Audi Quattro: пионер полного привода
Audi знамениты своим постоянным полным приводом Quattro. Он уже стал визитной карточкой немецкой марки, а появился он на знаменитой модели, которую так и назвали – Audi Quattro.
Долгое время полный привод считался прерогативой вседорожников и грузовых автомобилей и основной его функцией считали улучшение проходимости. Хотя попытки приспособить его для легковых моделей и, в частности, гоночных болидов предпринимались еще с 30-х годов
Идея полноприводного купе родилась у инженера Audi Йорга Бенсингера после испытаний Volkswagen Iltis. Этот вседорожник создали для немецкой армии с использованием агрегатов Audi 100 и применили на нем инновационную систему постоянного полного привода с компактным механическим центральным дифференциалом. Тогда большинство вседорожников использовали принудительно подключаемый полный привод с большой и тяжелой раздаточной коробкой. Бенсингера поразила хорошая управляемость Iltis на льду и мокром асфальте, понравился ему и небольшой вес полноприводной трансмиссии. И он решил, что такая система неплохо подошла бы для легковой модели.
За основу для новинки взяли купе Audi 80. Внешние изменения были минимальны – несколько иная решетка радиатора, новая оптика и слегка расширенные колесные арки. Кроме полного привода автомобиль получил еще и новый 2,1-литровый 5-цилиндровый двигатель с впрыском топлива и турбонаддувом мощностью 200 л. с. Помимо межосевого, заблокировать можно было и задний дифференциал. Подвеска всех колес была независимой, а тормоза – дисковыми (передние – вентилируемыми).
Название автомобилю подобрали соответствующее – Quattro. В переводе с итальянского оно означает «четыре», что намекало на четыре ведущих колеса. Презентация автомобиля состоялась в начале 1980 года, причем презентацию для прессы провели в заснеженных швейцарских Альпах. В Audi пошли на очень рискованный шаг – «обули» все Quattro в летнюю резину. Но на тест-драйве автомобиль показал отличные управляемость на льду и сцепление с дорогой – лучше, чем у моноприводных моделей на зимней резине. Также была отмечена очень неплохая динамика – 7,1 с до 100 км/ч и максимальные 212 км/ч. Широкий перечень опций включал кожаный салон, кондиционер, гидроусилитель руля, магнитолу, подогрев сидений и электростеклоподъемники.
Практически сразу Quattro решили использовать в автоспорте. Специальную 320-сильную версию купе подготовили для чемпионата мира по ралли и в 1981 году она вошла в историю. Дебютную победу Audi принесла француженка Мишель Мутон, ставшая первой женщиной, победившей на этапе чемпионата мира по ралли WRC. Год спустя команда Audi в составе Мишель Мутон, Ханну Миккола и Стига Бломквиста одержала Кубок Конструкторов, а в 1983 году Миккола стал чемпионом мира.
Еще больший успех пришел к Quattro в 1984 году – пять побед на этапах WRC, чемпионство Бломквиста и еще один Кубок Конструкторов. Мощность раллийного Quattro S1 достигла невероятных 475 л. с., а время разгона до 100 км/ч составило всего 3,1 с. Audi не было равных, и вскоре все раллийные команды начали внедрять полный привод.
Audi Quattro считался имиджевой моделью марки и выпускался в небольших количествах. Автомобиль постоянно модернизировали. Так, в 1982 году подготовили новый 2,2-литровый двигатель: мощность осталась прежней, но увеличился крутящий момент. Год спустя, чтобы отметить раллийные успехи, выпустили эксклюзивный Audi Sport Quattro. Он получил 306-сильную версию мотора, а колесную базу уменьшили на 32 см. Масса снизилась до 1300 кг за счет использования кевлара. Это купе разгонялось до 100 км/ч за 4,8 с и развивало 250 км/ч. В салоне появилась цифровая приборная панель, а комплектацию дополнила антиблокировочная система тормозов ABS (вскоре это оборудование появилось и на стандартных Quattro). Стоил такой автомобиль свыше 200 тыс. марок (как два Porsche 911 Turbo), поэтому не удивительно, что выпустили всего 223 Sport Quattro.
Еще одной страницей в истории спортивных успехов Quattro стала американская гонка Pikes Peak. Спортсмены соревнуются на время, кто быстрее покорит гору Пайк в Колорадо (США). Извилистая трасса длиной 20 км насчитывает 156 поворотов, а перепад высот составляет почти 3000 м. В 1984 и 1985 годах Pikes Peak покорилась Мишель Мутон, в 1986 году победителем за рулем Audi стал американец Бобби Ансер, а год спустя триумфальную точку поставил легендарный немецкий раллийный асс Вальтер Рёрль. Причем, для него подготовили финальный, 600-сильный вариант Quattro S1, оснащенный революционной трансмиссией с двумя сцеплениями.
Ноавые правила ралли заставили Audi покинуть чемпионат WRC. Но Quattro еще смог порадовать победами, на сей раз – в кольцевых гонках. В 1989 году заводская команда победила в американском кузовном чемпионате IMSA GT. Болиды использовали двигатель и ходовую Quattro S1, но получили кузова от седана Audi 90.
Постепенно в модельном ряду Audi появились все новые версии с полным приводом. Подобными модификациями обзавелись Audi 80, 90, 100 и все они несли обозначение Quattro. Эта традиция сохранена и до наших дней. Оригинальное же купе выпускали до 1991 года, причем последняя версия получила усовершенствованный 220-сильный двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр. Она могла развивать 230 км/ч. Всего за 11 лет собрали 11 452 дорожных Audi Quattro.