Вторая жизнь автобусов и трамваев – в музее
Музеи общественного транспорта есть во многих европейских городах. Работа над созданием подобного кипит и в Киеве. А тем временем его коллекция уже открыта для посетителей – в Историческом экспозиционно-реставрационном центре КП «Киевпастранс» на территории бывшего автобусного парка по ул. Выборгская, 111.
Создатель и идейный вдохновитель экспозиции Роман Щипков рассказывает, что своим детищем он занимается уже шесть лет. Сейчас коллекция насчитывает 69 экземпляров автомобильной техники. Сразу при входе посетителей встречает уникальный экспонат – тщательно отреставрированный конный трамвай 1890 года. В будущем экспозицию пополнят еще несколько интересных трамваев. В их реконструкции активно помогают многочисленные энтузиасты и исследователи общественного транспорта. Вообще, по словам Романа Щипкова, в создании музея помогают многочисленные волонтеры.
Пожалуй, самым ценным экспонатом является уникальный автобус ЗиС-155 1953 года. Следует отметить, что таких автобусов, с цельнометаллическим кузовом и 90-сильной рядной «шестеркой», остались единицы. Данный экземпляр более 30 лет простоял на постаменте, как памятник, поэтому его реконструкция заняла полгода. Поскольку запчасти к ЗиС-155 найти невозможно, многие узлы приходилось создавать самим. Роман Щипков лично восстанавливал и красил салон автобуса.
Пожалуй, не менее редким в наших краях является французский автобус Saviem SM53. Небольшую партию их закупили к Олимпиаде 1980 года. Раритетами можно назвать троллейбусы Skoda 8 Tr и КТГ-2. Последний использовали, как машину техпомощи, а его особенность в том, что двигателей у него два – электрический и дизельный. А ЛАЗ-697 Р прославился тем, что прошел 4,2 млн. км без капитального ремонта, причем, за все это время у него был один хозяин – великолепный заботливый водитель. Кроме того, выставлены автобусы Volvo, Scania, ARNA, в разные годы трудившиеся на столичных маршрутах.
Конечно, присутствуют в коллекции и легковых автомобилей. Посетители могут увидеть сразу две роскошных «Чайки» - ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Рядом – редкие кабриолеты Москвич-401 и ГАЗ-М20 «Победа». А у выставленного «Запорожца» пробег – всего 64 км. Москвич-412 выставлен в цветах гоночной команды, принимавшей участие в марафоне Лондон-Сидней. Возле него расположен автобус Ikarus, обслуживавший экипажи. Посетители могут видеть также двигатели и коробки передач от различной техники, а старейшим здесь является мотор 1929 года.
В планах Романа Щипкова и «Киевпастранса» - создание целого масштабного комплекса. Помимо павильонов с транспортными средствами здесь будут восстановлены малярная камера и мойка. Также планируют построить разворотное кольцо для трамваев. Для юных автолюбителей будет открыта школа картинга с собственной трассой, мастерскими и всеми удобствами. Соответствующая договоренность уже достигнута с единственным в Украине заслуженным тренером по техническим видам спорта Виктором Поваровым.
Хотя уже сейчас экспозиция пользуется немалой популярностью как среди взрослых, так и детей. Заинтересовались ей и иностранцы – приезжали туристы из Германии и США.
- У нас два ключевых правила, - рассказывает Роман Щипков. – Мы работаем бесплатно и открыты всю неделю до последнего посетителя.
Кроме того, отдельные транспортные средства из коллекции «Киевпастранса» можно будет увидеть и на фестивале OldCarLand, который пройдет 22-24 апреля в Киеве, в Государственном музее авиации Украины (ул. Медовая, 1).