Танк Т-34: символ Победы

Т-34 образца 1943 года в цветах польских подразделений советской армии
Т-34 образца 1943 года в цветах польских подразделений советской армии
Т-34 образца 1943 года в цветах польских подразделений советской армии
Опытные образцы БТ-7, А-20 и Т-34 1940 года
Опытные образцы БТ-7, А-20 и Т-34 1940 года
Первый серийный Т-34 1940 года
Первый серийный Т-34 1940 года
Т-34 1941 года
Т-34 1941 года
Т-34-85 1944 года был оснащен новой пушкой калибром 85 мм
Т-34-85 1944 года был оснащен новой пушкой калибром 85 мм
Т-34-85
Т-34-85
Даже в 1996 году Т-34 воевали в Югославии
Даже в 1996 году Т-34 воевали в Югославии
Водительское место в Т-34
Водительское место в Т-34
В-2 стал первым в мире танковым дизелем
В-2 стал первым в мире танковым дизелем

Среди военной техники, которая помогла советской армии победить в Великой Отечественной войне, чаще всего выделяют штурмовик Ил-2, реактивную установку залпового огня БМ-13 "Катюша" и танк Т-34. Именно их нередко называют оружием Победы, примером превосходства вооруженных сил Советского Союза. А Т-34 справедливо считают лучшим танком своего времени. Причем, этой точки зрения придерживаются как отечественные, так и зарубежные историки. Даже офицеры вермахта признавали его превосходство. Это был непревзойденный танк.

Т-34 – малая часть того вклада, который Украина внесла в победу над фашизмом. Ведь создали его в конструкторском бюро Харьковского танкостроительного завода. В 1937 году главное автобронетанковое  управление Красной армии разместило заказ на создание нового танка, который должен был заменить легкие БТ. Это небольшие танки для стремительных наступательных операций. Их особенность – съемные гусеницы. То есть, по шоссе БТ передвигались на колесах, как бронетранспортеры, и могли развивать скорость до 72 км/ч. Вооружение по тем временам считалось неплохим – состояло из пушки калибром 45 мм и двух 7,62-мм пулеметов. Но броня толщиной всего 15-20 мм защищала экипаж разве что от пуль и осколков.

По заданию правительства новый танк, получивший кодовое обозначение А-20, также должен был стать колесно-гусеничным. Но талантливый конструктор Харьковского завода Михаил Кошкин, руководящий разработкой, быстро понял ее бесперспективность. Его идеи разделяли и танкисты, воевавшие на БТ во время гражданской войны в Испании. Несмотря на опасность репрессий (предшественник Кошкина был арестован), конструктор взял на себя смелость приступить к работам над альтернативным проектом чисто гусеничного танка А-32. При этом создание А-20 не прекратили.

4 мая 1938 года оба проекта показали членам Комитета обороны СССР. А-20 был дальнейшим развитием БТ. Его главное отличие – более толстая броня (20-25 мм), установленная под углом, что улучшало защиту. Второе новшество – двухтактный дизельный двигатель В-2 мощностью 450 л. с., который предлагали установить на оба танка. Вооружение БТ досталось и А-20, и А-32. Но последний был лучше защищен: отказ от тяжелого колесного привода позволил при том же весе в 19 тонн увеличить толщину брони до 30 мм.

Поначалу руководство Красной армии хотело отвергнуть А-32, однако слово взял присутствовавший на заседании Иосиф Сталин. Он предложил продолжить разработку обоих танков и определить лучший на испытаниях. Естественно, его решение получило единогласную поддержку.

Прототипы А-20 и А-32 были готовы летом 1939 года, причем гусеничный танк получил более мощную пушку Л-11 калибром 76 мм. Во время испытаний Михаилу Кошкину пришлось не раз отстаивать свою правоту и доказывать преимущество новой конструкции. Эти танки впервые в мире получили дизельный мотор, остальные модели в то время оснащались карбюраторными моторами. Конструкторы переубедили командный состав вооруженных сил с помощью простого эксперимента. Заместитель Михаила Кошкина Николай Кучеренко вынес два ведра – одно с бензином, другое – с дизельным топливом.

И кинул в каждое из них по факелу. Бензин мгновенно воспламенился, а в солярке факел потух. Всем стало понятно, что у дизельного топлива меньше шансов сдетонировать при попадании снаряда. Преимущество наклонной брони проявилось во время пробного обстрела по ней снарядами пушек. Ну а широкие гусеницы А-32 прекрасно показали себя во время езды по бездорожью – лучше, чем у А-20.

При этом скорость и обоих танков была одинаковой – 65 км/ч. К тому же, выяснилось, что ходовая А-32 дешевле и проще в производстве. В результате испытаний было полностью доказано преимущество гусеничного варианта, и в августе 1939 года этот проект утвердили под названием Т-34. Одновременно запустили в серию дизель В-2. Его даже успели установить на последнюю серию танков БТ-7.

В январе 1940 года были изготовлены два опытных Т-34, а в феврале начались их  испытания. Танки своим ходом добрались из Харькова до Москвы, где предстали перед высшим командным составом армии и представителями советского правительства. Затем их отправили на испытания боем – на фронт советско-финской войны. Целые и невредимые Т-34 вернулись в Харьков через Минск и Киев. Результаты тестов подтвердили успешность конструкции, разве что пришлось немного доработать подвеску. А уже с сентября 1940 года началось серийное производство.

Однако испытания стали лебединой песней для Михаила Кошкина. Конструктор лично ехал в одном из танков и заболел воспалением легких. 26 сентября 1940 года он умер. На смену ему пришел новый главный конструктор Александр Морозов.

Что же представлял из себя серийный Т-34? Он заметно отличался от А-32. Масса выросла до 26,5 тонны. Толщину лобовой брони довели до 45 мм (под углом 60°), а боковой – до 40 мм (под углом 45°). Ну а на башне она достигала 70 мм. Вооружение состояло из новой 76,2-миллиметровой пушки Ф-34 и двух пулеметов ДТ калибром 7,62 мм. 450-сильный дизель позволял разгоняться до 55 км/ч. Экипаж танка состоял из четырех человек. Механик-водитель и радист сидели впереди, причем последний еще и стрелял из пулемета. Командир же располагался башне (он же – наводчик пушки и заряжающий).

Несмотря на план построить до 1 января 1941 года 600 танков, их  удалось выпустить только 115. Но затем производст-во начали наращивать и по состоянию на 22 июня 1941 года войска получили 1225 Т-34, из них 967  отправили в западные приграничные округа.

Именно эти танки одними из первых встретили натиск немецкой армии в июне 41-го. И оказались настоящим сюрпризом для вермахта. Пушка Т-34 легко пробивала броню любого немецкого танка на всех разумных дистанциях. В тоже время от его наклонной брони вражеские снаряды просто отскакивали рикошетом. Широкие гусеницы позволяли легко передвигаться по болоту и снегу, тогда как немецкие танки с узкими гусеницами проваливались в топь. Т-34 оказался намного быстрее и маневреннее техники противника, а низкий силуэт осложнял попадание в него снарядом. Немецкие войска могли подбить Т-34 только с помощью сверхмощной пушки калибром 88 мм, но она считалась зенитной и находилась в частях ПВО.

Но на самом деле значительная часть Т-34 погибла не от фашистских пушек. Многие из них только сошли с конвейера заводов и даже не успели сойти с платформы поездов, поэтому стали легкой мишенью для авиации. Нередко члены экипажа сами подрывали танк, израсходовав в неравном бою все топливо и боекомплект. Иногда Т-34 страдали от невозможности наладить связь между экипажами, ведь поначалу рациями были оснащены только командирские танки.
Восполнить эти потери стало трудно, ведь предприятия эвакуировали в Сибирь, и приходилось начинать все с нуля на новом месте. Харьковский завод переехал в Челябинск, также  наладили производство Т-34 в Нижнем Тагиле и Сталинграде. Рабочие уходили на фронт, а за станки становились женщины, дети, старики. И перед конструкторами поставили задачу – упростить конструкцию для ускорения темпов производства. Тут помог извест-ный украинский ученый Евгений Патон: благодаря его технологии сваривания башен время производства и затраты Т-34  сократились почти вдвое. В 1943 году заводы ежемесячно выпускали по 1000 танков этой модели.

Конструкция Т-34 постоянно модернизировалась. Так, в 1943 году установили новую шестиугольную башню с более толстой броней, увеличили запас хода и оснастили все танки рациями. Появилась также небольшая командирская башенка с возможностью кругового обзора.

Т-34 наряду с тяжелыми танками КВ стали основной ударной силой во время крупнейшего танкового сражения всех времен под Прохоровкой, где с обеих сторон участвовало свыше 1200 танков. Немецкие войска были разбиты и потеряли около 400 танков.

Но именно здесь Т-34 встретились лицом к лицу с "новыми врагами" – тяжелыми "Тиграми" и "Пантерами" с броней толщиной 100 мм. Интересно, что "Пантера" была частично скопирована с Т-34, но ее оснастили бензиновым двигателем. "Тигр" же имел мощную пушку калибром 88 мм, которая пробивала броню советских танков. Чтобы эффективно противо-стоять такой  немецкой технике, Александр Морозов приступил к созданию новой модификации Т-34-85. Как следует из названия, ее оснастили новой пушкой Д-5Т калибром 85 мм. На расстоянии 1000 м она пробивала броню "Тигров" и "Пантер". Создали и новую башню с броней до 90 мм. В ней теперь помещались трое человек – командир, наводчик и заряжающий. Вес машины  возрос до 32 тонн, но Т-34 по-прежнему мог разгоняться до 55 км/ч.

С таким Т-34 наши воины и встретили Победу. За время войны выпустили 57 тыс. этих танков, из них 22500 – с пушкой калибром 85 мм. Он стал самым массовым танком Второй Мировой войны. Но на этом его история не закончилась. В 1946 году его производство в СССР прекратили, но продолжили в социалистических странах –  Польше, Чехословакии, Китае. На них даже "пересели" бывшие противники – военные армии ГДР. Списанные в Советском Союзе танки передавали в рамках интернациональной помощи в страны Азии и Африки. Всего выпустили 84 тыс. Т-34, которые состояли на вооружении 40 стран мира. Они принимали участие в корейской, вьетнамской, арабо-израильской войнах, даже в 1996 году, во время конфликта в Югославии, сербская армия воевала на Т-34.

И сейчас огромное их количество на ходу. Причем, не только в коллекциях и музеях, но и на боевых постах в армиях 27 стран. Такой танк в отличном состоянии можно приобрести сейчас за 20-40 тыс. долларов. Нередко их реставрируют.

О надежности конструкции говорит тот факт, что механики смогли спокойно отремонтировать танк, который 56 лет пролежал на дне болота в Эстонии.
Т-34 известный еще и как танк-памятник. Именно он стоит на  постаментах во многих странах СНГ и бывшего соцлагеря. Один из них установлен на киевском проспекте Победы. Это памятник взводу гвардии старшины Никифору Шолуденко, который 4 ноября 1943 года  на таком танке первым ворвался в Киев и водрузил красный флаг на площади Калинина (сейчас – Майдан Независимости). На следующий день танкист погиб в бою и ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Т-34 предопределил развитие танков во всем мире. Сейчас  танкостроители используют и наклоненную броню, и широкие гусеницы, и дизельные двигатели. Именно поэтому его можно назвать лучшим танком в мире.