. Как известно, в Украину запрещен импорт б/у авто старше 2010 года, не соответствующих экологическим нормам. Именно является основным препятствием для легализации авто на иностранных номерах.
Большинство машин с европейской регистрации выпущены как раз до 2010 года. Более новые автомобили, как правило, растамаживают по введенному в прошлом году льготному акцизу и проблем с ними нет.
С одной стороны покупателей нерастаможенных автомобилей можно понять. У многих украинцев попросту нет денег на машины подороже. Хотя в принципе, несложно найти подержанные автомобили из ЕС 2011-2012 года выпуска за 3000-5000 евро. Но это будут бюджетные городские модели вроде Ford Fiesta, Skoda Fabia и Smart тогда, как на польских или литовских номерах в основном завозят старые модели премиум-класса – такие, как Audi A6, BMW 5 Series или Mercedes-Benz E-Class. А ведь они более «прожорливые», дорогие в содержании и ремонте, что как-то не вяжется с желанием купить недорогой автомобиль.
За превышение сроков законного пребывания нерастаможенных транспортных средств в Украине гражданам грозят серьезные наказания. Как правило, автомобили ввозят в двух режимах. Первый – это транзит, который разрешен на 10 дней. Это удобно для жителей приграничных областей, часто путешествующих в соседние страны. Однако если авто не выехало в страну регистрации раз в 10 дней, то ему грозит штраф в размере 170-8500 гривен (в зависимости, насколько превышен срок транзита).
Второй режим – временный ввоз на срок до 1 года, согласно Стамбульской конвенции. Если срок пребывания такого в авто в Украине превышен, то штраф составит от 850 до 17 000 гривен.
Впрочем, есть одна загвоздка – в режиме временного ввоза автомобиль должен быть зарегистрирован на иностранное юридическое лицо. Этим нередко пользуются предприимчивые дельцы, создающие в Польше или Литве фиктивные фирмы, регистрирующие на них автомобили и выписывающие доверенность на управление ими украинцами.
И тут водителей авто на иностранных номерах поджидает самая большая опасность. Если правоохранительные органы докажут, что транспортное средство используется не по назначению (то есть не работает на иностранную фирму), то будет выписан штраф в размере 300% таможенных платежей. И прецеденты уже есть, причем довольно-таки резонансные: например, жителю Черкасс суд предписал уплатить 1,68 млн. гривен за нерастаможенный Mercedes-Benz E320.
Теперь о способах решения проблемы. Их существует несколько. Сторонники авто на иностранных номерах, проводящие акции протеста, предлагают резко снизить таможенные платежи на все подержанные автомобили (как это сделали в Грузии, например). Также, по их мнению, необходимо отменить ограничение Евро-5 на б/у авто. В этом есть свой резон, если учесть, что большинство топлива на украинских АЗС – стандартов Евро-3 и 4. А чтобы оградить Украину от металлолома на колесах, следует внедрить техосмотр европейского образца на СТО.
Ранее звучали также пропозиции и даже были подготовлены специальные законопроекты, согласно которым автомобили предлагали растаможить в рассрочку на 33 года – ежегодно пришлось бы платить по 300-400 евро. Получалась бы своеобразная индульгенция, да и государство выиграло бы.
Теперь же со своей инициативой выступил Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики. Его глава Нина Южанина заявила о разработке специального законопроекта о нерастаможенных автомобилях. В парламенте предлагают на время расширить действие льготного акциза на уже ввезенные в Украину машины, выпущенные после 2000 года. Их разрешат растаможить за 1000-1400 евро, а затем граница Украины будет закрыта для авто на иностранных номерах, ввозимых по полулегальных схемах.
Проблема нерастаможенных автомобилей в Украине уже перезрела и требует срочного решения. И найти компромисс, который устраивал бы всех, очень сложно.