Toyota 4Runner: его стихия – бездорожье
Легко понять, почему вседорожники обрели немалую популярность за последние двадцать лет. У них просторный салон, высокая посадка, стабильное поведение на скользкой дороге. Однако, чтобы угодить клиентам, автопроизводители внесли серьезные изменения в конструкцию моделей. Большинство из них отказались от зависимой подвески и постоянного полного привода, применили несущие кузова. Для значитальной части покупателей этого вполне достаточно – они могут путешествовать в комфорте на вседорожнике с управляемостью, почти как у легкового автомобиля. Но поклонники настоящего бездорожья обращают свои взоры на классические "серьезные" вседорожники. Пусть их стало заметно меньше, но они не канули в Лету. Их производят и Jeep, и Land Rover, и Nissan. Держит марку и Toyota, которая в 2009 году представила сразу три подобные модели: "собратьев" Land Cruiser 150 и Lexus GX460, а также новый 4Runner.
Toyota 4Runner известен с 1984 года и теперь перед нами – уже пятое его поколение. С технической точки зрения он очень близок к Land Cruiser 150 – использует общую с ним платформу. Но выглядит автомобиль несколько мужественнее. У него нет столь ярко выраженных классических черт, как у FJ Cruiser, но все же вседорожная стилистика преобладает в его дизайне. Ушли в прошлое мягкие линии предшественника – автомобиль привлекает внимание угловатым стилем и широкими "плечами" задних крыльев. Под стать грозному взгляду продолговатых фар – массивные бампера. А на крыше разместили немаленьких размеров спойлер.
Внешний вид новинки может отличаться в зависимости от ее комплектации. Так, роскошный 4Runner Limited выглядит более сдержанно – с хромированными молдингами и радиаторной решеткой, а также окрашенными в цвет кузова бамперами и 20-дюймовыми колесными дисками. В то же время вариант Trail получил вседорожные атрибуты. Его оснастили мощной защитой днища, черными защитными накладками на бамперах и колесных арках, и 17-дюймовыми дисками с высокопрофильными шинами с глубоким протектором. Также Trail можно отличить по воздухозаборнику на капоте, тонированным фарам и фонарям, черным дверным ручкам и особым рейлингам для багажника на крыше. А еще дорожный просвет в этой версии увеличен на 20 мм до 244 мм.
По сравнению с предшественником 4Runner несколько подрос. Колесная база осталась неизменной (2790 мм), а длина увеличилась на 18 мм (4823 мм). Ширина стала больше на 15 мм (1925 мм), а высота – на 20 мм (1816 мм). А коэффициент лобового сопротивления улучшили до 0,365. Благодаря более низкому полу, салон получился просторнее, чем раньше. Кроме того, посадка за рулем теперь несколько повыше. Большие изменения претерпел стиль оформления салона – его выполнили по прообразу Toyota FJ Cruiser. Оптитронные циферблаты приборов теперь размещены в отдельных колодцах и подсвечены красным цветом. К ним присоединились индикатор экономичной езды, а также компас.
Серый пластик разбавлен серебристыми вставками на руле и центральной консоли. В версии Trail ткань, которой обшиты кресла, – водонепроницаемая. Клавиши электростеклоподъемников в дверных панелях переместили повыше, и теперь к ним легче дотянуться. Переключатели аудиосистемы и кондиционера специально сделали очень большими, чтобы ими можно было пользоваться в перчатках. К тому же их легко найти на ощупь, поэтому водителю не придется отвлекаться от дороги. А вот переключатели электронных систем, помогающих на бездорожье, разместили в консоли на потолке. Тем не менее селектор раздаточной коробки расположен там, где и полагается – возле рычага трансмиссии.
Передние сиденья уже в базовой версии оснащены электроприводом. Между ними разместили широкий подлокотник с вместительным боксом, где спрятаны 12-вольтовая розетка и USB-порт. Поскольку спинки кресел сделали тоньше, то на втором ряду стало больше места для коленей. К тому же регулируется и угол наклона спинки. Можно отдельно сложить центральную секцию дивана и превратить ее в подлокотник. А в качестве опции предлагают третий ряд сидений, где поместятся не только дети, но и взрослые среднего роста, ведь пространство для ног там выросло на 130 мм.
В пятиместной конфигурации объем багажника огромный – 1311 л. Если же сложить второй ряд сидений, то он возрастет до 2514 л. Чтобы не открывать тяжелую пятую дверь, можно просто нажатием кнопки опустить заднее стекло и забросить багаж через окно. Пол багажника выдвижной. А для любителей автовечеринок на природе предусмотрена еще одна интересная функция. В аудиосистеме есть режим Party mode, когда весь звук перебрасывается на динамики, размещенные в задней двери. Ее можно открыть и наслаждаться звуком.
Начальная комплектация SR5 оснащена электростеклоподъемниками, бортовым компьютером, аудиосистемой с CD-плеером и 8 динамиками, электроприводом пятой двери, парктроником и системой доступа без ключа. Все 4Runner получили 8 подушек безопасности (фронтальные, боковые, надувные "занавески" и подушки для коленей сидящих спереди), антиблокировочную систему тормозов ABS, систему стабилизации VSC и антипробуксовочную систему TRAC. Вариант Limited подразумевает наличие двухзонного климат-контроля, CD-чейнджера и кожаного салона. Среди опций – подогрев сидений, люк в крыше, связь Bluetooth и камера заднего вида, а также навигационная система с технологией подачи сигнала бедствия.
Базовая версия оснащена 2,7-литровой бензиновой "четверкой" мощностью 157 л. с. Однако двухтонному автомобилю такого мотора не всегда хватает, особенно на бездорожье. Поэтому следует обратить внимание на 4,0-литровый V6 с системой регулировки фаз газораспределения VVT-i. Ему добавили лошадиных сил, и их число достигло 270. "Шестерка" довольно тяговита, ведь максимальный крутящий момент достигает 377 Н·м. Это ощутимо как вне дорог, так и при обгоне на шоссе, также можно буксировать прицеп весом 2268 кг. Разгон до 100 км/ч занимает 7,8 с. При этом расход топлива не намного больше, чем у 2,7-литровой модификации – 13,8 л/100 км в городском цикле и 10,7 л/100 км – в загородном. На высшей передаче можно ехать со скоростью 55 км/ч при 1500 об/мин.
Все 4Runner оснащены 5-ступенчатой автоматической трансмиссией. Базовая версия – заднеприводная, а вот полный привод – обязательный в вариантах Trail и Limited. В последнем случае он – постоянный полный, а вот в Trail он – подключаемый, да еще с блокируемым задним дифференциалом. Автомобиль демонстрирует отличные возможности на бездорожье, особенно если выбрать пониженный ряд трансмиссии. 4Runner легко взбирается на крутые подъемы, а на спуске ему помогает технология Downhill Assist Control. С помощью системы Multiterrain Select можно настроить антипробуксовочную систему для езды по песку, камням, грязи или снегу. В особо сложных случаях нужно активизировать технологию Crawl Control: она ограничит скорость на отметке от 1,5 до 8 км/ч и позволит потихоньку "проползти" по грязи. Активная подвеска Kinetic Dynamic Suspension System (стандартная в 4Runner Trail) позволяет на бездорожье отключить стабилизаторы поперечной устойчивости, что увеличивает ход подвески.
Kinetic Dynamic Suspension System помогает и при езде на асфальте: в поворотах стабилизаторы становятся жестче и несколько снижают крены кузова. В модификации Limited помогают еще и амортизаторы с изменяемой жесткостью. Тем не менее вседорожник остается вседорожником – его тяжелая конструкция дает о себе знать на извивистых дорогах. В то же время его руль легкий, хоть и не очень информативный, а подвеска мягкая и комфортная. Педаль тормоза короткоходная, а для остановки со скорости 100 км/ч необходимо расстояние 42,7 м.
Toyota 4Runner уже начали продавать в США, там автомобиль стоит 29-40 тыс. долларов. В нашей стране его, как и предыдущие поколения этой модели, будут продавать неофициально.