Skoda Rapid: качественно и доступно
Ранее мировые автопроизводители традиционно ориентировались на ведущие рынки – североамериканский и западноевропейский. Однако в последние годы ситуация изменилась: в других регионах увеличился спрос на новые автомобили. Особенно большой прогресс просматривается в Восточной Европе и Китае. Именно для них и создают специальные модели, учитывая потребности местных покупателей. Одна из них – новый Skoda Rapid, занявший нишу между Fabia и Octavia. Он является одной из основных моделей в новой стратегии чешской марки, цель которой – ежегодно выпускать по 1,5 млн. автомобилей.
В основе Rapid лежит платформа Volkswagen Polo, которую также использует и Fabia. Однако ее серьезно увеличили: седан достигает 4483 мм в длину, что на полметра больше, чем Polo. Колесная база равна 2602 мм, ширина достигает 1706 мм, а высота – 1461 мм. Поэтому в отличие от собратьев Rapid относится к С-классу, а не к сегменту В.
Издали Rapid можно принять за седан, но на самом деле это пятидверный лифтбэк. Он представляет новое направление в стиле Skoda. Как и предсерийный концепт, новичок отличается строгим дизайном с лаконичными гранеными линиями кузова. Фирменная радиаторная решетка с вертикальными «зубьями» сочетается с четырехугольными фарами. На всю ширину бампера размещен воздухозаборник. Капот увенчан «клювом», на котором находится логотип Skoda, который также претерпел обновление. Базовая версия оснащена 14-дюймовыми дисками, а за доплату доступны колеса диаметром до 17 дюймов. Сзади автомобиль очень схож с Octavia благодаря полукруглым фонарям, размещенным по краям кузова. Оригинальная деталь: если открыть люк бензобака, то можно найти специальный скребок для льда.
Салон лифтбэка оформлен в знакомом стиле Skoda. Его отделка традиционно двухцветная: темная сверху, светлая – снизу. Пластик, возможно, не самый мягкий, но зато стойкий к мелким повреждениям. Сохранены прямоугольные дефлекторы вентиляционной системы и фирменное четырехспицевое рулевое колесо. На приборной панели преобладают крупные циферблаты со шкалами в классическом стиле. Их позаимствовали у Octavia. Внутри спидометра – указатель остатка топлива, а в тахометре – датчик температуры двигателя. Между ними установлен экран бортового компьютера.
Центральная панель выполнена V-образной. Клавиши на ней декорированы хромом. Они рационально упорядочены, а потому привыкать к их расположению долго не придется. Блоки кнопок аудиосистемы и климат-контроля четко разграничены. В более дорогих версиях здесь установлен цветной дисплей мультимедийной системы. Внутри довольно много различных отделений для мелкой поклажи – ниша в центральной консоли, бокс в подлокотнике, карманы в дверях (со специальными съемными корзинами) и спинках передних кресел.
Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, а у водительского сиденья изменяется высота. Интересно, что под ним размещен отсек с флуоресцентным оранжевым жилетом. Передние кресла довольно упругие и обладают неплохой боковой поддержкой. Обзорность вперед и по сторонам хорошая, но высокая «корма» несколько мешает при движении задним ходом.
Rapid очень просторный внутри. Даже если спереди сидят рослые люди, на втором ряду места для ног и над головой хватит для людей ростом 185 см. Салон достаточно широкий в районе плеч, поэтому троим пассажирам средней комплекции сзади не тесно.
Очень вместительный и багажник лифтбэка. В обычном состоянии его объем – 550 л, а в двухместной конфигурации – 1490 л. Пол отсека – двухсторонний: снизу он прорезинен на тот случай, если придется возить грязные грузы. Кроме того, предусмотрен набор крепежных сетей.
Самый доступный Skoda Rapid укомплектован центральным замком, электростеклоподъемниками, кондиционером, 6 подушками безопасности и антиблокировочной системой тормозов ABS. Если же выбрать флагманский вариант, то оснащение пополнится климат-контролем, CD-плеером, адаптивными фарами, системой стабилизации ESP с функцией помощи при старте на уклоне и системой контроля давления в шинах.
Для лифтбэка предложат на выбор шесть двигателей. Начальным является 1,2-литровый трехцилиндровый мотор мощностью 75 л. с. Такой же объем и у «четверок» с турбонаддувом, которые развивают 86 и 105 л. с. Обе они отличаются весьма бодрым характером и работают плавно. Кроме того, эти двигатели весьма тяговиты в среднем диапазоне оборотов: у 105-сильного варианта максимальные 175 Н·м крутящего момента доступны при 1500-3500 об/мин. Весьма легкий (1190 кг) Rapid разгоняется до 100 км/ч за 10,4 с. А расход топлива в смешанном цикле – 5,4 л/100 км. Хорошо проявляет себя и 6-ступенчатая механическая трансмиссия, отличающаяся точностью при переключениях. А вот модификация с 1,4-литровым 122-сильным турбомотором комплектуется 7-ступенчатой коробкой переключения передач с двумя сцеплениями.
Турбодизель объемом 1,6 л доступен в двух вариантах –90 и 105 л. с. Более мощная версия отличается приличным крутящим моментом (250 Н·м), который доступен с 1500 об/мин. Мотор работает весьма тихо, да и вибрации не дают о себе знать. По динамике такой Rapid практически не уступает бензиновой 1,2-литровой версии – 10,6 с до 100 км/ч. Однако расход топлива у него заметно меньше – 4,4 л/100 км в смешанном цикле. При желании его можно снизить и до 3,9 л/100 км с помощью пакета Greenline, включающего системы регенеративного торможения и глушения мотора при остановках.
Однако в версии Greenline дорожный просвет уменьшен, поэтому для Украины ее вряд ли предложат. Наоборот, для нас клиренс Rapid будет увеличен на 15 мм (до 151 мм), установят и защиту днища.
Автомобиль демонстрирует уверенную управляемость. Сцепление с дорогой очень хорошее, на высоте и курсовая устойчивость. Рулевое управление точное и приятно наполнено тяжестью. Rapid – семейный автомобиль и не предназначен для скоростного прохождения виражей: если же делать это, то проявляется недостаточная поворачиваемость. Подвеска лифтбэка (McPherson − спереди, полузависимая балка – сзади) достаточно упругая, но дорожные неровности дают о себе знать лишь в версии с 17-дюймовыми дисками. К слову, выбоины «глотаются» легко, пусть и достаточно громко. Благодаря таким настройкам, крены в поворотах относительно небольшие. У пассажирского отсека неплохая шумоизоляция, а потому на больших скоростях ветер почти не слышен.
В Европе Skoda Rapid поступит в продажу с конца года. Базовая версия будет стоить 14 000 евро, а самая дорогая – 20 000. В Украине производство Rapid налажено в Закарпатье.