Bugatti Туре 57: популярный эксклюзив
В линейке Bugatti никогда не было доступных моделей, ведь ставку делали на роскошь и эксклюзив. Да и массовыми эти автомобили не назовешь, ведь собирали их вручную и зачастую по индивидуальному заказу. Самой популярной моделью в истории марки является Bugatti Туре 57.
Bugatti Туре 57 – плод оптимизации модельного ряда, затеянной Этторе Бугатти в начале 30-х годов. Тогда линейка Bugatti была широкой и разнообразной. В ней были баснословно дорогой флагман Type 41 Royale, мощное туристическое купе Type 50, компактный спортивный кабриолет Туре 55 и более доступный Туре 49. Такое разнообразие моделей было весьма накладным с финансовой точки зрения.
Новая модель должна была стать универсальной и закрыть несколько сегментов. За ее создание взялся сын Этторе, Жан Бугатти. За основу взяли легкую раму Bugatti Type 49 с колесной базой в 3,3 м, а вот рядный восьмицилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами позаимствовали у гоночного болида Туре 59. Чтобы сделать его более эластичным и приспособленным для повседневного использования, рабочий объем увеличили с 2,8 до 3,3 л. Мощность составила 135 л. с., а максимальная скорость достигла 153 км/ч. Для автомобиля также разработали полностью новую 4-ступенчатую механическую коробку переключения передач.
Новая модель была готова к 1934 году и получила обозначение Туре 57. На автосалоне в Париже показали отдельно голое шасси с двигателем, а также низкий и стремительный кабриолет Grand Raid с кузовом от ателье Gangloff. Публика была в восторге. Позже, во время тест-драйвов модель продемонстрировала высокий уровень комфорта и неплохую управляемость на извилистых дорогах южной Франции.
Поначалу Bugatti предложили четыре стандартных кузова для Туре 57: кабриолет Stelvio, спортивное купе Ventoux, туристические купе и седан Galibier. Хотя покупатель, конечно же, мог заказать для своего автомобиля эксклюзивное «платье» в любом кузовном ателье. Особо известными стали автомобили с дизайном от Figoni & Falaschi, Vanvooren, Vanden Plas и Corsica.
Туре 57 постоянно модернизировали, а его линейку расширяли. Так, всего год спустя появился вариант 57С с механическим нагнетателем, поднявшим мощность до 160 л. с., а максимальную скорость – до 180 км/ч. Именно такой автомобиль коллектив предприятия подготовил для Этторе Бугатти в подарок на день рождения, а сын Жан спроектировал для него изящный кузов.
Затем последовал Type 57S с гоночной 175-сильной версией двигателя, заниженным и облегченным шасси. Он весил всего 950 кг и разгонялся до 190 км/ч. Вершиной «семейства» стала компрессорная модификация 57SC мощностью 210 л. с. Такой Bugatti достигал 210 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 10 с, то есть считался одним из самых быстрых серийных автомобилей своего времени. Но и дешевым он не был, поэтому всего выпущено только 42 Type 57S и 57SC. Постепенно были доработаны тормоза и амортизаторы автомобиля, а внешний вид заводских версий постоянно обновлялся.
Жан Бугатти продолжил дизайнерскую работу и презентовал на Парижском автосалоне 1935 года обтекаемый прототип 57С Aerolithe. Год спустя он превратился в серийный Bugatti 57SC Atlantic. Пожалуй, это самая известная довоенная модель французской марки. Ее низкий кузов из алюминиевых и магниевых сплавов поражал аэродинамическими формами, обилием заклепок и оригинальным «плавником» на крыше. Atlantic чуть ли не сразу вошел в учебники по автомобильному дизайну, как один из шедевров стиля. Всего изготовили только четыре таких купе и три из них уцелели до наших дней. Интересная деталь: в 2011 году один из 57SC Atlantic продали с аукциона за невероятные 30 млн. долларов. То есть, это один из самых дорогих автомобилей в мире.
Собственно, в 30-е годы Atlantic также стоил немало и был сложен в производстве, поэтому Жан Бугатти подготовил более доступную его версию Atalante. Она стала еще одним заводским вариантом, но нашла только 17 покупателей так, как все равно оставалась недешевой.
Конструкция Bugatti Туре 57 оказалась настолько удачной, что помогла добиться неплохих успехов в соревнованиях. Специально для гонок был разработан спортпрототип 57G. За характерный сигаровидный силуэт кабриолет получил название Tank. Он отлично себя проявил: в 1937 и 1939 годах Жан-Пьер Вимиль и Пьер Вейрон выигрывали легендарную 24-часовую гонку в Ле-Мане. Однако, он стал причиной трагедии: во время тестов автомобиль попал в аварию, а находившийся за рулем Жан Бугатти погиб.
Смерть сына стала тяжким ударом для Этторе Бугатти. На Жана возлагались большие надежды, ведь успешный менеджер, талантливый конструктор и стилист мог бы поднять семейный бизнес на новые высоты. С этого времени начался упадок Bugatti. А тут еще и война вмешалась и не дала начать производство усовершенствованного Type 57 – Type 64 с 4,4-литровой «восьмеркой». В 1951 году шасси «57-го» использовали для создания новой модели Туре 101, но всего выпустили только 8 машин.
Bugatti Туре 57 получился весьма успешным. Всего было собрано около 710 машин, что стало отличным результатом для французской марки. Сейчас за ними активно охотятся коллекционеры. Конечно, не все они столь дорогие, как 57 SC Atlantic, но вместе с тем достаточно трудно найти экземпляр стоимостью менее миллиона долларов.