Tesla Model S: будущее наступает сегодня
Электромобили известны на протяжении более чем ста лет, но только начинают набирать популярность. В большинстве своем это компактные городские автомобили, которые мало чем выделяются на фоне других машин. Однако постепенно некоторые автопроизводители поняли, что для популяризации электромобилей нужны яркие запоминающиеся модели.
Так, с 2008 года выпускают двухместный спортивный Tesla Roadster. Кабриолет на платформе Lotus Elise уже нашел свыше 2300 покупателей и показал, что электрический двигатель и хорошие динамические характеристики не являются противоположными понятиями. Теперь, завоевав популярность, компания Tesla расширяет линейку – начинает выпуск нового Model S.
Буква S в названии – сокращение от слова Sedan, но на деле автомобиль является не седаном, а пятидверным лифтбэком. Внешне серийный Model S практически не отличается от концепта, показанного в 2009 году. Следует отметить, что стилисты Tesla постарались: их творение получилось весьма ярким и действительно заставляет обратить на себя внимание. В дизайне преобладают утонченные изогнутые формы.
У лифтбэка стремительный клиновидный профиль с аркообразной линией крыши, как у купе. Широкая «пасть» фальшрадиаторной решетки – сугубо декоративный элемент, ведь электромотор не нуждается в столь большом количестве воздуха. Передняя и задняя оптика – светодиодная. «Корма» увенчана заостренным спойлером и хромированным молдингом.
Автомобиль получился немаленький: его длина достигает 4976 мм, а колесная база – 2959 мм. При этом он невероятно широкий (1963 мм) и не очень высокий (1435 мм). Автомобиль не только выглядит стремительно, но и действительно обтекаемый: коэффициент его лобового сопротивления равен всего 0,24.
Базовая модификация оснащена 19-дюймовыми легкосплавными дисками, а в варианте Performance установлены колеса диаметром 21 дюйм. Вес Model S внушительный – 2106 кг. Но зато структура кузова настолько крепкая, что краш-тесты автомобиль успешно прошел на скорости 80 км/ч, а не на 64 км/ч, как требует организация по безопасности EuroNCAP.
Доступ внутрь осуществляется весьма интересно. Дверные ручки утоплены, но при приближении водителя они распознают его ключ в кармане и автоматически выдвигаются. Салон лифтбэка как нельзя лучше отображает триумф современных технологий. Внутри очень светло, ведь крыша полностью прозрачная.
В отделке применены экологически чистая кожа (необработанная опасными химикатами) и пластик, полученный в результате вторичной переработки. Трехспицевое рулевое колесо выполнено в спортивном стиле – с плоским ободом внизу и наплывами в районе хвата рук. Приборной панелью служит экран, на который выведены показания спидометра, индикатора заряда батареи, бортового компьютера.
Центральная панель немного повернута к водителю. На ней размещен еще один, огромный 17-дюймовый, монитор. По сути, это встроенный планшетный компьютер с сенсорным экраном, заменяющий блоки аудиосистемы и климат-контроля. Он также исполняет роль дисплея навигационной системы и камеры заднего вида, а встроенная операционная система дает возможность выхода в Интернет.
Передние кресла - широкие и удобные. Они, как и рулевая колонка, оснащены электроприводом регулировок с памятью на настройки уже в базовой версии. Предусмотрен и подогрев кресел. Посадка за рулем весьма низкая, а задняя часть размещена высоко, так что при парковке камера заднего обзора весьма кстати.
На втором ряду места для ног более чем достаточно, да и над головой остается приличный запас пространства. Салон очень широкий, поэтому троим взрослым сзади не тесно. Мало того, за доплату доступен еще и третий ряд кресел, который размещен в багажнике и развернут на 180 градусов. Они рассчитаны на двоих детей.
Даже в варианте на семь мест остается небольшой 150-литровый багажный отсек. В пятиместной конфигурации его объем возрастает до приличных 745 л, а в двухместной – до 1645 л. Кроме того, еще одно 230-литровое отделение размещено спереди, ведь мотор находится между задними колесами. Пятая дверь за доплату может быть дополнена электроприводом.
Базовый Model S оснащен довольно богато: предусмотрены система доступа без ключа, электропакет, двухзонный климат-контроль, 200-ваттная аудиосистема с CD-плеером, датчик дождя, связь Bluetooth, круиз-контроль. Помимо этого, обязательными являются 8 подушек безопасности (две из них защищают колени сидящих спереди), система стабилизации и система контроля давления в шинах. В списке опций – аудиосистема мощностью 580 Вт и варианты отделки салона более дорогими материалами.
На первых порах электродвигатель предлагают в двух вариантах мощности. В стандартной модификации он развивает 362 л. с., а крутящий момент в 440 Н?м доступен уже с первых оборотов. Поэтому на недостаток тяги жаловаться вряд ли придется. Автомобиль не нуждается в традиционной коробке переключения передач – достаточно 1-ступенчатой трансмиссии. Мотор работает очень тихо: при включении зажигания его «выдают» лишь показания на приборной панели. Разгон до 100 км/ч занимает всего 5,6 с, а максимальная скорость ограничена на отметке в 201 км/ч.
Если же этого мало, то следует обратить взор на вариант Performance. У него в распоряжении приличные 416 л. с. и целых 600 Н·м. Результат – 4,4 с до 100 км/ч, то есть результат на уровне лучших спортивных седанов. Причем уверенный равномерный разгон длится примерно до 160 км/ч. Ограничитель скорости срабатывает при 215 км/ч. Model S едет столь же хорошо, как и выглядит. Позже обещают представить две дешевые и менее мощные версии, но даже самая доступная из них будет достигать 100 км/ч за 6,5 с.
Для лучшего распределения веса батарея размещена в двойном днище под полом салона. Она закреплена таким образом, что заменить ее можно всего за 5 минут. На выбор предложат три вида аккумуляторов емкостью 40, 60 и 85 кВт·ч, обеспечивающих дальность пробега в 225, 320 и 425 км, соответственно. Пополнить заряд можно от сети в 110, 220 или 480 вольт, причем в последнем случае процедура займет только 45 минут. Даже в случае с самой емкой батареей стоимость полной зарядки в Европе и США составит всего 5 долларов. То есть, затраты будут равноценны стоимости топлива при расходе в 2,6 л/100 км.
Аккумуляторы в днище также понижают центр тяжести, что положительно сказывается на управляемости лифтбэка. Тяжелый Model S демонстрирует неплохую маневренность. На извилистых дорогах он послушен и очень мало кренится в поворотах. Руль чересчур легкий и не слишком информативный из-за электроусилителя.
Но зато курсовая устойчивость и сцепление с дорогой у заднеприводного Tesla очень хорошие. Даже с 21-дюймовыми дисками езда не слишком жесткая, а в качестве опции доступна пневматическая подвеска с изменяемым дорожным просветом. На больших скоростях он уменьшается на 18 мм (до 103 мм), а при надобности его можно увеличить на 31 мм (до 152 мм). При замедлении на первых порах срабатывает система рекуперации тормозной энергии, а затем – вентилируемые диски Brembo диаметром 405 мм спереди и 380 мм – сзади. Для полной остановки со 100 км/ч понадобится отрезок дороги длиной 41,1 м.
Первые Tesla Model S уже нашли своих владельцев. Заказов на модель достаточно, и ежегодно планируют выпускать по 20 тыс. автомобилей. Базовая версия стоит в США 58 570 долларов, а самая дорогая – 105 400. Но в ближайшее время цены могут снизиться на 5-7 тыс. долларов, ведь правительства Штатов и некоторых европейских стран планируют компенсировать покупателям часть стоимости в рамках поддержки экологических технологий. Кстати, Model S уже неофициально предлагают и в Украине по цене от 650 тыс. гривен.