Светофор – остановиться и поехать. Часть 2
В то время "светофоризация" добралась и до города Сиракузы, штат Нью-Йорк; один светофор установили также в районе, где компактно проживали выходцы из Ирландии. И историческая нелюбовь ирландцев к англичанам выплеснулась и на автоматического регулировщика. Как же – национальный красный цвет Британии оказался сверху ирландского национального зеленого! Разгневанные жители разбили светофор, муниципалитет его восстановил, ирландские иммигранты снова вывели его из строя… После нескольких подобных "раундов" городская власть изрядно утомилась, и в конце концов со словами: "Хотите зеленый сверху – будет вам зеленый сверху", предоставила такой светофор "наоборот". Этот полулегальный раритет в порядке исключения сохранился до сих пор, однако, как утверждают врачи, такая конфигурация может представлять серьезную опасность для водителей-дальтоников, привыкших видеть свет в привычном порядке.
Следует отметить, что при унифицированности светофора во всем мире, значения цветов и их сочетания в разных странах могут отличаться. К примеру, в Австрии, Мексике, Турции, также как и в Украине, зеленый мигающий сигнал предупреждает о том, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. А вот в канадских провинциях Онтарио и Альберта мигающий зеленый показывает, что разрешен левый поворот. Желтый цвет тоже многим не дает покоя. Наверное, с самого возникновения трехцветных светофоров не утихают споры о том, можно ли было проезжать на желтый или уже нет.
И вот недавно израильские парламентарии решили эту дилемму очень просто: в разработанном законопроекте предлагается желтый сигнал убрать, а на его место установить секундомер, показывающий время до появления красного. Подобные светофоры уже функционируют в ряде стран, таких как Китай, Индия и Таиланд, и исследования показывают, что количество аварий на этих перекрестках заметно уменьшилось. Действительно, наличие секундомера более информативно, чем неопределенно мигающий желтый. С другой стороны, водителям вряд ли будет удобно заниматься расчетами типа "скорость–расстояние–время". А вот наличие секундомера на светофорах для пешеходов, появившихся несколько лет назад на киевских улицах, действительно удобно.
Вариантов использования светофоров, кроме традиционных "стоять–ехать", множество. Например, нередко мигающий желтый сигнал светофора используется в ночное время с небольшим транспортным потоком, чтобы устранить неоправданные задержки автомобилей на пустых улицах. Правда, чтобы не раздражать водителей этой "светомузыкой", во многих странах Запада используют специальные устройства. Это датчики, которые монтируются в дорожное покрытие на некотором расстоянии от светофора. Они реагируют на проезжающий автомобиль и включают для него зеленый свет, соответственно перекрывая движение на пересекающей дороге или для пешеходов, конечно же, при условии соблюдения дозволенной скорости.
Кроме того, при грамотной организации дорожного движения, светофоры всегда работают "в команде". Как здесь не вспомнить существовавшее во времена СССР замечательное изобретение – "зеленые волны"! Помнится, один из таких "коридоров" имелся на участке от улицы Артема через Большую Житомирскую и до Крещатика. Знаки предупреждали водителей, что если они будут двигаться со скоростью 40 км/ч, то доедут до центра без единой остановки на красный свет. К сожалению, в наши дни организовать подобное движение, хоть как-то попытавшись внести лепту в решение "пробочно-заторочных" проблем, для властей является почему-то непреодолимой проблемой. Более того, очень часто складывается впечатление, что светофоры, наоборот, специально настроены на "красную волну", чтобы автомобили останавливались на каждом светофоре. Впрочем, эта тема для отдельного серьезного обсуждения.
А мы же посмотрим, как светофоры различаются в разных странах, и есть ли среди них какие-нибудь особо выделяющиеся. Интересно, что автоматические регулировщики отличаются не только трактовкой их сигналов, но и формами, способом крепления, цветом корпуса, а особенно трафаретами, через которые излучается свет, и тому подобное. Все мы привыкли видеть на наших светофорах или просто круги, или схематическое изображение человека – стоящий красного и идущий зеленого цветов силуэты. Однако вариантов исполнения трафаретов множество, в зависимости от того, для кого они предназначаются – к примеру, для велосипедистов или офицеров конной полиции будут свои изображения, при этом во многих странах феминистки добились и изображения представительницы женского пола – в платьице и с косичками.
Кроме того, в некоторых странах, например в США, может "рисоваться" также поднятая ладонь, обозначающая "стой" или, собственно, просто зажигаться надпись: "Идти" или "Не идти". При этом в Америке для пешеходов нет зеленого цвета – и человечек, и ладонь, и надпись повсеместно светятся белым, очевидно, исходя из того, что если у человека проблемы с распознаванием цветов, то важнее всего ему будет разглядеть форму. К слову, сами же светофоры в Америке все выкрашены в желтый цвет.
А вот Германия может похвастаться своим собственным национальным символом, перекочевавшим из бывшей ГДР, – фигуркой по имени Ампельмэнхен, что в переводе означает "человечек". В 50-х годах Министерство транспорта Восточной Германии озаботилось увеличивающимся количеством автомобилей и поручило разработать такой визуальный способ регулирования движения, который хоть как-то бы помог сократить количество аварий. В 1961 году на берлинских светофорах появились упитанные мужчины в широкополых шляпах: один бодро шагал, а второй стоял с широко расставленными руками. Забавный Ампельмэнхен сразу понравился взрослым и, конечно же, детям. Правда, с развалом Берлинской стены ни в чем не повинный "человечек" попал под горячую руку уничтожения коммунистических символов, поэтому для его возвращения на светофоры страны потребовалось вмешательство ностальгирующей по ушедшей эпохе общественности.
А вот в качестве примеров курьезного размещения светофоров можно привести Прагу. Там электронный регулировщик установлен на одной из самых узеньких улочек мира – шириной меньше одного метра. Нужно человеку по ней пройти – нажимает на кнопку и включает себе зеленый свет, а с противоположного конца улочки на втором светофоре зажигается красный, иначе вдвоем не разминуться. Однако и Киеву в этом плане есть чем похвастать. В самом центре нашей столицы, на Львовской площади, расположен светофор, который регулирует движение пешеходов через совсем небольшой проезд, который ведет… во двор рядом с кинотеатром имени Чапаева.
Тысячи людей, ежедневно спешащих по своим делам по четной стороне Большой Житомирской в сторону площади и наоборот, уже к нему привыкли, и мало кто задумывается, что он здесь делает. Старожилы же помнят, что в 60-70-х годах здесь ходил трамвай. Однако он перевозил не пассажиров, а грузы, предназначавшиеся для ликероводочного завода, который был построен в 1896 году и до сих пор располагается на улице Кудрявской. Примечательно, что, в отличие от многих своих постоянно неисправных "собратьев", этот "светофор в никуда" всегда исправен, к тому же "правильно" идти помогает всегда нанесенная разметка.
Что ж, о светофорах можно говорить бесконечно – не хватит целого номера "АвтоТемы". Можно лишь добавить, что не стоит обделять вниманием этот, казалось бы, приевшийся такой важный атрибут безопасности дорожного движения. Уж очень интересно наблюдать, как изменяется "география" светофора и его "видовое" разнообразие не только по странам и континентам, но и внутри Украины – достаточно выехать за пределы своего города. И, конечно же, самое главное, уважаемые читатели: напомните еще раз подрастающему поколению, что на красный свет нужно стоять, а на зеленый идти!