Tesla Roadster: спортсмен с электродвигателем
Никола Тесла был гениальным ученым и уникальной личностью. Он изобрел генератор переменного тока и электродвигатель, а также научился передавать ток на расстояние без проводов. Все эти открытия произошли в начале ХХ века. Всю жизнь Тесла посвятил изучению электрики, но затем сжег свои записи, чтобы его изобретения не были использованы в недобрых целях. Спустя сто лет имя ученого решили увековечить и представили автомобиль Tesla Roadster.
Это первый в мире серийный спортивный автомобиль с электромотором. Автомобили с такими двигателями ставят рекорды скорости еще с 1899 года, а по дну соляного озера Бонневиль они разгоняются до 400 км/ч. Идея создать серийную модель пришла в голову руководству небольшой компании из Силиконовой долины – центра компьютерной промышленности США. Место, похоже, выбрано не зря, ведь штат Калифорния отличается самыми жесткими экологическими нормами.
Родстер помогали создавать специалисты Lotus, причем помощь эта оказалась весьма существенной: Tesla делит платформу с Lotus Elise. Но специфика силового агрегата заставила немного увеличить его размеры, поэтому Tesla длиннее, да и колесная база у него больше. Это автомобиль с плавными элегантными линиями, он кажется цельным, будто сделанным из одного куска металла. Воздухозаборник в переднем бампере и отверстия в капоте выполняют, скорее, эстетическую функцию, ведь двигатель автомобиля особо не нуждается в охлаждении. Сзади с обеих сторон расположено по три круглых фонаря. Над ними установлен небольшой спойлер. В базовое оснащение входит тканевая крыша, а вот за доплату доступен жесткий металлический верх. Передние 16-дюймовые диски "обуты" в шины размером 175/55 R16, а вот задние колеса – 17-дюймовые с шинами 225/45 R17.
Салон получился простым и функциональным, его даже можно назвать спартанским. На центральной консоли и панели приборов можно увидеть голый металл. В то же время дверные панели отделаны кожей, а на полу лежат фирменные коврики. На ободе руля – перфорированная кожа, а на панели инструментов – карбоновые вставки. Смотря на приборную панель, не сразу догадаешься, что сидишь в электромобиле. У Tesla даже тахометр есть, что необычно для транспортных средств с электрическим мотором. И только небольшой экран слева от руля, указывающий уровень заряда батареи, напоминает о типе двигателя.
Жесткие кожаные кресла оснащены профилированными спинками. Подогрев – часть базовой комплектации. А поклонникам путешествий в комфорте предлагают альтернативу – более мягкие и широкие сиденья.
Список базового оснащения Tesla Roadster весьма большой: центральный замок, электростеклоподъемники, кондиционер, круиз-контроль, CD-плеер. Предусмотрены ABS, Traction control, две подушки безопасности и система контроля давления в шинах. При желании можно заказать Bluetooth, более мощную магнитолу с семью динамиками и навигационную систему с сенсорным экраном.
За спинками сидений установлен электродвигатель мощностью 248 л. с. Он получился весьма компактным – 350 мм в длину и 250 мм в ширину. При повороте ключа зажигания, ожидаемого звука мотора нет, даже вибрация не ощутима. О работающем двигателе дает знать, разве что шум вентилятора. Мотор способен раскручиваться до 13500 об/мин и делает это невероятно быстро. Маленький родстер разгоняется до 100 км/ч за 4,4 с, а спринт на 1/4 мили преодолевает за 13,3 с. Максимальная скорость – 201 км/ч. Автомобиль разгоняется очень быстро и в Tesla придумали шутку по этому поводу. Во время пробных тест-драйвов для потенциальных покупателей заводской водитель просит пассажира включить радио. Когда тот тянется к кнопке, он давит на педаль газа. Ускорение настолько большое, что пассажира вдавливает в кресло, и он не может дотянуться к магнитоле.
Особенность электромотора в том, что крутящий момент доступен сразу и во всем диапазоне оборотов, у Tesla он равен 286 Н·м. Эластичному двигателю хватает и 2-ступенчатой коробки передач, и уже на второй передаче он разгоняется до 100 км/ч за 5,7 с. То есть, можно спокойно ездить по городу, не работая рычагом коробки.
Наиболее необычная часть родстера – его батарея. Точнее, 6831 литиево-ионный аккумулятор размером с пальчиковую батарейку, соединенный в один блок. Чтобы не было перегрева, предусмотрена специальная система жидкостного охлаждения. Электроника не позволяет превысить критическую температуру в 120°С. Заряжается автомобиль с помощью обычной розетки. Аккумуляторов хватает, чтобы проехать 350 км.
Конечно, такой набор батарей довольно тяжелый, но родстер все равно получился легким – 1220 кг. В этом заслуга алюминиевой пространственной рамы. Небольшой вес и превосходно настроенная специалистами Lotus ходовая – залог хорошей управляемости. Извивистые дороги с множеством поворотов – стихия Tesla Roadster. Руль без усилителя поначалу кажется тяжелым, но автомобиль мгновенно реагирует на малейшее его движение.
Необычные ощущения оставляет торможение. Ведь замедляться помогает электромотор – нужно лишь педаль газа отпустить. 60 Н·м крутящего момента передаются на задние колеса и исполняют роль трансмиссионного тормоза. Ну, а для экономии заряда аккумулятора применена технология регенеративного торможения.
Tesla начали продавать только в марте, но все 600 автомобилей, которые выпустят в 2008 году, уже раскуплены, так же как и 300 родстеров 2009 года. Это при том, что в США автомобиль стоит 98 тыс. долларов. Вскоре обещают более мощную 320-сильную модификацию. Ну, а в более отдаленном будущем ожидаются седан Tesla и компактная городская модель.