ЗАЗ-965. Микролитражка…
Сегодня сплошь и рядом колесят небольшие автомобильчики, юрко "откупоривая" городские пробки. Сейчас они становятся транспортными средствами как "пионеров", так и "пенсионеров". Нередко, выбирая свою первую машину, автолюбители останавливаются на маленьких компактных хетчбэках класса "А". Прежде всего, они приобрели популярность у прекрасной половины человечества. Хотя и мужчины в тесных городских условиях все чаще пересаживаются на "малышей". Для нас с вами первопроходцем в этой области является, конечно же, легендарный ЗАЗ-965, собственно о нем и пойдет речь далее.
Уже к середине 50-х годов послевоенная Европа начала постепенно подымать экономику из руин. Это не могло не сказаться и на автомобилестроении. Желающие передвигаться на личном транспорте с двигателями внутреннего сгорания постепенно пересаживались с раритетных мотоциклов на легкие мотоколяски и автомобили. Постигла эта участь и Советский Союз, вот только автомобильные заводы не могли справиться с потребностями пролетариата. Легковыми машинами в Стране Советов на то время заведовали два завода. И если первый (Горьковский) работал в основном на номенклатуру (комфортабельные "Победы" и чуть позже "Волги" служили чиновникам, медслужбам и такси), то второй – Московский завод малолитражных автомобилей – был просто не в состоянии удовлетворить возросшие надобности населения.
значально "народный" "Москвич-401" прекратил свою конвейерную жизнь в 1956 году (нужно отметить, что эта копия довоенного Opel Kadett к тому времени уже изрядно устарела). Новый продукт в лице "Москвича-402" стал больше и дороже, а спрос на маленькую компактную недорогую машину не исчез. Поэтому было решено создать еще один завод по производству микролитражек. Для этих целей запланировали переоборудовать Запорожский завод "Коммунар", выпускавший сельскохозяйственную технику. А для двигателей – Мелитопольский моторный завод, с 1925 года выпускавший судовые дизеля.
Тем временем уже во всю шли дискуссии над будущим "малышом". Как показала практика европейских автомобильных заводов, чаще всего машина такого класса являлась заднеприводной и заднемоторной. Такой вариант значительно удешевлял конструкцию, что было немаловажно для "народного автомобиля". Хотя, например, во Франции уже существовала современная переднеприводная переднемоторная компоновка, используемая на Citroen 2CV. Советские конструкторы рассматривали обе концепции, но успешной реализации переднеприводного варианта мешал не досконально изученный вопрос шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), на успешную разработку которых необходимо было время. Поэтому малолитражку решено было сделать заднеприводной и с мотором, расположенным сзади. За основу был взят Fiat 500 – совсем "свежий" автомобиль малого класса, уже успевший сыскать огромную популярность в родной Италии.
Разработку конструкции узлов и агрегатов нового автомобиля возложили на все тот же Московский завод (МЗМА), а главным конструктором назначили А. Ф. Андронова. Первый опытный образец был готов уже в октябре 1957 года. Машина получила не многозначный индекс "444", от "донора" она в первую очередь отличалась элементами дизайна (взять хотя бы открывающиеся в другую сторону двери), колесами большего диаметра и, естественно, двигателем. Так, на Fiat-600 был установлен четырехцилиндровый мотор водяного охлаждения, а на "444" – двухцилиндровый оппозитный "воздушник" производства Ирбитского мотоциклетного завода. Этот силовой агрегат изначально оказался неудачным. Во-первых, его ресурс не превышал 30 тыс. км. Во-вторых, он был очень шумным и маломощным (17,5 л. с.). А в третьих, что пожалуй самое главное, конструктивно он имел очень большой картер. Глубина последнего (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм. Это заставило установить редукторы у ступиц задних колес "Запорожца", иначе дорожный просвет был недопустимо мал.
Следующим этапом была необходимость разработать новый двигатель. За проектировку взялись сразу две бригады: конструкторы НАМИ и специалисты МЗМА. В качестве "пилотных" вариантов рассматривали оппозитный двухцилиндровый мотор объемом 748 куб. см (аналог Citroen 2CV), оппозитный четырехцилиндровый объемом 752 куб. см (аналог VW Kafer) и четырехцилиндровый V-образный двигатель объемом 746 куб. см. Последние два мотора были идентичны по мощностным показателям, однако V-образный был более компактным, надежным и современным. Поэтому именно его и приняли в качестве основного агрегата для будущего автомобиля.
Первая партия "Запорожцев" была готова к 22 ноября 1960 года, а до конца этого же года завод выпустил еще около тысячи экземпляров ЗАЗ-965. В последствии в Запорожье освоили производство модификации автомобиля, предназначенного для перевозки почты. Кроме того, существовала специальная модификация с ручным управлением. Машину постоянно модернизировали (изменяли тормоза, усиливали переднюю подвеску, дважды увеличивали мощность двигателя, устанавливали более комфортный салон и т. д.) вплоть до 1969 года, когда она уступила место на конвейере своему преемнику. Всего за это время было выпущено 322 106 "Запорожцев", в том числе ЗАЗ-965, ЗАЗ-965А (с более мощным мотором), модификации с ручным управлением 965Б и 965АБ и автомобили для почтовой службы 965С.
Спустя практически полвека с момента выпуска первого "Запорожца" редкие экземпляры все еще встречаются на наших дорогах. Многие автомобили претерпели основательный "тюнинг", став скоростными родстерами, смешными лимузинами или летними кабриолетами.