Volkswagen Touareg (2003-2010): солидный кочевник
Специалисты Volkswagen пытались создать вседорожник еще 70 лет назад. Результатом стал знаменитый Kubelwagen, спроектированный на основе Beetle. Но в серию он не пошел, ведь все эти автомобили отправили в армию. Затем в 70-х и 80-х годах в Вольфсбурге разрабатывали модели Type 181 и Iltis, полноприводный Golf Country. Но полноценная вседорожная модель появилась только в 2002 году и получила имя Touareg. Назвали ее в честь кочевого племени из Северной Африки. Первое поколение Touareg выпускали на предприятии в Словакии до 2010 года, а сейчас в производстве находится его наследник.
В Украине Touareg очень быстро снискал себе популярность, а поэтому с поиском подержанных машин не должно возникнуть проблем. Значительная их часть приобретена официально в Украине и обслуживалась на фирменных сервисных станциях. Выбор стоит остановить на обновленных моделях более поздних годов выпуска. Дело в том, что в первые годы у Touareg отмечали целый набор "детских болезней". Большая их часть возникла из-за применения современной, но еще сырой электроники, а потому нередко эти проблемы решаются путем обновления программного обеспечения. К чести Volkswagen, практически все подобные неполадки удалось решить до 2006 года (именно тогда вседорожник прошел обновление). Запчастей к автомобилю вполне достаточно, но некоторые из них недешевые. Это и неудивительно, ведь перед нами – модель премиум-класса.
Touareg построен на одной платформе с Audi Q7 и Porsche Cayenne. Его дизайн полностью вписался в стиль Volkswagen начала XXI века: сдержанные линии кузова, серьезное "лицо" со знакомыми передними фарами и фирменной решеткой радиатора. Освеженные версии можно узнать по иной оптике и большему количеству хрома в отделке передней части. Кстати, хромированные детали долговечностью не отличаются. Также отмечено запотевание фар и отказ парковочных датчиков вследствие попадания в них влаги. А вот коррозия Touareg не грозит: его кузов качественно оцинкован. Кузовные детали – ощутимо дорогие. Так, передний бампер стоит 1100-1300 у. е., а капот – 1350 у. е. Цена передней фары – 510 у. е. (ксеноновой – 580 у. е.), а заднего фонаря – 115-120 у. е.
Салон вседорожника отличается высоким качеством изготовления и дорогими материалами отделки. У подавляющего большинства Touareg, проданных в Украине, он обшит дорогой мягкой кожей, присутствуют также вставки из дерева и алюминия. Для мелкой поклажи предусмотрены вместительный перчаточный ящик с функцией охлаждения, бокс в подлокотнике, отделение в центральной панели, а также многочисленные карманы. Передние сиденья слишком мягкими не назовешь (что привычно для Volkswagen), но они очень комфортабельные и оснащены приличным набором регулировок. Во многих Touareg предусмотрен их электропривод. У рулевой колонки изменяются высота и глубина. Места довольно много как на первом, так и на втором ряду, хотя если спереди сидят рослые люди, то сзади может быть тесновато коленям. Зато над головой пространства много, да и троим взрослым пассажирам здесь не тесно.
Объем багажника составляет 555 л в обычном состоянии и 1570 л – со сложенными креслами второго ряда. Пятая дверь может быть оснащена электроприводом, отдельно можно поднять и заднее стекло. Базовое оснащение модели включало 2 подушки безопасности, антиблокировочную систему тормозов ABS, систему стабилизации ESP, двухзонный климатконтроль, бортовой компьютер, магнитолу с CD-плеером, электроприводы стеклоподъемников и зеркал заднего вида. Очень часто встречаются богаче укомплектованные версии с подогревом передних сидений и обода рулевого колеса, CD-чейнджером, парктроником, четырехзонным климат-контролем, камерой заднего вида, адаптивным круиз-контролем.
Основные проблемы в салоне связаны с электроникой, причем нередко их причиной является попадание грязи или влаги в проводку. В частности, из-за этого могут выйти из строя блок управления цент-ральным замком и датчик дождя (в последнем случае стеклоочистители все время работают на максимальной скорости). Если под водительским сиденьем заметны царапины, то Touareg явно проходил замену аккумулятора, который размещен именно здесь. Нередко отмечались случаи очень быстрой его разрядки. Также может выйти из строя климатконтроль, так как соль, которой посыпают дороги, быстро разрушает трубки кондиционера. Иногда на приборной панели отказывает индикатор режима автоматической трансмиссии, случаются поломки подогрева сидений и системы контроля давления в шинах. На модернизированных Touareg эти проблемы беспокоят гораздо реже.
На первых порах для вседорожника предложили на выбор 3,2-литровый бензиновый V6 мощностью 220 л. с. или 2,5-литровый 174-сильный турбодизель. Затем линейку расширили 4,2-литровая 310-сильная бензиновая "восьмерка" и 5,0-литровый 313-сильный дизельный V10. В 2007 году представили новые моторы с непосредственным впрыском топлива: бензиновые объемом 3,6 л (280 л. с.) и 4,2 л (350 л. с.), и дизельные объемом 3,0 л (225 или 240 л. с.) и 5,0 л (350 л. с.). Мелкими сериями выпускали модификации с 6,0-литровым 450-сильным W12.
Следует отметить, что все вышеперечисленные двигатели отличаются повышенным расходом масла – до 0,5 л/1000 км. В принципе, у нас продавались все версии Touareg, но чаще всего можно встретить модификации с V6 объемом 3,2 и 3,6 л. Они вполне мощные и тяговитые, чтобы справиться с не таким уж и легким вседорожником, если, конечно, не буксировать тяжелые прицепы. Однако расход топлива у них немаленький – 19-20 л/100 км в городском цикле. Газораспределительный механизм у них приводится цепью, но она не отличается долговечностью. Уже после 90-100 тыс. км пробега ее нужно заменить, а запчасти вместе с работами обойдутся на фирменной станции техобслуживания не менее, чем в 1000 у. е. У 4,2-литрового мотора вместо цепи установлен ремень, который и долговечнее (120 тыс. км), и дешевле (140 у. е.). Но у него нужно следить за состоянием водяного насоса. Те же 120 тыс. км выдерживает и приводной ремень генератора. Техобслуживание с заменой масла и фильтров рекомендуют проходить раз на 15 тыс. км. Цена воздушного фильтра – 20-70 у. е., топливного – 120-140 у. е., а масляного – 25 у. е. Вдвое дольше выдерживают свечи зажигания. Каждые 45 тыс. км рекомендуют промывать топливные форсунки и дроссельную заслонку.
Турбодизели Volkswagen тяговиты и более экономичны. Так, 2,5-литровый мотор расходует 13,2 л/100 км в городском цикле, а 3,0-литровый – 13,0 л/100 км. Но нужно учитывать, что они очень чувствительны к качеству топлива и масла. Поэтому в автомобилях с пробегом свыше 100 тыс. км нужно следить за состоянием турбины и форсунок, ведь их замена дорогая.
Подавляющее большинство Touareg оснащали 6-ступенчатой автоматической коробкой переключения передач, хотя на 2,5-литровых версиях встречается и 6-ступенчатая "механика". В "автомате" масло необходимо менять каждые 60 тыс. км. Вопросы вызывают лишь гидравлические клапаны управления коробкой: их выход из строя сопровождается толчками при переключениях. Но эти же симптомы (особенно при понижении с 5 на 4 передачу) свидетельствуют о выходе из строя электронного блока управления. Сцепление стоит не менее 600 у. е.
Хорошим вседорожным качествам способствует постоянный полный привод с пониженным рядом трансмиссии и блокировкой межосевого дифференциала. За доплату предлагали блокировку заднего дифференциала и технологию помощи на крутом спуске Downhill Assistant. Touareg спокойно преодолевает 45-градусные подъемы. На первых автомобилях нередко выходила из строя раздаточная коробка, а именно, ломалась муфта блокировки межосевого дифференциала. Ее меняли по гарантии в рамках кампании по отзыву машин.
Рулевое управление Touareg точное и очень легкое, оно обеспечивает уверенное поведение на малых и больших скоростях, относительно небольшой диаметр разворота. Наконечники рулевых тяг выдерживают примерно 80-90 тыс. км. Иногда может течь насос гидроусилителя руля. Модель выпускали с обычной или пневматической подвеской. В последнем случае дорожный просвет изменялся от 160 мм (при погрузке багажа) до 300 мм в режиме для бездорожья. Езда с ней комфортнее, а в поворотах такой Touareg лучше себя чувствует. Однако пневмоподвеска менее надежная: со временем система теряет герметичность, что приводит к падению давления. Результат – перекос кузова в одну сторону или невозможность изменить клиренс.
Стандартная подвеска гораздо долговечнее: спереди установлены двойные поперечные рычаги, а сзади – "многорычажка". Чаще всего в ней придется менять передние стойки стабилизатора: они служат 40-60 тыс. км и стоят 11 у. е. Столько же выдерживают и шаровые опоры, но они продаются в комплекте с рычагами, а потому дороже – около 450-480 у. е. Срок службы подшипников ступиц – 80-90 тыс. км, а цена – 100-120 у. е. Сайлент-блоки передней подвески также "проживут" 90 тыс. км (30-32 у. е.). Рычаги задней подвески нужно заменить не ранее, чем через 100 тыс. км пробега, а это 275 у. е. за штуку. Амортизаторы выдерживают примерно 120 тыс. км. На первых автомобилях недолговечными были задние стойки стабилизатора, но их по гарантии должны были заменить улучшенными деталями. Передние и задние тормоза – дисковые, вентилируемые. Ресурс передних колодок – 20 тыс. км (100-250 у. е.), а задних – 40 тыс. км (45-95. у.е). Тормозные диски прослужат около 60 тыс. км и стоят 100-200 у. е.
Диапазон цен на Volkswagen Touareg широкий. Модели первых годов выпуска можно найти на рынке за 19-25 тыс. у. е. Более новые и богаче оснащенные вседорожники обойдутся в 45-55 тыс. у. е., ну а варианты с 5,0-литровым или 6,0-литровым мотором вполне могут потянуть и на 60-65 тыс.