Toyota Prius V: первый гибридный мини-вэн
Toyota Prius не был первым гибридным автомобилем, первые подобные модели известны еще с начала ХХ века. Но благодаря ему подобная силовая установка обрела популярность. С 1997 года выпустили свыше двух миллионов Prius, которые разошлись по 70 странам мира. За это время многие поклонники марки обзавелись семьями, у них стало больше детей. Соответственно, стандартного хетчбэка им уже не всегда хватает – нужен автомобиль с большим внутренним пространством. Вот почему линейку Prius решили расширить. В планах – выделение ее в отдельное подразделение марки, а пока представили новый мини-вэн Prius V. Буква V в названии – от слова Versatility ("универсальность"), что подчеркивает улучшенные возможности модели.
Хотя у двух родственных Prius нет ни одной общей кузовной детали, родственные черты видны невооруженным глазом. Стоит лишь взглянуть на переднюю часть со знакомой V-образной решеткой радиатора, большим логотипом Toyota на "носу" и большими раскосыми фарами. Ширину автомобиля подчеркивает воздухозаборник в бампере. Знакомыми остаются и дверные ручки. А вот в профиль мини-вэн несколько отличается. У него сохранен большой угол наклона лобового стекла, но линию крыши сделали менее ниспадающей, чтобы увеличить внутреннее пространство. По этой же причине задние стойки сделали практически вертикальными, а треугольные задние окошки увеличили в размерах. В фирменном стиле выполнены фонари с прозрачными стеклами, но их сделали уже. Разработчики уделили большое внимание аэродинамике – постарались компенсировать особенности нового кузова. Поэтому на передних фарах установлены специальные ребра, улучшено прохождение потока воздуха под днищем. А на верхней кромке пятой двери установлен спойлер. Коэффициент лобового сопротивления составляет 0,29, что неплохо для модели такого класса.
Мини-вэн также увеличен в размерах по сравнению с хетчбэком. Он длиннее на 152 мм (4615 мм), а колесная база возросла на 76 мм (2779 мм). Prius V шире на 28 мм (1775 мм) и выше на 84 мм (1575 мм). Но масса при этом стала больше всего на 105 кг. Салон также во многом сохраняет черты Prius. Передние сиденья разместили примерно на 30 мм выше, чем в хетчбэке. Вкупе с большим лобовым стеклом это обеспечивает хороший обзор вперед, а вот смотреть по сторонам мешают толстые передние стойки. Кресла в базовой версии декорированы тканью, а за доплату они могут быть обшиты кожзаменителем. Во-первых, так подчеркнута забота Prius о природе, а во-вторых, этот материал легче натуральной кожи. Диапазон регулировок весьма неплохой, но в базовой версии у рулевой колонки изменяется только высота, по вылету она регулируется в более дорогих модификациях.
Сиденья второго ряда размещены выше еще на 50 мм, что дает возможность пассажирам наблюдать за дорогой через лобовое стекло. Несмотря на это, пространство над головой все равно выросло примерно на 25 мм и сзади с комфортом поместятся люди ростом 180 см. Ногам также не тесно – чувствуется увеличенная колесная база. К тому же кресла оснащены горизонтальной регулировкой и изменяемым углом наклона спинок. Поэтому в дальнем путешествии можно вытянуть ноги и разлечься. К слову, на родине, в Японии, автомобиль продают и в семиместном исполнении. Но другие страны его не получат в виду низкого спроса. Еще одной причиной отсутствия третьего ряда является невозможность сложить кресла таким образом, чтобы в багажнике получился ровный пол – мешает массивный блок аккумуляторных батарей. Хотя сам багажник от этого не страдает: его объем составляет 971 л в обычном состоянии и 1905 л – в двухместной конфигурации.
Силовая установка осталась без особых изменений. Главную роль здесь играет 1,8-литровый 98-сильный бензиновый двигатель. Максимальный крутящий момент у него составляет 142 Н·м при 4000 об/мин. Компанию ему составляет электромотор мощностью 80 л. с. с дополнительными 207 Н·м. Суммарно они могут развить 134 л. с., а тяга при разгоне получается очень неплохой. В спортивном режиме Pwr автомобиль достигает 100 км/ч за 10,4 с. Максимальная скорость ограничена на отметке в 180 км/ч. Хотя в таком ритме работы расход топлива все же увеличивается, что показывает диаграмма работы гибридного привода. Поэтому для экономии есть смысл переключиться в режим Eco, когда педаль акселератора в нем становится менее отзывчивой. Именно в этом режиме Prius V демонстрирует самый скромный "аппетит": 5,6 л/100 км в городском цикле, 6,2 л/100 км – в загородном и 5,9 л/100 км – в смешанном цикле. Столь высокий расход на трассе объясняется просто – электромотор больше помогает в городе при разгоне и на малых скоростях. Автомобиль способен передвигаться и на электротяге – может проехать 1,6 км со скоростью 40 км/ч.
Prius никогда не называли автомобилем для активного водителя – у него цели совсем другие. Поэтому рулевое управление у него очень легкое и не очень информативное. Мягкая подвеска справляется с большинством неровностей. Но вместе с тем мини-вэн стал неплохо вести себя и в поворотах. Это заслуга новой технологии подавления кренов кузова Pitch and Bounce Control. Работает она по очень простому принципу. Всем известно, что при разгоне автомобиль немного кренится назад, а при торможении "клюет" вперед. Поэтому за счет увеличения и снижения тяги электродвигателя можно сымитировать разгон или замедление и, соответственно, подавить крены. Автомобиль оснащен системой регенерации тормозной энергии, поэтому замедляется он специфически. При нажатии на педаль сначала он тормозит электродвигателем, а диски с колодками подключаются только при надобности или на более высоких скоростях.
Toyota Prius V поступит в продажу уже с лета. Известно, что в США его базовая цена составит 26 тыс. долларов, а самый дорогой вариант оценили в чуть более 30 тыс.