Mercury: для среднего класса
Сейчас концерн Ford Motor включает только две марки – Ford Lincoln. Впрочем, раньше его палитра была более разнообразной, ведь он включал и европейские марки Volvo, Jaguar, Land Rover и Aston Martin, и уже несуществующую американскую компанию Mercury.
Инициатором создания Mercury был единственный сын Генри Форда, Эдсел. Он всегда старался привнести в Ford Motor Company новые веяния, что нередко приводило к конфликтам с отцом. Однако некоторые решения Эдсела оказались очень удачными. В частности, именно он настоял на покупке Lincoln, что позволило концерну закрепиться в сегменте дорогих автомобилей. В 1937 году у Форда-младшего родилась новая идея – создать новую марку, которая заняла бы нишу между Ford и Lincoln. После депрессии 1929-1933 годов Америка стала на ноги, возродился и средний класс, у которого появилось больше денег. Именно на него решили ориентироваться Buick, DeSoto и Oldsmobile. Генри Форд после долгих споров прислушался к мнению сына, и вскоре создали подразделение Mercury. Назвали ее в честь Меркурия – вестника богов в древней Греции, славившегося своей быстротой и элегантностью.
Презентация новой марки состоялась в Нью-Йорке 5 ноября 1938 года. В основе первой модели Eight лежал прототип Ford Falcon. Своим дизайном первый Mercury во многом напоминал знаменитый Ford V8, ведь обе машины проектировал дизайнер Боб Грегори. Однако были и существенные различия. Так, колесную базу Mercury удлинили на 102 мм, а отделку салона сделали богаче. К тому же, автомобиль оснастили более мощной 4,0-литровой 95-сильной «восьмеркой». Покупателям предложили двухдверный и четырехдверный седаны, купе и кабриолет. При цене в 915-1018 долларов они были примерно на 100-200 долларов дороже аналогичных Ford. Тем не менее, покупатели оценили новинку: за первый год было выпущено 75 тыс. автомобилей, а в 1940 году – 81 тыс. Вскоре модельный ряд расширил оригинальный универсал, кузов которого щедро декорировали деревом, а список опций пополнил кожаный салон.
Вступление США во Вторую мировую войну сопровождалось полной остановкой производства легковых автомобилей. На заводах Mercury началось изготовление армейских грузовиков, карет «Скорой помощи» и автобусов. Выпуск мирной продукции возобновили лишь 1 ноября 1945 года, но «отец» марки Эдсел Форд уже не увидел этого – в 1943 году он скончался от рака. У руля всего концерна Ford стал его сын – Генри Форд II, который перевел Mercury под крыло Lincoln.
На первых порах в Mercury серьезно не обновляли успешные довоенные модели. Разве что немного изменили решетку радиатора, добавили в список опций электростеклоподъемники и автоматическую трансмиссию, а мощность двигателя подняли до 100 л. с. Кстати, выпуск грузовой и автобусов техники решили не прекращать. Наоборот, линейку расширили, представив компактный пикап Mercury M47.
Новые Mercury Eight увидели мир в 1949 году и сразу произвели фурор. Длинные и низкие автомобили привлекли внимание публики своими обтекаемыми формами. Под их капотом установили новую 4,2-литровую рядную «восьмерку» мощностью 110 л. с. Версия с кузовом купе даже сейчас очень ценится среди коллекционеров. В следующем году модель начала спортивную карьеру: выиграла два этапа чемпионата NASCAR и удостоилась чести стать машиной безопасности на знаменитой гонке «500 миль Индианаполиса».
В 1950 году состоялась премьера полноразмерной модели Monterey. Поначалу представили купе, а затем добавили седан и универсал. Именно на Monterey дебютировал первый V8 собственной разработки – 4,8-литровый 188-сильный. Именно на этой модели впервые в мире в качестве опции предложили панорамную прозрачную крышу. Автомобиль приняли положительно, производство стало расти, и в том же году с конвейера сошел миллионный Mercury.
За Monterey последовал более дорогой Mercury Montclair. Автомобиль с низкой крышей и характерными «килями» на задних крыльях своим дизайном напоминал звездолет. Вершиной стиля 50-х стал роскошный Turnpike Cruiser с огромным 7,0-литровым V8, который развивал 360-400 л. с. (в зависимости от версии). На то время это был один из самых мощных автомобилей в мире. Инженеры разработали для него новые опции: бортовой компьютер и электропривод сидений с памятью на настройки. При этом модель была дешевле, чем аналогичные Cadillac и Lincoln. На основе Turnpike Cruiser создали огромные девятиместные универсалы Colony Park и Commuter.
Начало 60-х годов ознаменовалось отходом аэростиля и продолжением гонки мощностей. В Mercury быстро отреагировали: к 1964 году мощность моделей Mercury Monterey и Marauder достигла 425 л. с. Этого хватало, чтобы разогнаться до 100 км/ч за 5,5 с и достичь 230 км/ч.
Под руководством нового вице-президента Ли Яккоки концерн Ford претерпел небольшую революцию. Наряду с огромными 5,5-метровыми дорожными крейсерами начали производить и более компактные среднеразмерные модели: такие, как Mercury Comet на базе Ford Falcon. Базовую версию оснастили экономичной 2,4-литровой рядной «шестеркой» мощностью 85 л. с., но уже к 1966 году появилась «горячая» модификация Cyclone с 6,4-литровым 335-сильным V8. А два года спустя представили полностью новый Mercury Cyclone с обтекаемым кузовом типа купе-фастбэк.
Яккока также воспользовался успехом Ford Mustang и в 1967 году представил его более роскошного собрата – Mercury Cougar. Он использовал ту же платформу, но был немного больше по размерам. Его позиционировали, как более дорогую и богато оснащенную модель, поэтому салон Cougar декорировали кожей и деревом, а подвеску сделали несколько мягче. Самый доступный вариант получил 4,7-литровый 200-сильный V8, но покупатели могли выбрать и 7-литровый мотор мощностью 335 л. с. от Cyclone. С ним разгон до 100 км/ч занимал 5,6 с. Кроме того, предлагали особый пакет Eliminator, включающий 5,0-литровый 290-сильный двигатель, задний спойлер, воздухозаборник на капоте и спортивные амортизаторы.
В то же время продолжалось развитие огромным дорогих седанов: появились новейшие Marquis и Park Lane. Однако постепенно к середине 70-х они стали менее популярными. Причиной тому послужили новые экологические нормы, существенно ограничившие мощность двигателей. А затем и топливный кризис внес свою лепту в уничтожение целого класса мощных машин. Mercury Cyclone, Marauder и Monterey сняли с производства, а двигатель Cougar 1974 года развивал всего 216 л. с. Мало того, теперь его предлагали не только с кузовом купе, но как седан и универсал. Производили также небольшие экономные модели Bobcat (двойник Ford Pinto) и Zephyr – собрат Ford Fairmont. Они позволили радикально повысить продажи: в 1978 году Mercury установил новый рекорд – 580 тыс. выпущенных машин.
Но вместе с тем в модельном ряду появилось и новое спорткупе. Под маркой Mercury в США начали продавать европейский Ford Capri. Пусть даже флагманская его версия оснащалась скромным (по американским меркам) 2,8-литровым 150-сильным V6, зато она обладала отличной управляемостью. Capri стал вторым, после Volkswagen Beetle, по популярности импортным автомобилем в США. А следующее поколение купе, показанное в 1979 году, уже использовало платформу Mustang. Таким образом, оно заняло место Cougar, который перешел в бизнес-класс.
В 1980-х годах все больше новых Mercury становились просто более дорогими вариациями существующих моделей Ford. Так, Lynx спроектировали на базе Ford Escort, Grand Marquis «породнился» с Ford Crown Victoria и даже легендарный Cougar стал очень похож на Ford Thunderbird. Конечно, такие решение не способствовали популяризации марки, хотя были и исключения. Mercury Sable, дебютировавший одновременно с родственным Ford Taurus, был очень популярным, благодаря обтекаемому дизайну и экономичным двигателям. Но разрабатывали и самостоятельные модели вроде нового Capri – небольшого двухместного кабриолета.
Следуя модным тенденциям, в Mercury совместно с Nissan в 1993 году разработали свой первый мини-вэн Villager, а в 1997 году появился и вседорожник Mountaineer. Два года спустя представили абсолютно новое купе Cougar. Оно стало переднеприводным и использовало платформу Ford Mondeo, а самым мощным мотором был 2,5-литровый 170-сильный V6. В 2004 году неожиданно возродили Mercury Marauder – заряженный 300-сильный вариант классического заднеприводного Ford Crown Victoria.
Конечно, стратегия создания клонов не способствовала самобытности марки и спрос на Mercury постепенно падал. Руководство Ford Motor давно подумывало о закрытии неприбыльного подразделения, а остаточным ударом стал мировой экономический кризис. За 2009 год было продано всего 90 тыс. машин и было принято решение с 2011 года ликвидировать Mercury.