TOYOTA iQ: маленький автомобиль для большого города
В условиях современного города обладание большим автомобилем не всегда оправдано и сопряжено со многими проблемами. Особенно, если каждый день приходится стоять в пробках и искать место для парковки. Не удивительно, что все чаще появляются сверхкомпактные модели. Они могут маневрировать в трафике, и им требуется меньше места на стоянке. Эта идея не нова: такие автомобили известны еще с послевоенных времен, когда появились "малыши" вроде BMW Isetta. В последнее время все больше производителей готовят подобные модели. Вслед за Smart, который выпускают уже десять лет, появились Nissan Hypermini и Tata Nano. Новейшая вариация на эту тему – Toyota iQ. Это название не имеет ничего общего с тестом на уровень интеллекта, оно расшифровывается иначе: i – это individuality (индивидуальность), а Q – Quality (качество).
Toyota iQ – совсем небольшой одно-объемный автомобиль. У него приятное и дружелюбное выражение "лица" с большими передними фарами. Передний бампер достаточно массивный и оснащен узким воздухозаборником. Передние стойки крыши с большим углом наклона кажутся продолжением раздутых передних крыльев. В зеркалах заднего вида установлены повторители поворотов. Оригинально выглядят изогнутые средние стойки. А заднее стекло автомобиля расположено практически вертикально. Хетч-бэк оснащен особыми шинами размером 175/65 R15.
Это самый маленький четырехдверный автомобиль в мире. Его длина составляет 2985 мм, а ширина – 1680 мм. Но при этом автомобиль достаточно высокий – 1500 мм. Поскольку колеса разнесены по углам кузова, то свесы минимальные, а база – 2000 мм.
В iQ все подчинено увеличению внутреннего пространства. Передняя ось расположена перед двигателем. Компактный дизайн дифференциала позволил освободить дополнительные 100 мм длины для салона. Мало места занимает и топливный бак, расположенный под полом. Специально для iQ разработали компактную рулевую рейку и маленький кондиционер.
Маленький iQ внутри кажется большим, чем снаружи. У автомобиля оригинальная посадочная формула 3+1, то есть он рассчитан на троих взрослых и ребенка. Конфигурация салона очень специфичная. Приборная панель является ассиметричной, а пассажирское сиденье можно сдвинуть вперед по сравнению с водительским. Тогда за ним в кресле поместится взрослый, а вот за сиденьем водителя сядет лишь ребенок. Благодаря очень тонким спинкам передних кресел удалось увеличить пространство для ног сзади.
Спереди же спокойно помещаются люди ростом 190 см. Кресла весьма удобные, они могут быть обшиты тканью либо кожей. Однако регулировок не так уж и много. Нельзя отрегулировать по глубине и рулевую колонку, можно только по высоте. Обод руля снизу сделан плоским, чтобы не касаться ног водителя.
На панели приборов установлен огромный спидометр с ярко-желтой подсветкой, остальные показания выведены в цифровом виде на небольшой монохромный дисплей. Центральная консоль V-образная и символизирует собой рыбу ската. Ее отделка имитирует полированный алюминий, в таком же стиле выполнены и дверные ручки.
У iQ не предусмотрен перчаточный ящик, его заменяет небольшой карман. Зато под задними сиденьями расположены выдвижные ящики. Багажника как такового также нет: он появляется лишь в том случае, если сложить спинки кресел второго ряда.
Небольшой Toyota iQ неплохо оснащен по меркам автомобиля такого класса. Комплектация включает кондиционер, магнитолу с CD-плеером, электростеклоподъемники и систему доступа без ключа с кнопкой стартера. У автомобиля сразу девять подушек безопасности, среди них две подушки, защищающие колени водителя и переднего пассажира. К тому же это первый в мире автомобиль с тремя надувными занавесками. Одна из них расположена в районе заднего стекла.
Пока автомобиль будет доступен с 1,0-литровым бензиновым трехцилиндровым двигателем, но позже появятся 1,3-литровый мотор, 1,4-литровый турбодизель и гибридная версия. Двигатель объемом 1,0 л является низкооборотистым и развивает максимальные 67 л. с. при 4800 об/мин. iQ весит всего 860 кг, поэтому мощности вполне достаточно для городской езды. Разгон до 100 км/ч занимает 14,1 с. Автомобиль может легко поддерживать скорость 135 км/ч на шоссе. Однако на больших оборотах мотор несколько шумный, а крутые подъемы пре-одолевает не столь бодро. Хетчбэк весьма экономичный: в смешанном цикле расход топлива составляет 4,2 л/100 км. Уровень выбросов СО2 также невелик – 99 г/км.
Наряду с 5-ступенчатой механической коробкой передач предлагают вариатор CVT. Передачи в нем переключаются плавно и весьма быстро, но он значительно ухудшает динамику. В "механике" передачи весьма длинные и на второй можно ехать со скоростью 100 км/ч.
iQ легок в управлении, он юркий и маневренный. Диаметр разворота составляет всего 7,8 м. Руль с электрогидравлическим усилителем очень легкий и его можно крутить одним пальцем. Автомобиль остается контролируемым и легко предсказуемым, хотя его нельзя назвать королем скоростных поворотов. Ведь высокий кузов ощутимо кренится. В салоне тихо и при 100 км/ч можно разговаривать.
Toyota iQ рассчитан на тех, кто ищет городское средство передвижения, но при этом с достаточным внутренним пространством и малым расходом топлива.
Продажи автомобиля в Европе начнутся в январе, его стоимость – 12,3 тыс. евро.