Ford GT40: американский прорыв в гонках
На днях в кинотеатрах вышел новый голливудский фильм «Аутсайдеры» (Ford против Ferrari). В его основе лежат реальные события – одно из самых известных противостояний в автоспорте второй половины ХХ века.
Так сложилось исторически, что самые престижные гонки проходят в Европе, поэтому многие американские и азиатские команды старались показать себя не только на родине, но и в Старом свете. В начале 60-х годов автомобили Ford неплохо проявляли себя в соревнованиях. Серийные купе Galaxie доминировали в кузовном чемпионате NASCAR, а в чемпионате GT успешно выступали Ford Shelby Cobra.
Но для выхода на наивысший международный уровень нужны были более совершенные модели – специально созданные спортпрототипы. Глава концерна Ford Motor Генри Форд II мечтал о громких победах в соревнованиях на выносливость – таких, как знаменитая 24-часовая гонка в Ле-Мане, что во Франции.
В то время королями Ле-Мана были красные «жеребцы» Ferrari. Итальянская компания испытывала финансовые затруднения и Энцо Феррари выставил свое детище на продажу. В Ford решили приобрести Ferrari и предложили баснословную, по тем временам, сумму – 18 миллионов долларов. По началу гордый итальянец согласился, тем более, что его решили оставить почетным президентом Ferrari. Но в последний момент Энцо узнал, что не сможет принимать решений без консультаций с руководством Ford, то в грубой форме выставил американцев за двери офиса.
Естественно, такое поведение Феррари очень разозлило Генри Форда II, и он решил доказать, что самостоятельно сможет достичь успехов в гонках. А для этого нужно победить красные болиды в Ле-Мане. Так в Ford открыли новую гоночную программу по созданию спортпрототипа.
В 60-х постепенно начали доминировать начали среднемоторные модели, но у Ford не было опыта их создания. Поэтому за помощью обратились к британской компании Lola, которая уже строила болиды с использованием агрегатов Ford. К 1963 году совместными усилиями создали обтекаемое купе и кабриолет, названные GT40. Цифровой индекс указывал на небольшую высоту – 40 дюймов (1030 мм). В основе GT40 лежал стальной монокок, к которому крепились стеклопластиковые кузовные панели. Таким образом удалось сделать автомобиль легким – 907 кг. Знакомый по Ford Mustang 4,7-литровый V8 доработали и подняли его мощность до 385 л. с., а в паре с ним работала 5-ступенчатая механическая трансмиссия. Конечно, были установлены независимая подвеска и дисковые тормоза всех колес.
Ford GT40 испытывали год: на тестах купе развивало 315 км/ч и разгонялось до 160 км/ч за 9 с. В апреле 1964 года несколько машин привезли на тесты в Ле-Ман. Это чуть не обернулось трагедией: на длинных прямых «носу» автомобиля не хватало прижимной силы. Один GT40 разбился, а другой был серьезно поврежден. В срочном порядке болиды отправили в Великобританию на доработку – им изменили дизайн передней части, что решило проблему. Но полностью от «детских болезней» избавиться не удалось. Во время дебютной 24-часовой гонки GT40 были очень быстрыми, но все сошли из-за технических проблем.
Это была настоящая катастрофа, но Генри Форд II не привык сдаваться. Просто конструкция была еще очень сырой. Тогда руководство Ford решило обратиться к своему давнему партнеру Кэроллу Шелби. Техасец взялся за доработку модели и в феврале 1965 года GT40 добыл свою первую победу на Гран-при в Дайтоне. Но Ле-Ман снова не покорился – GT40 установили рекорд круга в гонке, но до финиша не доехали.
Новый сезон 1966 года команда Ford встретила во всеоружии. От развития кабриолета отказались и сконцентрировались на купе. Проблемы с надежностью удалось решить, что показало первое место в гонке в Себринге. А к Ле-Ману же подготовили обновленный GT40 MkII. К его созданию Шелби подошел чисто по-американски: установил под капотом огромный 7,0-литровый V8. Купе стало тяжелее на 150 кг, но это компенсировалось серьезной мощностью – 485 л. с. На прямых болиды Ford без труда развивали 340 км/ч. С такими монстрами конкурировать было невозможно: GT40 заняли первое, второе и третье места, причем были так близко, что победителя определял фотофиниш. Триумфовал экипаж Криса Эймона и Брюса МакЛарена. Затем Ford продолжил победоносную ходу на Гран-при в Дайтоне и Реймсе, что позволило команде выиграть чемпионат мира. Генри Форд II ликовал, он доказал Энцо Феррари, что его автомобили лучше.
Отметить победу решили семью дорожными Ford GT40 MkIII. Они отличались более мягкой подвеской, двухместным салоном, наличием багажника отопителя и радио. Мощность 4,7-литрового мотора снизили до 335 л. с., но динамика все равно была отличной – 5,3 с до 100 км/ч и максимальные 265 км/ч. Автомобиль стоил 18 500 долларов, то есть дешевле дорожных Ferrari и Lamborghini.
Американцы ликовали, но решили не останавливаться на достигнутом. На следующий год подготовили улучшенный GT40 MkIV. Его проектировали уже без участия Lola. В Детройте создали полностью новый кузов – более обтекаемый и с лучшей прижимной силой. В конструкции были широко использованы алюминиевые сплавы, поэтому массу снизили до 1000 кг. Мощность 7,0-литрового мотора выросла до 500 л. с., а максимальная скорость достигла 354 км/ч. MkIV повторил успех в Ле-Мане – на сей раз победителями стали американские звезды автоспорта Дэн Гарни и Энтони Фойт. Ford также победил в 12-часовой гонке в Себринге.
Со сверхмощными американскими автомобилями было трудно бороться на трассе, и тогда соперники пошли другим путем. В Международной федерации автоспорта постановили ограничить объем двигателей спортпрототипов на отметке в 5,0 л. После этого в Ford решили прекратить развитие программы GT40 так, как она была весьма затратной.
Но болиды Ford не покинули гонки, их продолжали использовать частные команды. Особенно успешными оказались GT40 британца Джона Уайера. Он приобрел взял стандартные купе 1965 года, улучшил их аэродинамику и установил новый 5,0-литровый V8 мощностью 425 л. с. Так получился GT40 MkI Gulf. В 1968 году он повторил успех в Ле-Мане с Педро Родригесом и Люсьеном Бьянчи за рулем. Кроме того, команда Ford снова победила в чемпионате мира. Покорился Ле-Ман и в 1969 году. Интересно, что четвертый триумф в круглосуточной гонке принесли уже другие пилоты (Жаки Икс и Джек Оливер), но они использовали тот же автомобиль, что и их предшественники. Шасси и двигатель без труда выдержали два 24-часовых марафона.
В 1970 году Ford GT40 отправили на заслуженный отдых, ведь конкуренты стали мощнее и быстрее. Купе вошло в историю, как один из самых успешных гоночных автомобилей своего времени, оно стало символом целеустремленности и воле к победе. Всего выпустили 107 машин, но коллекционерам этого показалось мало, и за ними началась настоящая охота. Даже сейчас многие специализированные компании выпускают копии GT40. А в 2005 году появилось купе Ford GT, которое внешне является практически копией знаменитого предка.