Skoda Fabia (1999-2007): "чех" с немецкими корнями
У компании Skoda – длительная и насыщенная история, ведь марку основали еще во времена Австро-Венгрии. Но в начале 90-х компания оказалась в сложном состоянии, так как ее модели не могли конкурировать с более совершенными западными образцами. Ситуацию исправил переход под "крыло" концерна Volkswagen. Новые владельцы сразу взялись изменять модельный ряд Skoda: сначала на основе Favorit создали Felicia, затем представили полностью новый Octavia. А в 1999 году увидел мир компактный Fabia. Первое поколение этого автомобиля В-класса выпускалось до 2007 года.
Skoda Fabia оказался очень популярным автомобилем в нашей стране и большую роль в увеличении объемов его продаж сыграло начало производства модели на украинском предприятии "Еврокар" в Закарпатье. Поэтому подавляющее большинство автомобилей, выпущенных после 2003 года, имеют под капотом табличку "Зроблено в Україні", а вот более ранние Fabia выпущены в Чехии. Запчасти к модели можно найти легко, тем более что она делит платформу с Volkswagen Polo и SEAT Ibiza, а значит, имеет с ними много общих узлов и агрегатов. Хотя, нужно отметить, что чешские детали все же несколько дешевле.
Автомобиль отличается весьма солидным дизайном. Принадлежность к семейству чешской марки выдает черная прямоугольная решетка радиатора. Во внешнем виде преобладают правильные линии и грани. У нас чаще всего встречаются пятидверные хетчбэки, но не редкость – универсалы и седаны. Кузов Fabia оцинкован с двух сторон, поэтому неудивительно, что в Skoda давали на него 12-летнюю гарантию. Поэтому коррозия не должна беспокоить, а вот на лакокрасочном покрытии со временем могут появиться повреждения. Также иногда случались выходы из строя дверных замков и омывателя заднего стекла.
Кузовные детали относительно недорогие. Так, передний бампер стоит 100-200 у. е., а задний – 100-160. Цена капота – 200-235 у. е., а переднего крыла – 75-100 у. е. Переднюю фару можно найти за 85-150 у. е., противотуманную – за 35-60 у. е., а задний фонарь – за 50-70 у. е. Строгость преобладает и в оформлении салона. Он ориентирован, прежде всего, на практичность. Во многих версиях отделка двухцветная: темная верхняя часть сочетается со светлой нижней. Материалы отделки очень качественные, если учесть, что Fabia позиционировали как бюджетную модель. Да и шумоизоляция очень неплохая. Рулевое колесо удобно ложится в руки, а показания больших спидометра и тахометра отлично считываются.
Рулевая колонка регулируется по высоте и глубине уже в базовой версии. Передние сиденья довольно упругие и также обладают неплохим набором настроек. При парковке обзорность ограничивают толстые задние стойки крыши. К тому же с пассажирской стороны зеркало заднего вида меньше по размерам, чем с водительской. Пространство на втором ряду довольно большое по меркам В-класса, но люди ростом выше среднего будут чувствовать себя стесненными. Объем багажника хетчбэка – 260 л, а со сложенными задними креслами – 1015 л. Однако если часто возить большие грузы, то следует обратить внимание на универсал, у которого в распоряжении 426 и 1225 л соответственно. У седана же объем багажника равен 438 л в обычном состоянии и 789 л – в двухместной конфигурации.
В Украине модель предлагали в трех вариантах оснащения. Базовая версия Classic укомплектована весьма бедно – есть разве что усилитель руля, подушка безопасности и иммобилайзер. Fabia Ambiente подразумевает наличие центрального замка, передних электростеклоподъемников, 2 подушек безопасности и бортового компьютера. Самая дорогая модификация Elegance оснащена кондиционером, электроприводом и подогревом зеркал заднего вида. Можно отыскать автомобили с подогревом сидений, охлаждаемым перчаточным ящиком, антиблокировочной системой тормозов ABS и антипробуксовочной системой ASR.
Как правило, больших проблем электрооборудование не вызывает. Разве что из-за попадания грязи или влаги может выйти из строя электропривод стеклоподъемников. А нестабильная работа кондиционера свидетельствует о поломке датчика температуры испарителя. Для Skoda Fabia предлагали довольно широкую линейку двигателей. Среди них – 1,2-литровые трехцилиндровые бензиновые моторы мощностью 54 и 64 л. с., "четверки" объемом 1,4 л (8-клапанные мощностью 60 и 68 л. с. и 16-клапанные в 75 или 101 л. с.) и 2,0 л (115 л. с.). К тому же были доступны турбодизели: трехцилиндровые 1,4-литровые (69 и 75 л. с.) и четырехцилиндровые 1,9-литровые (64, 100 и 130 л. с.). Интересно, что самый мощный дизель устанавливали на заряженную модификацию vRS, способную развить 200 км/ч.
Из этого множества у нас чаще всего встречаются бензиновые моторы объемом 1,2 и 1,4 л. Техобслуживание для них рекомендуют проходить каждые 15 тыс. км. Воздушный фильтр стоит 20 у. е., топливный – 23-25, а масляный – 10 у. е. Настоятельно рекомендуют заменить и фильтр салона (10-20 у. е.). Свечи зажигания рассчитаны на пробег в 60 тыс. км, но из-за некачественного топлива могут выйти из строя и раньше. После 90 тыс. км нужно следить за водяным насосом (новый стоит 100-140 у. е.) и топливными форсунками. Если зимой автомобиль плохо заводится, то нередко причиной могут быть неполадки генератора. Трехцилиндровые двигатели отличаются задорным характером и бодро набирают обороты, однако с загруженным автомобилем им справиться труднее, что ощутимо при подъеме на гору. Газораспределительный механизм приводится цепью, которая служит около 100 тыс. км. Также нужно учитывать, что эти моторы не поддаются капитальному ремонту.
Что касается 8-клапанной "четверки", то это единственный двигатель Fabia, созданный в Skoda своими силами на основе силовых агрегатов Favorit и Felicia. Здесь цепь ГРМ менее совершенна и может потребовать замены уже после 60 тыс. км пробега. К тому же отмечаются случаи выхода из строя и прокладки головки блока цилиндров. А вот 16-клапанные 1,4-литровые моторы не имеют с 8-клапанным ничего общего, ведь их разработали в Volkswagen. Они более мощные и тяговитые, да и расходуют меньше топлива – 8,9 л/100 км в городском цикле против 9,6. Вместо цепи использован ремень ГРМ, который выдерживает 90 тыс. км. Менять его нужно вместе с роликами, комплект стоит 160-170 у. е.
Турбодизели встречаются крайне редко, но они добротные и могут пройти 300 тыс. км до капитального. Другое дело, что наше топливо оставляет желать лучшего. Конечно, сейчас его качество выше, чем лет семь назад, но если автомобиль все эти годы ездил на украинской "солярке", то могут возникнуть проблемы. Поэтому лучше покупать дизельные Fabia без пробега по Украине. Подавляющее большинство Fabia первого поколения оснащали 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач, но для 1,4-литровой 75-сильной версии предлагали и 4-ступенчатую автоматическую трансмиссию. Масло заливают на весь строк службы коробки. В "механике" при покупке нужно проверить сцепление: его ресурс 100 тыс. км, но нередко его приходится менять уже после 50-60 тыс. км, а это 200-300 у. е. Примерно после 90-100 тыс. км пробега может потечь сальник.
Автомобиль оснащен рулевым управлением с электроусилителем. Оно легкое и точное, позволяет уверенно маневрировать. На ранних версиях выходил из строя датчик положения поворота руля, однако в 2002 году деталь усовершенствовали. Рулевые тяги и их наконечники выдерживают 100 тыс. км, а стоят 30-60 и 15-30 у. е., соответственно. Пусть подвеска достаточно упругая и громко поглощает дорожные неровности, но зато она способствует хорошей управляемости. Спереди у Fabia – McPherson, а сзади – полузависимая балка. Многие детали отличаются долговечностью работы. Меньше всего (30 тыс. км) служат втулки переднего стабилизатора, но они дешевые (10 у. е.). Стойки стабилизатора нужно менять после 50-60 тыс. км пробега, цена детали – 30 у. е. Задние сайлент-блоки рычагов передней подвески выдерживают 75 тыс. км. После 100 тыс. км потребуют замены подшипники ступиц (100-150 у. е.) и амортизаторы (80-100 у.е.), а также сайлент-блоки задней подвески (10-25 у. е.). Передние шаровые опоры выхаживают около 150 тыс. км, а их цена – 15-50 у. е., в зависимости от фирмы-производителя.
У большинства комплектаций Fabia передние тормоза – дисковые вентилируемые, а задние – барабанные, но на мощных версиях сзади также устанавливают диски. Интересно, что барабанные колодки могут износиться одновременно с передними – после 30 тыс. км пробега. Их цена – 25-45 у. е., а передних – 45-50 у. е. При замене деталей рекомендуют также смазать тормозные суппорты.
Подержанных Skoda Fabia первого поколения в Украине более чем достаточно. Как правило, универсал несколько дороже хетчбэков, а 1,2-литровые версии дешевле 1,4-литровых. По данным еженедельника "АвтоФотоПродажа", самые доступные автомобили можно найти за 6500-7500 у. е., а наиболее дорогие – за 10 000-12 000 у. е.