Volvo S40 и V40: молодой духом
Автомобили Volvo начала 1990-х годов вряд ли можно назвать молодежными. Ведь эти весьма дорогие автомобили были рассчитаны на людей старшего возраста и имели имидж транспортного средства для спокойной езды и повседневного использования. Даже несмотря на то, что в модельном ряду были мощные модификации с турбодвигателями. Однако затем руководство компании решило омолодить клиентов и пересмотреть имидж. Изменили и названия моделей: вместо цифровых индексов ввели новые. Седаны стали обозначать буквой S, универсалы – V, а купе и кабриолеты – С. Первыми моделями в новом стиле стали седан S40 и универсал V40, сменившие Volvo 440 и 460. Представили их в 1995 году и выпускали весьма долго – до 2003 года. В 2000 году семейство прошло промежуточную модернизацию.
Обновленные модели последних годов выпуска являются более предпочтительными, несмотря на то, что они дороже. Во время модернизации значительное внимание производители уделили улучшению качества. Более ранние модели отличаются надежностью и на рынке их существенно больше. У нас, как правило, чаще встречаются седаны, а в Европе пользуются спросом и V40 универсалы.
На момент появления обтекаемые S40 и V40 выделялись на фоне угловатых сородичей благодаря стремительным линиям кузова. Седан и универсал делят платформу с Mitsubishi Carisma, их и выпускали на одном заводе в Голландии. Модели с 2000 года несколько отличаются от предшественников: у них прозрачные колпаки передних фар, измененная радиаторная решетка и хромированные дверные ручки, новые бамперы, измененные задние фары, а молдинги на боковинах окрашены в цвет кузова (на ранних моделях они черные).
Поставляемые в Украину официально S40 и V40, выгодно отличаются от европейских версий благодаря подвеске Dynamic с увеличенным на 15 мм дорожным просветом. Защита от коррозии на высоком уровне, гарантия на нее составляет 8 лет, хотя даже более старые модели отлично ей противостоят. Другое дело – краска. Шведский производитель, заботясь об окружающей среде, стал использовать экологически чистые краски, которые поначалу были менее долговечными, чем обычные. Поэтому возможно повреждение лакокрасочного покрытия, особенно на капоте и колесных арках. Однако к 2000 году эту проблему исправили, и сейчас она не дает о себе знать.
Оригинальные кузовные запчасти весьма дорогие. Так, бамперы или крышка капота стоят около 600 у. е., хотя неоригинальные запчасти будут вдвое дешевле. Крыло обойдется в 230 у. е. Оригинальная фара стоит 600 у. е., а неоригинальная – 200. Задняя фара обойдется в 220 у. е., а противотуманная – в 150 у. е.
Салон S40/V40 выполнен в традиционном для Volvo стиле – сдержанном, но функциональном. Большое четырехспицевое рулевое колесо, простые и легко читаемые приборы, широкая центральная консоль. В 2000 году салон претерпел изменения. Установили новый, уменьшенный в диаметре трехспицевый руль, который в более дорогих версиях отделан деревом. Появилась новая люминесцентная панель приборов, более изящными стали и переключатели на центральной консоли. На первых моделях кнопки электростеклоподъемников и регулировки зеркал расположены возле рычага КПП, но затем их перенесли в дверные панели. А на их месте появилось небольшое отделение для мелкой поклажи и 12-вольтовая розетка. Среди преимуществ Volvo – мощный отопитель, рассчитанный на скандинавские зимы.
Передние сиденья широкие и не утомляют при путешествиях на дальние расстояния. Регулировок достаточно, но, покупая автомобиль, нужно проверить механизм, так как S40 и V40 отзывали для исправления их дефектов. Обзор неплохой, разве что задние подголовники мешают при парковке. Место для ног пассажиров второго ряда на уровне автомобилей классом повыше. А вот пространства над головой достаточно только для людей ростом до 170 см.
Все S40 и V40 оснащены центральным замком, иммобилайзером, электро-стеклоподъемниками, электроприводом боковых зеркал, кондиционером, кассетной магнитолой и подогревом сидений. В базовом оснащении также предусмотрены ABS, активные подголовники, четыре подушки безопасности. С 2000 года подушек стало шесть, и добавили систему стабилизации. Самые дорогие версии Т4 укомплектованы кожаным салоном, климат-контролем, электроприводом водительского сиденья, круиз-контролем и более мощной аудиосистемой. Электроника в основном надежная, но нужно проверить состояние климат-контроля, потому что в 2001 году автомобили отзывались для замены электронных блоков управления климатической установкой.
Объем багажника седана равен 471 л, а если сложить задние сиденья он увеличится до 853 л. У универсала в обычном состоянии багажный отсек поменьше (413 л), но со сложенным задним диваном он увеличится до 1421 л.
Первые седаны и универсалы оснащались двумя бензиновыми двигателями (1,8 л 115 л. с. и 2,0 л 136 л. с.), а также 1,9-литровым 95-сильным турбодизелем. В 1997 году добавили 1,6-литровый 109-сильный бензиновый силовой агрегат, а еще через год появились два 2,0-литровых турбодизеля мощностью 163 и 200 л. с. В 2000 году мощность 1,8-литрового мотора выросла до 122 л. с., а турбодизеля – до 115 л. с.
Даже 1,6-литровый силовой агрегат весьма тяговитый и резвый, а его расход топлива достигает 10-11 л/100 км в городском цикле. А с самым мощным 200-сильным двигателем S40 Т4 способен разогнаться до 100 км/ч за 7,3 с и достичь 235 км/ч, расходуя около 13 л/100 км в городе.
Ресурс атмосферных двигателей достигает 300-400 тыс. км, немного меньше он у силовых агрегатов с турбонаддувом. У последних и ТО с заменой масла и фильтров рекомендуют проходить каждые 7500 км, тогда как у остальных моделей межсервисный интервал составляет 15 тыс. км. Топливный фильтр стоит около 70 у. е., а масляный – 13-17 у.е. Уровень масла нужно регулярно проверять с помощью щупа, потому что в салоне нет датчика его уровня.
Свечи зажигания Volvo выдерживают 30 тыс. км. Каждые 45 тыс. км подлежат замене опорные подушки двигателя, об их изнашивании свидетельствуют толчки из моторного отсека. После 100 тыс. км рекомендуют прочистить ультразвуком топливные форсунки. Ресурс ремня ГРМ – 120 тыс. км, его необходимо менять вместе с роликами. А на автомобилях с пробегом свыше 150 тыс. км нужно поменять сальник коленвала.
S40/V40 1995 года оснащали 5-ступенчатой механической или 4-ступенчатой автоматической коробкой переключения передач, а с 2000 года представили новый 5-ступенчатый "автомат" с тремя режимами работы: экономным, спортивным и зимним. Масло в механической трансмиссии подлежит замене после 150 тыс. км пробега, а в "автомате" – каждые 45 тыс. км. Сцепление служит не менее 150 тыс. км.
Седан и универсал весьма комфортабельны, и подвеска легко поглощает выбоины. Немного иные настройки у версии Т4 – подвеска у него более жесткая. Спереди у Volvo – McPherson, а задняя подвеска – многорычажная. Наиболее часто в ней придется менять стойки стабилизатора – через 30 тыс. км и стоят 115-120 у. е. 45 тыс. км выдерживают сайлент-блоки передних нижних рычагов, их цена – 40-50 у. е. Шаровые опоры выдерживают 70 тыс. км и менять их необходимо вместе с рычагами. Стоимость такого комплекта – 260 у. е. Столько же служат и втулки переднего стабилизатора, их цена – 17 у. е. Вмешательство в заднюю подвеску понадобится после 150 тыс. км пробега – нужно заменить рычаги и сайлент-блоки.
Наконечники рулевых тяг выдерживают 100 тыс. км, они стоят 55-60 у. е. Такой же ресурс и у подшипников ступиц, их цена – 130-140 у. е.
Все Volvo S40 и V40 оснащены дисковыми тормозами передних и задних колес. Колодки подлежат замене каждые 60 тыс. км. Пара передних стоит 90-100 у. е., а задних – 70-75 у. е. Менять их нужно вовремя, иначе изношенные колодки быстро портят диски, а это потянет за собой дополнительные расходы – 130-140 у. е. за передний диск и 100 у. е. – за задний.
Самые доступные Volvo S40 и V40 1996-1998 годов на нашем рынке стоят 12-14 тыс. у. е. А вот модели, выпущенные после 2000 года, более дорогие: их цена – 16-20 тыс. у. е.