Zagato: итальянский креатив
Итальянские стилисты по праву считаются лучшими в этой отрасли. Наверное, чувство прекрасного и креативность у них в крови. Но, пожалуй, самыми оригинальными являются мастера Zagato. Их творения привлекали неординарностью и смелыми решениями.
Уго Загато родился в 1890 году в городке Гавелло на северо-востоке Италии. В раннем возрасте он потерял отца и вынужден был зарабатывать на жизнь в Германии. Вернувшись домой, Уго поступил в школу дизайна и устроился на работу в небольшое кузовное ателье Varesina. Когда началась Первая мировая война и автопромышленность отошла на второй план, Загато перешел в авиационную компанию Pomilio.
По окончанию войны Уго Загато решил начать свое дело. В 1919 году он переехал в Милан и открыл кузовное ателье Carrozzeria Ugo Zagato & Co. Поначалу компания сконцентрировалась на разработке гоночных болидов. Опыт работы в авиации пришелся как раз кстати. Загато применил технологии создания фюзеляжа самолета при постройке автомобильных кузовов, поэтому конструкции получались легкими и очень прочными.
Главным автомобильным предприятием Милана в то время, конечно же, считался завод Alfa Romeo. Загато быстро наладил связи с этим заводом и вскоре создал несколько кузовов для моделей G1 и RL. Они понравились руководству компании и в 1925 году главный конструктор Витторио Яно поручил создать дизайн нового Alfa Romeo 6C 1500. Молодой стилист не подвел и спроектировал очень легкий двухместный кузов кабриолет. С 1,5-литровой рядной «шестеркой» мощностью 54 л. с. автомобиль развивал 130 км/ч. Уже в 1928 году Джузеппе Кампари выиграл на нем легендарную 1600-километровую гонку Mille Miglia. Год спустя он повторил свой успех за рулем более мощной 85-сильной версии 6С 1750.
В Zagato создали несколько разных кузовов для Alfa Romeo 6C, а затем взялись за работу и над более мощной моделью 8С 2300. Благодаря 155-сильной компрессорной «восьмерке» она достигала 170 км/ч и стала одним из самых быстрых серийных автомобилей своего времени. Один из таких кабриолетов помог Тацио Нуволари выиграть в 1933 году 24-часовую гонку в Ле-Мане.
Постепенно в Zagato начали обращаться и другие автопроизводители. В 1927 году ателье выпустило кабриолеты Lancia Lambda и Bugatti Type 43. Три года спустя представили уникальный кабриолет Maserati Tipo V4 с 4,0-литровым V16 мощностью 305 л. с., способный развить невероятные, по тем временам, 260 км/ч.
Работа на авиазаводе также позволила Уго Загато постичь азы аэродинамики. В 30-х годах ателье удивило публику обтекаемыми Siata 750 Gran Sport и Lancia Aprilia Sport.
С началом Второй мировой войны Уго Загато покинул Милан, а почти все цеха его ателье были разбомблены авиацией союзников. Пришлось начинать с нуля. Но уже в 1949 году Zagato порадовали сразу тремя купе Ferrari 166 MM, Fiat 500C и Maserati A6 1500 серии Panoramica – с огромными панорамными окнами из плексигласа.
Дела компании быстро наладились и в 50-х годах она порадовала целой россыпью интересных моделей. Преимущественно это были купе класса Gran Turismo с обтекаемыми кузовами. Их визитной карточкой стала изогнутая крыша с двумя элегантными наплывами. Одним из них стал Fiat 8V: его аэродинамика была настолько продумана, что 105-сильного двигателя хватало для максимальных 190 км/ч. Именно на 8V сын Уго Загато, Элио выиграл в 1955 году престижную гонку на сверхскоростном берлинском автодроме Avus. Фирменный стиль просматривается и на купе Maserati A6G 2000 и редком Ferrari 250 GTZ.
Еще одной знаковой для Zagato моделью стал миниатюрный Abarth 750. Обтекаемое 3,5-метровое купе весом всего полтонны создали на шасси заднемоторного Fiat 600. Форсированный до 70 л. с. 850-кубовый моторчик позволял развить 190 км/ч. Abarth 750 Zagato отлично проявили себя в многочисленных гоночных сериях. Кстати, именно за эту модель Уго Загато получил престижную награду в сфере дизайна – Compasso d’Oro.
Обрел известность Aston Martin DB4 GT Zagato. Всего выпущено лишь 20 этих элегантных купе с 3,7-литровой рядной «шестеркой» мощностью 315 л. с. Результат – 6,1 с до 100 км/ч и максимальные 245 км/ч. Сейчас Aston Martin DB4 GT Zagato стоит несколько миллионов долларов.
Однако чаще всего в Zagato работали с итальянскими марками. В 1961 году увидело мир элегантное купе Lancia Appia Sport, а год спустя представили его старшего брата Flaminia Sport. А наиболее тесным оставалось сотрудничество с Alfa Romeo. Элегантный Giulietta SZ завораживает чистотой форм. Совсем другой стиль у серии купе Giulia TZ – яркий и агрессивный. Его 1,6-литровый двигатель «разогнали» до 170 л. с., что дало возможность развить 245 км/ч.
В 1965 году Загато и Alfa Romeo решили вернуться к истокам. Стилист фактически воссоздал свое первое успешное творение – Alfa Romeo 6C. Правда, построили его на платформе модели Giulia, оснастили современной 1,6-литровой «четверкой» мощностью 90 л. с. Модель назвали Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote и выпустили 92 таких кабриолета.
В 60-х Zagato разработали массовый Lancia Fulvia Sport и эксклюзивный Lamborghini 3500 GTZ. Студия дизайна расширила сферу деятельности и начала проектировать другие виды транспорта и даже военную технику.
В 1968 году Уго Загато не стало и семейный бизнес возглавили его сыновья Элио и Джанни. Под их началом внедрили новый фирменный стиль, в котором преобладали грани и углы. Его предвестником стал компактный Alfa Romeo GT Junior Z. Клиновидное купе нашло более 1500 покупателей. А вот Ferrari 330 GTC Convertible выпущен в единственном экземпляре.
Мало того, уже в середине 70-х Zagato начали разработку электромобилей. Компактный 2,1-метровый Zele даже выпустили в количестве 500 единиц. Заряда его аккумуляторных батарей хватало для пробега на 80 км.
Впрочем, основные работы Zagato – все же спортивные модели. Так, в 1984 году представили Maserati Biturbo Spider с турбированным V6. За ним последовал Aston Martin V8 Vantage Zagato. Всего произведено только 50 таких купе и 37 кабриолетов, оснащенных 5,3-литровым 430-сильным V8 и способных достичь 300 км/ч.
Более доступными и массовыми стали впечатляющие Alfa Romeo SZ и RZ 1989 года – на предприятии Zagato собрали более 1300 этих машин. Двухместные купе и кабриолет кажутся вытесанными из куска скалы. Своими силами в Zagato освоили и выпуск Lancia Hyenna. Внешне он напоминал предка Fulvia Sport, но использовал шасси полноприводного хетчбэка Delta Integrale – звезды ралли тех лет. Также следует отметить оригинальные концепт-кары вроде Ferrari FZ93 и Lamborghini Raptor.
В конце 90-х Zagato начали возвращаться к истокам и снова практикует более изящный неоклассический стиль. Его черты заметны в эксклюзивных версиях Aston Martin DB7, Ferrari 575, Bentley Continental GT, Maserati GranSport. Была возрождена линейка Alfa Romeo TZ – в 2011 году представили броский TZ3 Stradale с 600-сильным V10 под капотом.
В наши дни ателье под обрело инвестора из Индии, но все равно пребывает под руководством Андреа Загато, внука основателя марки. Оно проектирует преимущественно эксклюзивные кузова для уже существующих моделей. В чертах Aston Martin DBS Coupe Centennial сразу узнается V8 Vantage Zagato, а преемником Lamborghini Raptor по праву считается купе 5-95. Новейшее творение итальянских дизайнеров – утонченный Aston Martin Vanquish Zagato с 600-сильным V12, который выпустили в трех вариантах – купе, кабриолет и универсал.