Тоге: уличный автоспорт по-японски
Многие автолюбители, особенно те, кто увлекается любительскими автомобильными состязаниями, знакомы с дисциплиной дрифтинг (drifting, в переводе с английского – скольжение). Такие соревнования проводятся, начиная с площадок для парковки возле супермаркета и заканчивая международным чемпионатом D1, ежегодно проходящим в США и Японии. Цель каждого участника в этой дисциплине – как можно эффектнее "проскользить" на своем автомобиле. В первую очередь оценивается стиль. Чем больше скорость, угол автомобиля к направлению движения и продолжительность нахождения в таком состоянии, тем больше баллов.
На самом деле дрифтинг – это лишь эффектная часть другого малоизвестного соревнования. Название состязания, подарившее всему миру зрелищные выступления едущих боком автомобилей, – Тоге (touge). В переводе с японского это слово означает горный перевал. Зародился этот вид автомобильных гонок в Японии, в 60-х годах прошлого столетия, в окрестностях городов Хаконе, Роккосан, Ирохазака и у подножия горы Нагано.
Как и в остальных автомобильных соревнованиях, главной задачей каждого участника – проехать сложный участок горного перевала как можно быстрее. Однако, трассы, состоящие из многочисленных, сменяющих друг друга поворотов, продиктовали определенный стиль вождения и как следствие тип автомобилей.
При прохождении поворота заднеприводные машины обладают определенными преимуществами перед переднеприводными и даже полноприводными. Так как при помощи правильной дозировки угла заноса задних колес можно использовать часть мощности двигателя для противодействия боковым инерционным силам. То есть сила, которая в нормальных условиях, при прямолинейном движении, двигает автомобиль вперед, в данном случае раскладывается на две составляющие: радиальная и тангенциальная. Первая направлена перпендикулярно кривой движения и противостоит центробежной, вторая, толкающая автомобиль – по касательной к траектории движения. В результате, чем больше угол заноса, тем меньше мощности двигателя тратится на прямолинейное движение автомобиля, и наоборот.
Этот способ выгодно применять на довольно крутых поворотах, из которых в основном и состоят сложные горные серпантины, и прохождение которых на большой скорости несет опасность самопроизвольного срыва колес в скольжение и, как результат, потерю контроля над автомобилем. Кроме того, на фиксированной передаче падают обороты двигателя и, как следствие, его мощность. Поэтому в таком случае езда в контролируемом заносе является преимуществом, так как пробуксовка колес увеличивает частоту вращения коленчатого вала мотора, а значит и его мощность. При этом автомобиль не теряет свою динамику и его легче удержать в повороте.
Подобный прием позволяет проходить повороты, а трасса состоит в основном из них, без особых инерционных потерь. Особенно это актуально для автомобилей, не обладающих большой мощностью. Конечно, такая процедура от гонщика требует достаточно большого количества управляющих действий. Держать столь неустойчивый автомобиль в сбалансированном состоянии очень сложно. Подобная техника требует большого опыта. В среднем автогонщик делает 4 движения руками и ногами в секунду, корректируя рулем и тягой двигателя положение автомобиля. Борьба за каждые секунды привела к тому, что этот прием стал основой вождения для участников такого рода состязаний, которых назвали "rolling zoku". Кроме того, прохождение поворотов в скольжении значительно добавило зрелищности в соревнованиях, а со временем такой стиль езды и вовсе перерос в ту саму отдельную дисциплину, которую во всем мире знают как дрифтинг.
Естественно свой выбор гонщики стали останавливать на автомобилях, имеющих привод на задние колеса. Легендой этого соревнования стал автомобиль Toyota AE 86, прозванный "Хачи Року" (Hachi Roku), что в переводе означает – восемь, шесть. Любителям Тоге она приглянулась благодаря своей небольшой массе, надежному и сильному мотору и легкому управлению. Впоследствии эта машина стала одной из самых популярных и в дрифтинге. И все же "покатушки" на извилистых горных трассах не утратили своей популярности. Сегодня они также проводятся среди любителей этого состязания, однако не носят официальный характер. Тем не менее Тоге имеет свои определенные правила. Бывает это состязание двух видов. В одном случае это движение вниз со склона (down hill), в другом – вверх (up hill). Существует мнение, что в первом случае все зависит от мастерства сидящего за рулем, в другом, от автомобиля.
Стартуют участники, в зависимости от целей гонки, по-разному. Старт бок о бок (Side-by-Side), означает, что победителем станет тот, кто приедет к финишу первым. Для такого типа гонок необходимо, чтобы ширина дорожного полотна позволяла, и начать гонку, расположив автомобили параллельно друг к другу, и на протяжении всей трассы обеспечить возможность участникам совершать обгоны. Старт друг за другом (Tail-to-Bumper, Sudden Death Deathmatch, Lead-to-Chase), где для победы необходимо оторваться как можно дальше от преследователя, или, что является довольно сложным, вовсе обогнать соперника. Проезжают трассу два раза, меняясь стартовыми позициями.
Третий тип (Duct-Tape Deathmatch, Gumtape Deathmatch) является вариацией старта друг за другом. Разница заключается в том, что одна рука водителя привязана к рулю, что усложняет поворот колес на большой угол. В таком случае без использования ручного тормоза, чтобы довернуть автомобиль, не обойтись.
Разумеется, для такого состязания необходим соответствующий географический рельеф. Поэтому встретить любителей подобного увлечения можно только в горных краях. Одна из наиболее известных дорог, используемых любителями Тоге, находится недалеко от Куала-Лумпур. Но кто знает, может это соревнование доберется и до нас.