Скорая помощь: синий проблеск надежды
Человеку эти автомобили жизненно необходимы. В прямом смысле этого слова. Потому что если возникают проблемы со здоровьем, то зачастую это единственный способ доставить к больному врача, переместить заболевшего в больницу или даже в случае угрозы жизни оказать помощь непосредственно внутри данного вида спецтранспорта. Это автомобили скорой помощи, хорошо знакомые каждому человеку. Однако если разобраться, то обнаружится, что они имеют давнюю историю и часто очень отличаются между собой в различных государствах.
Решение вопроса транспортировки больных началось, конечно же, не вчера. Есть доказательства, что еще в античные времена существовала принудительная транспортировка на специально оборудованных телегах лиц с психическими расстройствами и опасными заразными заболеваниями. А первой задокументированной "скорой помощью" можно считать повозку с закрепленной на ней подвесной койкой или в нашем понимании гамаком, что позволяло избегать тряски больного. Данный транспорт применялся англосаксами еще в далеких 900-х годах. Также использовались и сами лошади, на которых крепили шесты, а на них натягивали ткань. Лошади шли параллельно, а больной оказывался на своеобразных носилках. Ну а чуть позже получили распространение повозки или фургоны на конной тяге, использовавшиеся вплоть до ХХ века, то есть вхождения в жизнь автомобилей.
То понятие, под которым мы подразумеваем "скорую помощь", сложилось во второй половине XIX века. То есть власти начали приходить к пониманию, что нужно устраивать специальные станции, где бы круглосуточно располагались транспортные средства, способные в самое короткое время отреагировать на поступивший вызов. Считается, что толчком к этому послужила трагедия в Венской опере – в здании случился пожар, сотни людей погибли на месте. Но самым худшим было то, что еще большее число людей не получили своевременной помощи и скончались от ожогов и других травм в течение суток. После этого во многих городах мира открываются станции скорой помощи, готовые послать транспорт на помощь пострадавшим в любую минуту.
Украина одна из первых в Российской империи обзавелась собственной службой скорой помощи. В 1902 году станция открылась вначале в Киеве, через год – в Одессе, чуть позже – в Харькове. "Автопарк" киевской скорой помощи на первых порах комплектовался тремя конными каретами фирмы "Лорек и Ко", приобретенными за счет пожертвований. В каждой карете располагалось два ящика: большой хирургический с инструментарием и перевязочными материалами и малый, в котором находились медикаменты. Медицинские кареты окрашивались в черный цвет, а с двух сторон серебряным цветом наносилась эмблема станции – шестиконечная звезда с круглым центром и вписанным крестом.
Первые же автомобили в Киеве в количестве двух экземпляров появились лишь в 1913 году, а до Второй мировой войны автопарк располагал 46 единицами автотранспорта. К слову, сегодня столицу Украины обслуживают всего около 150 автомобилей скорой помощи. Примечательно, что при большевиках пользование "автокаретой", как тогда назывался автомобиль скорой помощи, было платным. Перевозка в пределах Киева стоила от 6 до 15 рублей, в ночное время – дороже. В 1930-х годах изменяется символика – теперь на автомобиль наносят красный крест и вдобавок – пятиконечную звезду.
В то время как Киев только обзавелся "автокаретой", во всем мире уже вовсю использовались автомобили. Первая машина скорой помощи появилась, конечно же, в Америке – в Чикаго в 1899 году. Через год она встала на дежурство и в Нью-Йорке. Это был переднеприводной электромобиль мощностью 2 л. с. В Европе машины для экстренной медицины стали применять чуть позже. К примеру, в Англии автомобиль скорой помощи начали использовать в 1905 году. Первой же серийной моделью, которую начали выпускать специально для нужд экстренной медицины, можно считать американскую Model 774 Automobile Ambulance 1909 года. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым 32-сильным двигателем, был "обут" в пневматические шины и имел электрические фонари. Салон оборудовался подвесной койкой и двумя сиденьями для сопровождающих лиц, а на кузове крепился специальный гонг – прототип современной сирены.
После Второй мировой войны начинается активное развитие индустрии строительства автомобилей скорой помощи, в том числе и различной специализации – реанимационные, кардиологические, токсикологические, для новорожденных и другие. Но весь подобный спецтранспорт объединяют общие черты с небольшими отличиями в каждой стране.
Конструкция автомобиля определяется в первую очередь территорией, где он будет использоваться. Понятно, что для районов с пересеченной местностью идеально подойдут полноприводные вседорожные транспортные средства. Тип же кузова зависит от применения автомобиля. Для простых случаев, типа доставки врачей к месту происшествия и в случае транспортировки пациентов используются серийные модели автопроизводителей, обычно с кузовом мини-вэн. В Украине скорые помощи подобного предназначения именуются "линейными".
А вот если автомобиль предназначен для использования в качестве мини-больницы, то он уже будет иметь специализированный кузов. Обычно создание такой скорой помощи происходит в два этапа. Вначале закупается "недоукомплектованный" автомобиль – фактически шасси, и далее отправляется к специализированному изготовителю, где устанавливается нужный кузов, производится внутренняя комплектация, включая установку требуемого медицинского оборудования, и размещается спецоборудование и спецсигналы, к которым относятся радиосвязь, проблесковые маячки, сирена, надписи и так далее.
Раскраска, надписи и спецсигналы являются важным и самым интересным элементом оформления автомобиля скорой помощи. Несмотря на кажущуюся для обывателя хаотичность мигающих лампочек и дивную раскраску, такая визуализация берется не с потолка, а отвечает принятым стандартам в каждой стране. Ее цель – выделить автомобиль в транспортном потоке, чтобы в случае необходимости водители окружающих машин могли заранее уступить дорогу.
В Европе и США на автомобили скорой помощи наносятся рисунки высокой контрастности, например, чередующиеся квадраты разных цветов или светоотражающие полосы, нанесенные под различными углами. Последней тенденцией стала покраска кузовов в ярко желтый или оранжевый цвет, который, как выяснили европейские исследователи проблем дорожного движения, дает максимальный визуальный эффект. В дополнение к раскраске обязательно наносится слово Ambulance (в переводе с английского – "скорая помощь") спереди и сзади или его аналог на одном из европейских языков. Причем характерной особенностью является зеркальное написание этого слова спереди автомобиля, чтобы водителям впереди идущих машин легче было прочитать надпись, глядя в зеркало заднего вида.
Кроме того, каждый автомобиль имеет номер телефона экстренной службы, место приписки и эмблему – символ красного креста, красного полумесяца (в мусульманских странах) или нейтральный красный кристалл, утвержденные Женевской конвенцией 1949 года как защитные знаки, использование которых в других целях запрещено международным законодательством. В США и некоторых других странах широко используется так называемая "звезда жизни", которая утверждена к использованию Национальной администрацией по безопасности дорожного движения в 1977 году. Этот символ означает возможность оказания всех шести ступеней помощи в догоспитализационный период.
В СССР над раскраской автомобилей скорой помощи, похоже, не очень ломали голову. Максимум наносилось три компонента: красный крест, телефон 03 и надпись "скорая медицинская помощь". Верхом визуализации была красная полоса, проходившая вдоль всего кузова, и красные передние двери. В современной Украине с различными вариациями в разных регионах в оформлении скорой помощи добавилась "звезда жизни", номер бригады, "зеркальное" слово Ambulance, а красные полосы стали светоотражающими. Автомобили частных клиник имеют более похожую на европейский вариант раскраску.
В дополнение к раскраске все скорые помощи комплектуются аудиовизуальными сигналами – проще говоря, "мигалками" и сиренами. В качестве основных цветов используются комбинации синих, красных и белых ламп, вокруг которых с разной интенсивностью вращается зеркало, создавая мигающий эффект, или стробоскопы соответствующих цветов. Для того чтобы автомобиль было заметно с любой точки, их располагают со всех сторон кузова. Часто это приводит к тому, что машины сверкают как новогодняя елка. В этом плане скорые помощи США и Таиланда находятся на первом месте по мастерству оформления.
Дополняют картину сирены, которые трансформировались из гонгов и колокольчиков в современные устройства, способные воспроизводить множество звуков для различных ситуаций. К примеру, на пустой дороге используется режим с продолжительными сигналами и паузами между ними. При интенсивном же движении прибор начинает воспроизводить прерывистые резкие звуки, среди автомобилистов их называют "крякалками", и устанавливаются особо находчивыми согражданами для придания своему автомобилю солидности при объезде пробок по встречной полосе.
Украинские скорые помощи не могут похвастаться таким разнообразием сигналов. Если в советские времена автомобиль украшала одна синяя "мигалка" и пара фонарей, то сегодня в Украине, в крупных городах, где автопарк "скорых" худо-бедно, но обновляется, устанавливают на крыше панель, состоящую из блоков синих ламп, несколько из которых, правда, всегда не работают. Сзади, над дверями крепятся светоотражатели, как на велосипедах. А на некоторых автомобилях сзади на крыше дополнительно установлены одна-две "мигалки".
Регламент использования спецсигналов также варьируется между странами. Самыми "шумными" дорогами в этом плане обладает Америка. Там действительно, как в фильмах, стоит постоянный вой сирен. Любая бригада спецавтомобиля, включая скорую помощь, считает своим долгом оповестить весь город, вне зависимости от того, загруженная ли это улица днем или пустая ночью. А вот, например, в Швеции использование сирены строго прописано в правилах, и водитель, "нашумевший" тогда, когда можно было бы и не делать этого, заплатит немалый штраф.
В Украине, в том числе и в Киеве, включение звуковых сигналов также необходимо совершать только в крайнем случае. Правда, часто это абсолютно бессмысленно – хотя, согласно "Правил дорожного движения", при включенной сирене скорая помощь имеет приоритетное право на проезд по дороге, часто водители просто игнорируют спецавтомобиль. В этом контексте хотелось бы напомнить таким автомобилистам, что именно эта "скорая" может торопиться на вызов к вашим родственникам и близким, и синий "маячок" – это именно то, что позволяет надеяться на своевременное оказание помощи.