Volkswagen Transporter: от автобуса хиппи до мини-вэна бизнес-класса

Большие круглые фары Т1 позаимствовали у Volkswagen Beetle
Большие круглые фары Т1 позаимствовали у Volkswagen Beetle
Большие круглые фары Т1 позаимствовали у Volkswagen Beetle
Коммерческий фургон Volkswagen T1 1950 года
Коммерческий фургон Volkswagen T1 1950 года
Т1 стал культовым транспортным средством у молодежи
Т1 стал культовым транспортным средством у молодежи
Пикап Т1 появился в 1952 году
Пикап Т1 появился в 1952 году
У самой дорогой версии  21 окно, расположенное в два «этажа»
У самой дорогой версии 21 окно, расположенное в два «этажа»
На крыше Volkswagen T1 Camper раскладывалась палатка
На крыше Volkswagen T1 Camper раскладывалась палатка
T1 стал излюбленным транспортным средством американских хиппи
T1 стал излюбленным транспортным средством американских хиппи
Стиль салона – весьма лаконичный
Стиль салона – весьма лаконичный
Volkswagen T2 представили в 1979 году
Volkswagen T2 представили в 1979 году
В Бразилии Т2 собирают до сих пор
В Бразилии Т2 собирают до сих пор

Марка Volkswagen прославилась, прежде всего, благодаря знаменитому «Жуку» Beetle – самому массовому автомобилю в мире. Однако уже с конца 40-х годов, когда Beetle только набирал популярность, стало понятно, что одного его мало, и линейку моделей нужно расширять. И уже в 1950 году появился знаменитый Volkswagen Transporter T1, который не только ввел моду на мини-вэны, но и стал культовым транспортным средством. Он положил начало целой плеяде моделей.

   
Первый коммерческий собрали сами рабочие немецкого завода. Им просто нужны были машины для развозки по цехам запчастей для Beetle, поэтому на базе стандартного «Жука» они создали небольшой фургон. Его увидел голландский автодилер Бен Пон, и идея ему понравилась. Конечно, внешний вид заводского творения был очень простым, поэтому Пон самостоятельно разработал дизайн новинки. Главными ее особенностями стали однообъемный силуэт и вынесенный максимально вперед пассажирский отсек.

Руководству Volkswagen пришлись по душе наброски Пона и началась разработка модели. Мини-вэн тщательно испытывали в аэродинамической трубе, что привело к довольно низкому (0,44) коэффициенту лобового сопротивления. Как можно больше узлов и агрегатов позаимствовали у Beetle. Большие круглые фары «Жука» идеально вписались в стиль передней части, придав ей неповторимый колорит. В целях экономии установили разделенное лобовое стекло, а остальные окна сделали очень маленькими. Оппозитный 1,1-литровый мотор воздушного охлаждения мощностью 24 л. с. расположили, конечно же, сзади. Оформление салона получилось весьма спартанским, но автомобиль был очень просторным. Там легко могли разместиться семь человек с багажом.
   
Премьера Volkswagen T1 (а именно такое обозначение получила новинка) состоялась 12 ноября 1949 года. За первый год выпустили около 9500 этих автомобилей с кузовами мини-вэн и фургон. В 1951 году на основе Т1 создали карету «скорой помощи», а год спустя – пикап.
   
Поначалу спрос на модель был умеренным, но со временем он начал расти. Автомобиль стал популярным среди специальных служб, предпринимателей, фермеров. Тем более что Т1 постоянно обновляли. Так, в 1953 году установили 1,2-литровый 30-сильный мотор, а шесть лет спустя его мощность подняли до 40 л. с. Конечно, с основательно загруженным мини-вэном такой двигатель не всегда мог справиться. Поэтому в 1963 году представили вариант Transporter: благодаря 1,5-литровой 52-сильной «четверке» грузоподъемность выросла до 1000 кг.
   
Со временем появились и новые варианты оснащения. Интересно, что версии мини-вэна отличались количеством окон. В базовой Kombi их было 11, в более дорогой DeLuxe – 13, а в варианте со сдвижным тканевым верхом – 21 (окна были расположены в два «этажа»). Кроме того, разработали оригинальный автомобиль для путешествий Т1 Camper, на крыше которого раскладывалась палатка.
   
Т1 начали продавать не только в Европе, но и в США. За океаном его ожидал успех. Особенно мини-вэн полюбился молодежи и даже стал частью субкультуры хиппи. Ведь в нем можно было собрать компанию, переночевать при надобности, а на крыше помещались доски для серфинга или лыжи. Тем более, что автомобиль был доступным, а его расход топлива и затраты на содержание были небольшими.
   
В 1967 году в Германии дебютировало второе поколение модели – Т2, хотя Т1 еще до 1975 года собирали в Бразилии. Новичок же немного подрос в размерах, его дизайн стал более сдержанным. Ушли в прошлое разделенное пополам лобовое стекло и маленькие боковые окошки, зато появились удобные сдвижные двери. Базовым стал 1,6-литровый 48-сильный двигатель, позже появились версии объемом 1,7 л (66 л. с.) и 2,0 л (70 л. с.). Новые моторы были более тяговитыми на низких оборотах. Новая задняя подвеска улучшила управляемость и комфорт езды. Мини-вэну в качестве опции предложили автоматическую трансмиссию, а с 1975 года все версии стали оснащать впрыском топлива. Географию производства модели расширили Аргентина, Австралия и Мексика. Т2 оказался настоящим долгожителем: например, в Бразилии его производят и поныне, пусть и с современными рядными «четверками» от Polo.
   
Тем временем в  Германии уже в 1979 году дебютировал Volkswagen T3. Его стиль стал граненым, а старые двигатели стали постепенно вытесняться более современными моторами с жидкостным охлаждением. Причем самые мощные 2,6-литровые версии развивали 136 л. с. Впервые появились и экономные дизельные модификации, а также вседорожный вариант с полным приводом и увеличенным дорожным просветом. Список опций расширили центральный замок, кондиционер, гидроусилитель руля. Последний Т3 сошел с конвейера в июне 2002 года.
   
Представленный в 1990 году Volkswagen T4 стал дороже и солиднее. В конструкции модели произошла революция: двигатель перенесли вперед, а ведущими колесами стали передние. Помимо стандартной версии появилась и длиннобазая, предложили и богато оснащенный вариант с кожаным салоном. Значительно расширили линейку двигателей: она включала бензиновые моторы мощностью 67 - 204 л. с. и дизели мощностью 61 - 150 л. с.
   
С 2003 года в производстве находится Volkswagen T5, доступный в вариантах Caravelle, Kombi Transporter и Multivan. Флагманский Multivan далеко ушел от своего бюджетного прародителя и превратился в транспортное средство бизнес-класса. В его арсенале – электропривод сдвижных дверей, трехзонный климат-контроль, парктроник, подогрев сидений, круиз-контроль, CD-чейнджер. Но и у культового Т1 по-прежнему остаются фанаты. Они тщательно реставрируют и дорабатывают свои автомобили, организовывают парады и слеты. Модель стала героем десятков кинолент и мультфильмов. Ведь это – легенда, образ жизни, символ свободы.