Toyota Avensis (2003–2008): надежный престиж
Первое поколение Toyota Avensis, заменив в свое время популярную модель Carina E, особо стильной внешности так и не получило. Зато с надежностью у того автомобиля все было в полном порядке, как и принято в лучших традициях японского бренда. Вторая генерация – напротив, обрела запоминающийся внешний вид. Но не утратила ли она главного козыря, и стоит ли покупать подержанный Avensis 2003–2008 годов выпуска? Сейчас мы и попробуем в этом разобраться…
Стильно и безопасно
Внешность второго поколения удалась на славу. После скучной наружности старого Avensis, новый, с его оригинальными формами и покатыми линиями, воспринимался просто революционером. Неудивительно, что этот автомобиль пришелся по вкусу европейским покупателям (в том числе украинским), ведь проектировали его непосредственно в Европе, во французской дизайн-студии Toyota ED2 в Ницце. Главным инженером, ответственным за разработку очередного поколения, стал небезызвестный Сагуя Фукусато, а выпускали его в Англии.
Второе поколение Toyota Avensis представлено тремя кузовными вариантами. В модельной гамме присутствовали не только привычный седан и универсал, но и более экзотический 5-дверный лифтбэк (в некоторых источниках его называют хетч-бэком). Кстати, последняя модификация в наших широтах получила наименьшее распространение (потому как официально не продавалась), а самым популярным вполне ожидаемо стал седан. Однако независимо от типа кузова машина имеет отменную коррозийную стойкость. Ведь даже у автомобилей первых годов выпуска на кузове не встречаются очаги коррозии. Исключение составляют "ржавые" последствия некачественного ремонта. От покупки подобного рода автомобилей лучше отказаться.
При смене поколений произошел не только приятный эстетический прогресс, но и более важный прогресс в плане повышения безопасности. Ведь на то время Toyota Avensis обошел многих своих конкурентов, набрав по результатам краш-тестов EuroNCAP высшую оценку в пять звезд (34 балла). Произошло это не только благодаря наличию семи (!) подушек безопасности (помимо фронтальных, боковых и шторок, есть еще и подушка защиты ног водителя), но и за счет тщательно продуманной конструкции кузова. Он имеет специальные сминаемые зоны спереди и сзади, а также мощные балки в дверях. Кроме того, в арсенале Avensis отличный комплект сервисных и тормозных систем. Это антиблокировочная система тормозов ABS, система распределения тормозных усилий EBD, антипробуксовочная система TRC и система стабилизации VSC.
Немаловажным является и тот факт, что компания Toyota в этом поколении Avensis сделала все возможное, чтобы минимизировать затраты при косметическом ремонте (по сравнению с предшественником, более чем в два раза). Сэкономить получилось благодаря уменьшению протяженности сварных швов. Практически все навесные детали крепятся посредством болтов, что облегчает и удешевляет их замену. Что касается стоимости элементов кузова, то она сравнительно доступная. Например, за переднее крыло придется заплатить около 2000 грн., за бампер без декоративных навесных элементов – порядка 2500 грн., а капот двигателя в случае замены облегчит карман владельца на 3400 грн.
Простор и комфорт
Просторный салон со временем не утрачивает своих главных качеств – функциональности и удобства. Приятные взгляду приборы со спокойной оранжевой опти-тронной подсветкой не блекнут даже у автомобилей первых годов выпуска. Что касается остальной "электроники", массового выхода из строя специалисты сервиса не отмечают. Все приводы, как правило, работают без претензий. Высокий уровень сборки позволяет наслаждаться тишиной даже спустя 5-7 лет. Кстати, после модернизации 2006 года шумоизоляция за счет применения новых материалов стала еще лучше. Изредка досаждает лишь поскрипывающая передняя панель, да и то в случае ее предварительной неквалифицированной разборки/сборки (например, для установки охранной сигнализации).
То, что Avensis направлен на комфортное передвижение всех присутствующих в салоне, вопросов не вызывает ни у водителя, ни у пассажиров. Удобные и в меру мягкие кресла отменно распределяют вес, а удачный профиль с умеренной боковой поддержкой отлично способствует преодолению больших расстояний. Жаль только, что тканевая обивка сидений не очень сильно противостоит испытанию временем. С годами она изрядно теряет свой изначальный опрятный вид. Не особо помогает даже профессиональная химчистка салона. А вот кожаные салоны при должном уходе до сих пор выглядят весьма богато.
Объем багажного отделения Toyota Avensis в походном состоянии достигает 520 л, показатель по рамкам класса неплохой. Увеличения пространства, как водится, можно достигнуть сложив спинки заднего ряда (универсал в этом случае порадует немалым объемом в 1500 л). Они опускаются в пропорции 40/60, что дает возможность наряду с перевозкой длинномеров посадить сюда и одного пассажира. Под фальшполом багажника предусмотрено отделение для полноценного запасного колеса, домкрата и пластикового лотка с инструментами.
Дела моторные
Для второго поколения Toyota Avensis была предусмотрена внушительная линейка двигателей, в которой были как бензиновые, так и дизельные варианты. Базовым для автомобиля является бензиновый 1,6-литровый 4-цилиндровый двигатель серии 3ZZ-FE (максимальная мощность 110 л. с. при 6000 об/мин). Следующая ступень – 1,8-литровая рядная "четверка" 1ZZ-FE максимальной мощностью 129 л. с. при 6000 об/мин. Общей проблемой этих двух моторов является повышенный расход масла. Происходит это из-за того, что со временем маслосъемные кольца перестают полноценно выполнять свои функции (в среднем через 40-60 тыс. км). Проблему частично решили в 2004 году, когда производитель стал устанавливать более износостойкие хромированные кольца. И лишь в 2005 году, когда двигатели серии ZZ полностью модернизировали, неприятность была искоренена целиком и полностью.
Самым удачным для этой генерации Avensis специалисты считают 2,0-литровый бензиновый мотор модификации 1AZ-FSE. Он оснащен непосредственным впрыском и системой фаз газораспределения, поэтому при возросшей мощности (147 л. с. при 5700 об/мин) отличается схожим с 1,8-литровым двигателем "скромным" расходом топлива. Этот двигатель практически не доставляет проблем на протяжении всего срока эксплуатации. Однако если регулярно заправлять машину некачественным топливом, то вероятен выход из строя топливного насоса высокого давления. Стоимость его замены весьма высока, ведь одна только цена этого элемента питания составляет около 10 280 грн. Наиболее мощный 2,4-литровый мотор (163 л. с. при 5800 об/мин) устанавливался на максимальные комплектации. По своей надежности он идентичен 2,0-литровому варианту, поскольку в техническом плане отличается лишь дополнительными балансировочными валами. Отсюда вывод – двигатель серии 2AZ-FSE также требователен к качеству топлива.
Дизельные модификации официально в Украине не продавали, все Avensis на "тяжелом" топливе завезены в страну в индивидуальном порядке. В момент появления в 2003 году автомобиль агрегатировался турбодизелем объемом 1995 куб. см и мощностью 116 л. с. при 3600 об/мин. Однако уже в 2005 году его заменили сразу две 2,2-литровые турбированные модификации. Одна мощностью 150 л. с. при 3600 об/мин, вторая – 177 л. с. при 3600 об/мин. Моторы эти весьма неприхотливые, но при условии использования качественного дизельного топлива (все оснащены впрыском Common Rail). Коробки переключения передач представлены 5-ступенчатой "механикой", 6-ступенчатой "механикой", 4-ступенчатым и 5-ступенчатым "автоматом". Последний работал в тандеме только с наиболее мощным 2,4-литровым мотором. А 6-ступенчатая "механика" – в паре с дизелем. Работники сервиса отмечают завидную надежность любого из узлов. Редкие проблемы были отмечены лишь при несвоевременной замене масла.
Плавным ходом
Как мы уже упоминали, вторая генерация Toyota Avensis подразумевает всецелый комфорт передвижений. Заслуга в этом не только плавно работающей автоматической трансмиссии (в случае если автомобиль ею укомплектован), но и специфических настроек подвесок. Они наилучшим образом удовлетворяют наши непростые дороги. Стоит отметить, что при всем при этом детали подвески весьма "живучи" и не дорогостоящи, как для автомобиля такого класса. Амортизаторы (передний – 850 грн., задний – 750 грн.) и передние рычаги (1100–1400 грн. в зависимости от производителя) в среднем выхаживают более 100 тыс. км. Нередко, особенно на автомобилях до модернизации 2006 года, владельцам может досаждать стук в задней подвеске. Причина тому – непрактичная конструкция сайлент-блоков задних рычагов. Впоследствии их модернизировали и при ремонте устанавливали на все автомобили без исключения.
Toyota Avensis с 1,8-литровым мотором оснащены рулевым управлением с электроусилителем. Из-за конструкторских особенностей рулевого вала при проезде неровностей он часто издает неприятный стук. Однако это чревато лишь акустическим дискомфортом. Прочие модификации имеют гидроусилитель рулевого управления, который особых проблем не доставляет (стоимость рейки и насоса в сборе порядка 10 000 грн.). Мощные и цепкие тормоза позволяют прогнозируемо дозировать степень замедления в независимости от наполнения салона пассажирами. Тормозные диски, как правило требуют замены при каждой второй/третьей замене колодок. Стоимость переднего тормозного диска начинается от 360 грн., заднего – от 410 грн. Комплект колодок на одну ось потребует как минимум 450 грн.
Закономерный итог
Как и любой автомобиль, бывший в эксплуатации, Toyota Avensis с годами будет требовать повышенного внимания владельца. На данный момент большинство экземпляров еще не выкатало свой ресурс. Радует, что по сравнению с конкурентами надежность Avensis при своевременном и квалифицированном обслуживании была и остается на высоком уровне. Да и некоего фактора престижности у машины не отнять. Кроме того, с годами она не особо теряет в цене. Так, по данным каталога "АвтоФотоПродажа", стоимость базового 1,6-литрового седана Avensis с механической трансмиссией начинается с 13 500 $, а за максимально укомплектованный вариант с более мощным мотором придется отдать порядка 24 500 $.