Взлеты и падения «Серебряных стрел»
Mercedes-Benz – старейший автопроизводитель в мире, он ведет свою родословную от изобретателей автомобиля Карла Бенца и Готлиба Даймлера. Его трехлучевая звезда является символом не только роскоши, но также отличных технических характеристик и спортивного духа. Ведь в истории штутгартской марки было немало побед в различных соревнованиях. Гоночные модели Mercedes-Benz называют «Серебряными стрелами».
Автомобили из Штутгарта стояли у истоков соревнований. Уже в первой в мире гонке Париж-Руан 22 июля 1894 года приняли участие сразу три экипажа на Benz. И хотя лучшим результатом немцев стало 14-е место, почин был дан.
Гонки были отличным способом прорекламировать продукцию и немецкие болиды принимали участие в них с начала ХХ века. В 1908 году появилась модель 120 PS Grand Prix. С 12,8-литровой 120-сильной бензиновой «четверкой» она могла развить 160 км/ч. Но конкуренты были еще мощнее, поэтому Карл Бенц поставил задание построить достойный болид. Причем не просто скоростной, а самый быстрый в мире. Улучшить характеристики решили весьма простым путем: установили огромный 21,5-литровый 200-сильный мотор от дирижабля. Конструктор Фриц Эрле создал узкий обтекаемый кузов. Так, в 1909 году родился Benz Blitzen («молния»). Автомобиль действительно соответствовал своему названию: он был очень быстр и сразу побил все возможные рекорды. Сначала ему покорилась отметка в 200 км/ч, а в 1914 году Blitzen промчался по дну высохшего соляного озера Бонневиль (США) со скоростью 229 км/ч. На гоночных трассах в Брукландсе, Франкфурте и Индианаполисе ему также не было равных. Хотя управлять автомобилем без передних тормозов было совсем непросто.
В команде Daimler в то время блистал Mercedes-Simplex, выигравший соревнования в Ницце, Франкфурте и Детройте. При этом машина оставалась достаточно комфортабельной. Американский миллиардер Уильям Вандербильт совершил на нем 600-километровый пробег из Каннштатта в Париж.
Окончательное становление заводской команды из Штутгарта произошло в середине 20-х годов после объединения Daimler и Benz в один концерн. Руководителем гоночного подразделения в 1926 году стал Альфред Нойбауер и сразу же взялся за создание «конюшни». Тогда же появилась абсолютно новая модель Mercedes-Benz SSK, созданная под руководством гениального конструктора Фердинанда Порше. За большой вес (около двух тонн) и белую окраску кабриолет назвали «белым слоном». Очень скоро болид опроверг обидные прозвища: 9 июля 1927 года Рудольф Карачиолла и Адольф Розенбергер заняли два первых места на гонке в Нюрбургринге.
За год автомобили Mercedes-Benz SSK приняли участие в более чем 90 соревнованиях и выиграли множество горных и кольцевых гонок. Лидер Mercedes-Benz Караччиола «штамповал» победу за победой. В 1928 году он опять покорил Нюрбургринг, а его напарники Отто Мерц и Кристиан Вернер заняли второе и третье места. Но самым выдающимся был триумф в изнурительной 1600-километровой гонке Mille Miglia. Для этого соревнования под руководством Нойбауера создали новую модификацию авто Mercedes SSKL (L от немецкого Leicht, то есть легкий). Действительно, вес машины снизился до 1350 кг. А вот мощность 7,1-литровой рядной «шестерки» с компрессором подняли с 180 до 300 л.с., в результате чего скорость составила 235 км/ч. Такой автомобиль не имел конкурентов и в 1931 году Караччиола стал чемпионом Европы по горным гонкам.
Интересно, что спортивные модели даже принимали участие в Гран-при Львова. Трассу проложили в городе прямо по городским брусчатым дорогам – получился такой себе аналог Монте-Карло. В 1931 году гонку выиграл Ганс Штук на Mercedes-Benz SSK.
С 1934 года ассоциация автогонок АICAR объявила об изменении технического регламента и организации соревнований класса Формула. Чтобы облегчить управление тяжелыми болидами, их вес ограничили 750 килограммами. Считалось, что на легкий гоночный автомобиль нельзя установить тяжелый и мощный двигатель, поэтому объем мотора не ограничивали. Гонки проводились на самых известных европейских автодромах, а их дистанция достигала 500 км.
Естественно, SSKL не соответствовал этим требованиям, необходимо было начать работу над его наследником. Но из-за экономической депрессии и недостатка средств компания из Штутгарта не нашла нужные средства, и была вынуждена ненадолго приостановить свое участие в гонках. Однако неожиданно помощь пришла от власти: правительство выделило 500 тыс. марок директору команды Альфреду Ноебауэру на создание нового болида. О меценатстве на благо автоспорта речь не шла – преобладал холодный расчет. Дело в том, что многие гоночные технологии могли найти применение в боевой технике. Особенно заинтересовала власть технология создания механических компрессоров, которые можно было использовать в двигателях самолетов. Кроме того, в Mercedes-Benz начались разработки революционного непосредственного впрыска топлива.
В Штутгарте закипела работа над новой моделью, получившей индекс W25. Команда конструкторов во главе с талантливым Рудольфом Уленхаутом создала настоящий технический шедевр. Его рядный 8-цилиндровый компрессорный мотор с двумя распредвалами в головке блока цилиндров развивал 314 л. с., а использование особого топлива, состоявшего из бензина, этилового спирта и метанола, позволило развить даже 354 л. с. Максимальная скорость болида достигала невероятные по тем временам 282 км/ч. Чтобы он мог еще и замедляться уверенно, его оснастили огромными барабанными тормозами диаметром 400 мм с передовым гидравлическим приводом. Подвеска всех колес была независимой.
Однако перед первой гонкой чемпионата команду Mercedes-Benz постиг шок: их автомобиль весил 751 кг, то есть, на килограмм больше установленного лимита. И тогда ночью Альфред Нойбауер приказал содрать с автомобилей всю белую краску. Это позволило вложиться 750 кг. Болиды засверкали серебристыми алюминиевыми кузовами. Манфред фон Браухич выиграл эту гонку, поэтому счастливый серебряный цвет стал официальным цветом Mercedes, а журналисты скоро придумали для машин название Silberpfeile («Серебряные стрелы»). Так родилась легенда.
Хотя почивать на лаврах не пришлось, ведь у штутгартцев появился достойный соперник – Auto Union. Эта команда также получила субсидии от немецкого правительства, а еще смогла переманить Фердинанда Порше, который и создал уникальный среднемоторный болид Туре А. Да и пилоты оказались не хуже: покинувший Mercedes-Benz Ганс Штук и Ахилл Варци составили достойную конкуренцию Рудольфу Караччиоле и Герману Лангу. Но штутгартцы выступили достойно: в 1935 году выиграли 9 гонок из 10, а Караччиола стал первым чемпионом Европы. Ну а Mercedes-Benz W25 постепенно модернизировали и вскоре его мощность достигла внушительных 494 л.с. Однако этого оказалось мало и следующий чемпионат «Серебряные стрелы» с позором проиграли, завоевав лишь одну победу. Новый Auto Union Type C с 520-сильным компрессорным V16 оказался вне конкуренции.
В Штутгарте не могли стерпеть поражения, и для реванша подготовили новую модель Mercedes-Benz W125. Это был настоящий гоночный монстр с 5,6-литровой компрессорной «восьмеркой» мощностью 595 л. с. Даже ныне этот показатель заслуживает уважения, ведь болиды современной Формулы-1 смогли превысить его только в 1980 году. W125 мог легко разогнаться до 320 км/ч. Напомним, шел 1937 год. Мотор потреблял 160 л бензиново-этаноловой смеси на 100 км, поэтому понадобилось установить за водительским сиденьем огромный 250-литровый бак. В 1936 году разрешенный вес подняли до 850 кг, но все равно для облегчения конструкции пришлось уменьшить колесную базу на 25 см. Конечно, все соперники были повержены, и Караччиола вернул себе чемпионскую корону, выиграв четыре Гран-при. А специальный обтекаемый W125 Rekordwagen на трассе Авус смог установить мировой рекорд скорости – 432 км/ч!
Конечно, такими мощными автомобилями было очень трудно управлять. Только настоящий мастер мог справиться с 600-сильным болидом, оснащенным очень узкими шинами и барабанными тормозами. Поэтому в целях безопасности было решено с 1938 года ограничить рабочий объем двигателя до 3,0 л. Новый Mercedes-Benz W154 получил 425-сильный V12 с механическим нагнетателем и 5-ступенчатую коробку переключения передач, а к концу сезона двигатель развивал уже 475 л. с. при 8000 об/мин. Поначалу его даже хотели оснастить непосредственным впрыском топлива, но система оказалась ненадежной. Автомобиль вышел более обтекаемым, заметно улучшилась его управляемость. На прямых он лишь немного проигрывал W125 (достигал 309 км/ч), но зато в поворотах был быстрее. Из девяти гонок сезона пилоты Mercedes-Benz выиграли шесть, а Рудольф Караччиола в третий раз стал чемпионом Европы.
Параллельно с W154 шла разработка и менее мощной модели с 1,5-литровым компрессорным двигателем (с 1940 года планировали снова уменьшить разрешенный объем «формульных» моторов). Этот V12 развивал 254 л. с. и позволял достигать 272 км/ч. Два автомобиля привезли на Гран-при 1,5-литрового класса в ливийском Триполи, и они пришли на финиш первым и вторым.
Война прервала победный ход «Серебряных стрел». Многие гонщики ушли на фронт, но Рудольф Караччиола принципиально отказался воевать и уехал в нейтральную Швейцарию. Заводы Mercedes-Benz перепрофилировали на выпуск двигателей для истребителей Messerschmitt-109. К 1945 году 90% предприятий концерна оказались разрушенными. О гонках не могло быть и речи, нужно было восстанавливать производство. Никто уже не верил, что штутгартцы вернутся в автоспорт. Никто - кроме Альфреда Нойбауера и его команды.
И в 1951 году такое возвращение состоялось. На довоенных болидах ветеран гонок Герман Ланг, а также молодые Карл Клинг и Хуан-Мануель Фанхио заняли соответственно второе, третье и шестое места на Гран-при Аргентины. А в следующем году на гоночные треки выехало обтекаемое купе Mercedes-Benz 300SL. За поднимающиеся вверх двери его прозвали Gullwing («Крыло чайки»). Команда Mercedes-Benz в составе Германна Ланга и Фрица Райса без проблем выиграла 24-часовую гонку в Ле-Мане и соревнование на Нюрбургринге. В мексиканской гонке Carrera Panamericana в лобовое стекло «Серебряной стрелы» на скорости 220 км/ч врезался огромный гриф. Но это не помешало Клингу записать в свой актив очередную победу.
Победное шествие «Серебряных стрел» продолжалось. В 1954-55 годах состоялось триумфальное возвращение в Формулу-1. Легендарный аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио дважды выиграл чемпионат мира на уникальном болиде W196, оснащенном впрыском топлива. Технология позволила 2,5-литровой атмосферной «шестерке» развить 290 л. с. А 3,0-литровую 300-сильную версию мотора установили на модель 300SLR, на которой Стирлинг Мосс вернул в Штутгарт кубок победителя Mille Miglia. Кстати, 300SLR стал первым в мире автомобилем с активной аэродинамикой: при замедлении на больших скоростях сзади поднимался воздушный тормоз.
Триумф Mercedes-Benz прервался в 1955 году. Во время Гран-при в Ле-Мане болид Пьера Левега попал в аварию - вылетел на трибуны и убил более 80 зрителей. Спустя несколько часов оставшиеся машины команды сняли с соревнования, а вскоре концерн Daimler-Benz решил уйти из автоспорта.
Первая попытка возвращения штутгартской компании в большие гонки произошла через долгих 34 года. В 1989 году новые 700-сильные «Серебряные стрелы» Sauber-Mercedes С9 вернулись в чемпионат спортпрототипов GT и сразу же победили в 16 из 18 гонок сезона, в том числе завоевали первое место в Ле-Мане. За рулем этой гоночной модели в 1990 году дебютировал Михаэль Шумахер, да еще и завоевал первую свою серьезную победу в Гран-при Японии. Параллельно доработанные Mercedes-Benz начали выступать в немецком кузовном чемпионате DTM, и на данный момент на их счету – уже 15 чемпионских титулов. А спортпрототип Mercedes-Benz CLK-GTR стал чемпионом в классе FIA GT в 1997 году.
Но в Формулу-1 заводская команда вернулась не сразу. Сначала концерн взялся поддерживать «конюшню» McLaren – предоставил ей свои двигатели. Результат не заставил себя долго ждать: два чемпионских титула Мики Хаккинена (1998 и 1999 год) подтвердили, превосходство моторов с трехлучевой звездой. На протяжении 10 лет McLaren-Mercedes находилась среди лидеров, а в 2008 году чемпионат выиграл Льюис Хэмилтон. Год спустя победную ходу продолжила команда Brawn GP. И хотя двигатели Mercedes-Benz она получила буквально накануне старта нового сезона, это не помешало Дженсону Баттону стать первым.
Успехи Brawn GP заинтересовали руководство концерна Daimler-Benz, и оно решило выкупить команду. Во главе ее оставили Росса Брауна, который не только добился успеха с Brawn GP, но и ранее прославился, как талантливый стратег Ferrari. С 2010 года заводская команда Mercedes GP снова пришла в Формулу-1, а вместе с ней вернулся и Михаэль Шумахер.
Чемпионство Нико Росберга и сразу шесть титулов Льюиса Хэмилтона подтвердили правильность возвращения Mercedes в королевские гонки. Новые болиды продолжают славное дело тех первых «Серебряных стрел» начала века и уверенно доминируют в современной Формуле-1.