Toyota Land Cruiser 100 (1998-2007): вседорожник старой закалки
Повальное увлечение так называемыми городскими вседорожниками, которое просматривается в последние годы, резко уменьшило популярность классических моделей с хорошей проходимостью. Оно и понятно, зачем автомобиль с мощной рамой и блокировками дифференциалов, если владелец ездит только по асфальту. А от вседорожников старой школы многие отказываются, поэтому их предложение на вторичном рынке растет. Один из наиболее популярных автомобилей этого класса – Toyota Land Cruiser 100. Он имеет более чем 60-летнюю историю, которая начинается с лицензионного выпуска американского Jeep Willys. Постепенно автомобиль превращался в дорогое и хорошо оснащенное транспортное средство, но не терял способностей на бездорожье. "Сотую" серию представили в конце 1997 года, а с 1998 года началось ее производство, которое длилось девять лет. Также нужно отметить, что у модели был более дорогой собрат – Lexus LX470.
Интересно, что модель предлагали в двух различных версиях. Более доступный GX отличался неразрезным передним мостом, весьма скромным оснащением и распашными задними дверьми. А модификация VX получила независимую переднюю подвеску и богатую комплектацию. Кстати, именно VX преобладают на подержанном рынке Украины. У нас можно встретить как официально проданные вседорожники, так и "серые" версии. Среди последних немало арабских автомобилей. От их покупки стоит воздержаться, ведь они не рассчитаны на наши суровые зимы. "Сотка" – добротно сделанный и очень надежный автомобиль, но и уход за ним влетит в копейку. Запчасти найти легко, но некоторые из них недешевые. К тому же часть автомобилей активно использовалась на бездорожье, поэтому стоит, например, проверить днище и ходовую.
У Land Cruiser 100 – классический вседорожный дизайн, он продолжает традиции своего предшественника (80-й серии). Мускулистые колесные арки, строгие линии кузова, широкая хромированная решетка радиатора, большие фары – вот детали фамильного стиля. К слову, наследник (серия 200) также сохраняет эти черты, так что в этом плане Toyota отличается консервативностью. Мощная стальная рама обеспечивает вседорожнику необходимые живучесть и долговечность. Кузов оцинкован с двух сторон, что гарантирует хорошую защиту от коррозии. Однако езда вне асфальтовых дорог может привести к повреждениям лакокрасочного покрытия или отказу омывателей фар (в этом случае нужно отдать 15-30 у. е. за новые форсунки). Передний бампер на Land Cruiser стоит 280-350 у. е., задний – 280 у. е. Цена капота – 500-700 у. е., а переднего крыла – 400-450 у. е. Передняя фара обойдется в 330-460 у. е., противотуманная – в 250 у. е., а задний фонарь – в 100 у. е.
Салон также сделан добротно, как и полагается настоящему вседорожнику. Органы управления весьма крупные. Большое четырехспицевое рулевое колесо очень удобно ложится в руки. Циферблаты приборов также немаленькие, а с 2002 года они обрели оптитронную подсветку. Массивная центральная панель выступает в салон, переключатели на ней также немаленькие, что облегчает их использование. Передние сиденья широкие, а потому подойдут водителям любого роста и комплекции. Между ними разместили подлокотник с внушительных размеров боксом. Вообще, Land Cruiser 100 – очень просторный. На втором ряду легко поместятся трое крупных взрослых, а на третьем – люди среднего роста. Большинство версий – пяти- и семиместные, но случаются и варианты на 9-10 мест (как правило, это доступные версии GX). У них – три места на первом ряду и откидные двухместные кресла по бокам багажного отсека. Конечно, если все сиденья заняты, места для багажа остается немного – 250 л. Но уже в пятиместной конфигурации его объем возрастает до 830 л, а в двухместной – и вовсе до 2210 л. Пятая дверь состоит из двух частей, нижняя половина может служить скамейкой.
В модификации GX богатую комплектацию не стоит рассчитывать: максимум, что доступно – центральный замок, электроприводы стеклоподъемников и зеркал заднего вида, кондиционер, антиблокировочную систему тормозов ABS, подушку безопасности. Зато Land Cruiser VX – совсем другая история. Он получил боковые подушки безопасности, систему стабилизации, климат-контроль, бортовой компьютер, кожаный салон, электропривод и подогрев передних сидений, CD-чейнджер, круиз-контроль. Среди опций – люк в крыше, подогрев задних сидений, парктроник, датчик дождя.
Электрооборудование добротно сделано, вопросы вызывают лишь трубки кондиционера. От попадания грязи и соли они могут быстро износиться и потерять герметичность. Особенно это актуально для арабских версий, у которых отдельные блоки кондиционера для передних и задних пассажиров. Их трубки попросту не рассчитаны для использования зимой. Большая часть вседорожников в Украине оснащены 4,7-литровым 235-сильным бензиновым V8. Он очень тяговит (обладает щедрым крутящим моментом в 434 Н·м при 3400 об/мин) и обеспечивает тяжелому автомобилю приличную динамику – 11,5 с до 100 км/ч. Работает "восьмерка" тихо и плавно. Однако расход топлива у нее внушительный: даже по паспорту он составляет 21,5 л/100 км в городском цикле и 13,4 л/100 км – в загородном.
Техобслуживание рекомендуют проходить каждые 10 тыс. км. Топливный фильтр стоит около 65 у. е. (неоригинальный – 30-40 у. е.), масляный – 6-17 у. е., а воздушный – 15-30 у. е. свечи зажигания рассчитаны на срок службы в 40-60 тыс. км, но из-за некачественного топлива иногда их приходится менять уже после 20 тыс. км пробега. Раз на 40 тыс. км желательно промывать форсунки системы впрыска. Ремень ГРМ служит примерно 100 тыс. км (80-90 у. е.), вместе с ним следует поменять и приводной ремень генератора. В это же время стоит отрегулировать тепловые зазоры клапанов. На автомобилях с V8 может выйти из строя датчик дроссельной заслонки. А после 100 тыс. км пробега нередко бывают случаи износа выпускных коллекторов; новая деталь стоит 300-320 у. е. Мотор чувствителен к перегреву, а поэтому рекомендуют регулярно прочищать радиатор. Иногда можно встретить Land Cruiser 100 с 4,5-литровой рядной "шестеркой" мощностью 224 л. с., как правило, это версии GX. Этот двигатель очень неприхотлив и легко способен проехать 400-500 тыс. км до капитального ремонта. Газораспределительный механизм приводится долговечной цепью, а форсунки можно промывать реже – после 120 тыс. км пробега.
Шестицилиндровый турбодизель доступен как в атмосферном варианте (131 л. с.), так и с турбиной (165, 204 или 250 л. с.). "Атмосферник" неприхотлив и спокойно выдерживает наше топливо. Турбированный двигатель у нас, как правило, встречается в 204-сильном исполнении. Динамика с ним неплохая (13,1 с до 100 км/ч), а расход топлива приемлемый: 14 л/100 км в городе и 9,4 л/100 км – за городом. Он более требователен к качеству "солярки" и именно из-за ее низкого качества может выйти из строя топливный насос высокого давления. Стоит деталь ни много ни мало, 4800 у. е.! Проблем с ней можно избежать, если регулярно (раз на 20 тыс. км) менять топливный фильтр (15-35 у. е.) и каждые 40 тыс. км промывать топливные форсунки. Последние также могут выйти из строя после 100 тыс. км пробега и стоят по 600 у. е. за штуку. Турбина при правильном обслуживании пройдет и 200 тыс. км: главное, не глушить мотор после остановки, а дать ему поработать на холостых оборотах. Техобслуживание для обоих дизелей нужно проходить раз на 5 тыс. км. Воздушный фильтр стоит 25-50 у. е., а масляный – 10-22 у. е. Ремень ГРМ выдерживает 100 тыс. км (20-50 у. е.). Для дизельных версий предлагают 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач, но большая часть Land Cruiser 100 оснащены автоматической трансмиссией (4-ступенчатым либо 5-ступенчатым). Масло в "механике" нужно менять каждые 60 тыс. км, а в "автомате" – каждые 90 тыс. км. Нареканий к ним нет.
На бездорожье автомобилю поможет целый отряд различных систем. Тут и постоянный полный привод с понижающей передачей, и блокировка межосевого дифференциалов, и опционные передний и задний дифференциалы с возможностью блокировки. В общем, на песке или грязи Land Cruiser 100 покажет себя с наилучшей стороны. Но нужно помнить, что раз на 10 тыс. км нужно смазывать крестовины карданных валов – тогда они продержатся примерно 150-200 тыс. км. В раздаточной коробке и мостах смазку нужно менять каждые 30 тыс. км. Проблемы может вызвать разве что передний редуктор, но он выходит из строя только на ранних экземплярах Land Cruiser.
На асфальте вседорожник также неплохо себя ведет. Езда в нем очень комфортабельная: подвеска мягкая, да и шумоизоляция выполнена очень качественно. Рулевое управление очень легкое, что помогает справиться с тяжелым автомобилем. С 2003 года его начали оснащать адаптивным гидроусилителем. Внутренние наконечники рулевых тяг имеют ресурс в 100 тыс. км, а внешние – 200 тыс. км, их цена – 25-40 у. е. Рулевая рейка может течь, но это не повод для ее замены, ведь она легко поддается ремонту. Поэтому нет нужды тратить 2000 у. е. на новую рейку. Базовые модификации с зависимой пружинной передней подвеской не требуют ремонта ходовой вплоть до пробега в 150 тыс. км, то же касается и задних пружин. И то, замены потребуют лишь сайлент-блоки, стоящие всего 16-18 у. е.
Если же передняя подвеска – независимая, торсионная, то вмешательство потребуется чаще. Чаще всего (раз на 50 тыс. км) нужно менять втулки стоек стабилизатора (1-2 у. е. за штуку). Втулки самого стабилизатора выдерживают около 70 тыс. км (7-10 у. е.). Нижние шаровые опоры служат около 100 тыс. км (30-50 у. е.). Ресурс верхних опор втрое больше (300 тыс. км), но цена приблизительно такая же. По 300 тыс. км могут выдержать и сайлент-блоки ценой 10-30 у. е. Рычаги передней подвески подлежат замене после 150 тыс. км пробега и стоят по 160-200 у. е. за штуку. Приблизительно в это же время необходимо заменить передние и задние амортизаторы (70 у. е. за один). Кстати, амортизаторы могут быть с изменяемой жесткостью.
Значительная часть Land Cruiser VX были оснащены пневматической подвеской. Она значительно улучшила плавность езды в режиме Comfort и уменьшила крены кузова в спортивном режиме. К тому же на бездорожье клиренс можно увеличить с 220 до 270 мм. Система надежнее, чем у многих других производителей, но и с ней могут возникнуть проблемы. Причем нужно учитывать, что ремонт точно влетит в копейку. Передние тормоза вседорожника – дисковые, вентилируемые, а задние могут быть либо дисковыми, либо барабанными. Передние колодки выдерживают 30-40 тыс. км: оригинальные стоят 85 у. е., а неоригинальные – 35-50. Диски служат примерно 60 тыс. км, цена как передних, так и задних – 80-170 у. е.
Toyota Land Cruiser 100 – настоящий рамный вседорожник. Самые доступные версии предлагают за 18-20 тыс. у. е., а наиболее дорогие – 50-55 тыс.