Украинский автопром окажется под прицелом утилизационного сбора
На украинский автопром надвигается очередная грозовая туча, которая зацепит экспорт отечественных автомобилей.
Российская Федерация, которая летом вступает в ВТО, инициирует синхронное введение ставки утилизационного сбора на автомобили в Беларуси и Казахстане, уплата которого распространится как на отечественных производителей, так и на иностранных. Предполагается, что для импортных компаний будет предусмотрена уплата определенной денежной суммы, а компании, работающие внутри страны, ограничатся «гарантией» будущей утилизации. Заместитель министра промышленности и торговли РФ отметил, что причиной введения утилизационного сбора является ориентир на повышение экологической ситуации российских городов.
Напомним, что в данное время таможенная пошлина на импорт автомобилей с Украины не взимается в рамках соглашения о беспошлинной торговле между Украиной и Россией. А вот сумму утилизационного сбора украинским производителям придется платить, закладывая его в розничную цену на российском, белорусском и казахском рынках.
Деньги, получаемые в виде сбора, будут напрямую поступать в бюджет, оттуда – компаниям, занимающимся утилизацией, которые предоставят федеральному органу исполнительной власти ПТС с отметкой об уплате или о предоставленной гарантии, сообщил замминистра.
По его словам, под угрозу утилизационного сбора попадут только автомобили, впервые запускаемые в обращение. Те автомобили, которые уже эксплуатируются на территории стран СНГ, к сбору никакого отношения иметь не будут. Он также отметил, что ответственность за утилизацию подержанной машины лежит на последнем владельце ТС, которому придется оплатить доставку автомобиля в пункт утилизации, а также стоимость самого процесса.
Удорожание предлагается взимать по принципу транспортного налога, то есть к сумме базовой ставки добавить коэффициенты. Относительно коэффициента сбора пока остаются неточности: его могут как напрямую привязать к объему двигателя и месту производства, так и определить его через размеры выбросов углекислого газа и других вредных веществ (что все равно имеет отношение к двигателю автомобиля и его мощности). Со ставками на данный вид сбора пока точно не определились, но министерство уже разработало предполагаемую таблицу базовой ставки. Вариативность суммы ставки разработана для каждого сегмента транспортных средств. Так, например, для новых легковых автомобилей с объемом двигателя не более 1,5 куб. см. коэффициент составит от 0,5, тогда как для машин с 3,5-литровым двигателем и выше – 3,6. Таким образом, утилизационный сбор на новые легковушки будет варьироваться от 10 тыс. до72 тыс. рублей.
Коэффициент новых коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей, массой до 3,5 т составит 2,25 (90 тыс. рублей), массой 3,5-5 т – 3,75 (150 тысяч рублей), полной массой от 5 до 20 т – 11,75 (470 тыс. рублей), и самой высокой пошлиной в этом сегменте будут обложены автомобили, полная масса которых свыше 20 т, а также тягачи, самосвалы и другая спецтехника – 15 (600 тыс. рублей).
По иному параметру – длине – будет определяться коэффициент для новых автобусов. Например, при длине автобуса 5-6 м коэффициент составит 225 тыс. рублей, а при 7,5-10 м – 450 тысяч рублей.
Гораздо высшими окажутся суммы утилизационного сбора для подержанной техники. Для легковых автомобилей показатель коэффициента будет варьироваться от 2 до 13,5, что в денежном эквиваленте отобразится как 40 тыс. - 270 тыс. рублей. Кроме этого, для машин возрастом более 7 лет предполагается введение заградительных коэффициентов 4,1 – 30,7 (82 тыс. - 614 тыс. рублей).
Сумма сбора для подержанной автобусной техники, согласно предложению министерства, может составить 240 тыс. – 1,41 млн. рублей.
Определять необходимость утилизации автомобиля будут путем проведения техосмотра.
На данный момент введение этой нормы не является четко спланированным и завершенным процессом, так как существует ряд определенных трудностей. Заместитель министра промышленности и торговли рассказал, что в настоящее время в законодательстве России отсутствует возможность взимания утилизационных сборов, поэтому Минпромторг совместно с другими ведомствами работает над поправками к Закону «Об отходах производства и потребления». Планируется внести соответствующие поправки уже к лету текущего года, чтобы с 1 августа 2012 года ввести закон в действие.
Каким ветром для украинского автопрома обернется данный закон, в случае его принятия, пока неизвестно… Но стоит отметить, что на главные экспортные рынки стран Таможенного союза уходит 95% экспорта отечественных готовых автомобилей.