Toyota Prius: быстрее и экономичне
Название Toyota Prius оказалось знаковым. В переводе с латыни слово Prius означает "опережать". Действительно, в 1997 году эта модель стала первым массовым автомобилем с гибридной силовой установкой. Она стала своеобразным символом современных экологических технологий в автомобилестроении. За 12 лет продали миллион Prius двух поколений, а на январском автошоу в Детройте показали его третью реинкарнацию. Хетчбэк стал не только экономичнее, но и просторнее, мощнее и интереснее в управлении.
Prius остается сам собой, его дизайн делает автомобиль узнаваемым. Характерная черта модели – профиль, напоминающий треугольник. Однако у передних стоек больший угол наклона, а наивысшая точка крыши сдвинута на 100 мм назад, чтобы увеличить пространство над головой в салоне. Высота при этом осталась неизменной. Новшеством является и слегка наклоненная оконная линия. Претерпело изменение "лицо" хетч-бэка. Так, радиаторная решетка с расположенным по ее центру логотипом Toyota – черта нового фирменного дизайна. В таком же стиле решена передняя часть европейских Yaris и Auris. А дверные ручки практически такие же, как у нового Avensis. На смену вертикальным передним фарам пришли продолговатые. В переднем бампере появилось прямоугольное отверстие, а по бокам его расположены декоративные вставки с противотуманными фарами.
Намного меньше отличий в задней части хетчбэка. Поскольку стекло сильно наклонено, то обзор не самый лучший. Поэтому не обошлось без дополнительного узкого окошка под спойлером. Оно является своеобразной визитной карточкой Prius так же, как и вертикальные фонари, которые теперь стали светодиодными. Toyota Prius третьего поколения построен на новой платформе – он делит ее с моделями Corolla и Matrix. При неизменной колесной базе (2700 мм) хетчбэк стал длиннее на 15 мм (4460 мм), шире на 20 мм (1745 мм), а колея – на 18 мм больше спереди и 38 мм сзади. Жесткость кузова увеличена вдвое по сравнению с предшественником, но масса стала больше всего на 45 кг. Для ее уменьшения капот, крышку багажника и элементы передней подвески изготовили из алюминиевых сплавов.
Заметно улучшена аэродинамика автомобиля. Прохождение потока воздуха под кузовом облегчает практически полностью плоское днище. Более обтекаемыми стали передняя и задняя части хетчбэка. В результате, коэффициент лобового сопротивления Сх снижен до 0,25 – это один из лучших показателей в мире. Материалы отделки салона стали заметно качественнее, широко применен новый экологически безвредный пластик. Изменился и стиль оформления. Центральная консоль теперь наклонена и переходит в трансмиссионный тоннель, а на ней размещен селектор коробки передач. Как и ранее, приборная панель является цифровой и расположена не за рулевым колесом, а смещена вправо. Экран служит спидометром, указателем уровня топлива, индикатором выбранной передачи, показывает режим работы гибридной силовой установки и уровень заряда аккумуляторной батареи, индикатор Eco Monitor подсказывает водителю, как выбрать более экономичный режим езды. На четырехспицевом рулевом колесе размещены кнопки управления аудиосистемой и кондиционером, а при их нажатии на приборной панели загорается лампочка.
Рулевая колонка отныне регулируется в двух плоскостях, однако диапазон настроек не слишком большой. Посадка в новом Prius стала несколько ниже, чем у предыдущей модели, но обзорность от этого ничуть не ухудшилась. Передние сиденья стали заметно шире, а водительское регулируется по высоте уже в базовой версии. Их спинки стали тоньше, что позволило увеличить место для ног сзади на 66 мм. Просторнее стало и над головой. В салоне нет недостатка в различных отделениях для мелкой поклажи. Предусмотрены два перчаточных ящика, а между передними креслами появился сдвижной подлокотник с небольшим отсеком, где расположены розетка на 12 вольт и порт для подключения МР3-плеера. Внутри всего пять подстаканников – два в центральной консоли, один между передними сиденьями и два в заднем подлокотнике. А в дверях расположены большие карманы и держатели для бутылок.
Багажник сделали на 56 мм шире и на 10 мм глубже, а его объем увеличился до 605 л (включая подпольное отделение). Задние сиденья складываются в соотношении 60:40, а объем в этом случае возрастает до 1121 л. Базовая комплектация включает электростеклоподъемники, магнитолу с CD-плеером, систему доступа без ключа с возможностью дистанционного запуска двигателя. С пульта дистанционного управления центральным замком можно включить и климат-контроль. Он также является стандартным и употребляет на 1% меньше электроэнергии. Кроме того, электричеством его могут подпитывать солнечные батареи, вмонтированные в панорамную крышу, которая является опцией. Обязательными являются антиблокировочная система тормозов ABS, электронный распределитель тормозного усилия EBD, система стабилизации VSC, антипробуксовочная система TRAC и семь подушек безопасности, одна из которых защищает колени водителя.
Пакет опций Navigation Package включает навигационную систему и связь Bluetooth, а вAdvanced Technology Package включены адаптивный круиз-контроль с системой превентивного экстренного торможения и технология отслеживания "слепых" зон сбоку сзади автомобиля. Среди других опций – светодиодные передние фары и активный парктроник Intelligent Parking Assist, который самостоятельно подруливает автомобиль. Гибридная силовая установка хетчбэка обновлена на 90% и стала на треть легче. Под капотом Prius – новый 1,8-литровый бензиновый двигатель мощностью 98 л. с. Он заменяет меньший и более экономичный 1,5-литровый мотор. Парадокс, но расход топлива при этом уменьшился: просто новая "четверка" более тяговита и большинство времени работает на низких оборотах. Крутящий момент достигает 142 Н·м при 4000 об/мин. Двигатель оснащен системой рециркуляции выхлопных газов, а его водяной насос имеет электрический привод. Мощность электромотора достигает 80 л. с., а суммарно они могут развить 134 л. с.
Предусмотрены три режима езды. Исключительно на электротяге автомобиль способен проехать 1,6 км со скоростью 40 км/ч. Если нажать кнопку Eco, то основное внимание уделяется экономии. Даже кондиционер переходит на меньшую мощность работы. Хетчбэк разгоняется медленнее, но зато расход топлива достигает 4,6 л/100 км в городском цикле и 4,9 л/100 км за городом. В последнем случае он выше потому, что не задействован электромотор. В режиме Power Prius становится несколько бодрее. Педаль акселератора отзывается быстрее, а поэтому динамика намного лучше. Разгон до 100 км/ч занимает 9,8 с, а обгон на трассе осуществляется легче.
Перенастроенный электроусилитель позволил сделать рулевое управление более информативным. К тому же оно теперь острее: руль делает 2,8 оборота от упора до упора. Улучшилась и курсовая устойчивость, а опционные 17-дюймовые шины обеспечивают хорошее сцепление с дорогой. Prius не рассчитан на активных водителей, но стал лучше контролируемым и более маневренным в городских условиях. Чувствуется, что подвеска несколько жестче, однако не слишком. На больших скоростях в салоне заметно тише, чему способствуют хорошие аэродинамика и шумоизоляция. Впервые Prius оснастили задними дисковыми тормозами. Теперь со 100 км/ч тормозной путь составляет 36 м. Но на малых скоростях останавливать автомобиль призван электромотор. А освобожденная энергия пополняет запас аккумуляторных батарей.
В мае Toyota Prius поступит в продажу в США и Японии, на очереди – Европа. За океаном наиболее доступная версия будет стоить 23 тыс. долларов.