Shelby Mustang GT: уличный боец
Беззаботные 60-е годы ХХ века – это расцвет культа мощи и скорости на американских дорогах. Признаком свободы и независимости является обладание "сгустком мышц" – автомобилями с улучшенными эксплуатационными характеристиками класса Muscle Car. Во времена "золотого века" – особого периода истории американской автопромышленности – покупателей не волновала стоимость топлива, а производители меньше всего были озабочены состоянием экологии. Спортивные автосоревнования перекочевали в повседневную жизнь, а вместе с ними в серийное производство становились гоночные суперкары.
Когда в 1964 году Ford представила свой первый Mustang, компания, наверное, и не рассчитывала на такой ажиотаж. Уже во время Всемирной выставки в Нью-Йорке, где участвовала новинка, компания Ford получила более 20 тыс. заказов, а к концу года дилерские сети реализовали более четверти миллионов экземпляров Mustang. Кроме свежей и запоминающейся внешности и цены, которая делала машину вполне доступной для молодого поколения, несомненным преимуществом для покупателя был также выбор дополнительных опций, что давало возможность создать личную, неповторимую версию автомобиля.
Следует заметить, что Mustang выгодно отличала и концепция. Громадные полноразмерные "лайнеры" 1950-х годов отходили в прошлое, с конвейера сходило все больше среднеразмерных автомобилей. Компания пошла еще дальше, сделав Mustang еще меньших размеров, чем продукция конкурентов. В результате именно эта модель Ford открыла новый класс автомобилей – Pony Car, который описывается как спортивный автомобиль дизайна "длинный капот, короткий салон". Как предрекал главный менеджер Ford Ли Якокка, будущее виделось за небольшим спортивным автомобилем, способным принять участие в "уличных войнах". Ведь именно тогда зарождалось понятие уличных гонок, преимущественно на дистанцию 1/4 мили, именуемых дрэг-рейсингом, что требовало от автомобилей неслабой динамики.
Но вот здесь-то и была проблема. Подавив конкурентов, которые уже начали захватывать улицы своими Muscle Car, числом проданных экземпляров, Ford не предложил ничего сверхъестественного в качественном плане. Под капотом находился базовый силовой агрегат мощностью всего 120 л. с., что выглядело совсем "по-детски" на фоне как минимум 250-сильных двигателей конкурентов. И хотя предлагались версии вплоть до 4,7-литровой V-образной восьмерки, развивавшие 210 л. с., скромные динамические показатели не позволяли с гордостью прикрепить к названию автомобиля приставку "мускулистый". Тем не менее, Ford Mustang покорил не только американский континент, но и жителей Старого Света, заняв третье место в конкурсе "Автомобиль 1965 года", проводимого в Европе.
Несмотря на всю популярность автомобиля, Ford решает окончательно добить конкурентов. Компания начинает сотрудничество с известным бывшим автогонщиком, а теперь владельцем не менее успешной и знаменитой компании своего имени Кэролом Шелби, который согласился доработать автомобиль так, "чтоб он смог выехать на гоночную трассу". Так появилась серия автомобилей Ford Mustang под названием Shelby Mustang.
Первые "заряженные" версии Mustang, разработанные компанией Shelby в 1965 году, имели индекс GT350. Под капотом устанавливался двигатель мощностью 306 л. с., а гоночная версия выдавала 360 л. с. Чуть позже GT350 обзавелся механическим нагнетателем, что позволило увеличить количество "лошадок" вообще до 430. У спорткаров была доработана подвеска и рулевое управление, использованы более эффективные тормоза увеличенных размеров, установлены более широкие колеса и усилен задний ведущий мост. Автомобили действительно были готовы к гонкам: в салоне отсутствовали задние сиденья – их место заняло запасное колесо, а отделка внутреннего пространства была сведена к минимуму. Спортивности добавляли 15-дюймовые колеса из легкого сплава. Еще одной фишкой стала возможность брать Shelby GT350 напрокат, чтобы поучаствовать в самых настоящих гонках. Часто ярые поклонники скорости уже через несколько часов сдавали автомобиль назад в прокатное бюро с полностью "лысой" резиной.
Но Кэролу Шелби и этого, видимо, показалось мало. В 1967 году на свет появляется самый "крутой" и самый известный Mustang – Shelby GT500 с новым 8-цилиндровым двигателем объемом 7,0 л. Чтобы установить этот агрегат, пришлось удлинять моторный отсек. Правда, мощность решили не увеличивать и ограничили на уровне 360 л. с. – все-таки за рулем оказывалось немало горячих голов, что приводило к частым дорожно-транспортным происшествиям. При этом максимальная скорость не превышала 210 км/ч. Обладатель GT500 теперь достойно мог принимать участие в уличном дрэге – четверть мили автомобиль преодолевал за 14 с.
Кэрол Шелби быстро утратил интерес к своему тюнингованному детищу. Shelby GT500 1967 года была последней версией, действительно изготовленной компанией Shelby. По одной из версий, в процесс разработок и принятия решений все более настойчиво вмешивались управленцы из Ford, отталкивая тем самым профессионального гонщика. Как бы то ни было, но Шелби передал все права на Mustang имени себя компании Ford и более не принимал участия в разработке этой модификации.
Shelby Mustang выпускался в кузове фастбэк, позже к нему присоединился и кабриолет. Внешность у него была хорошо узнаваемой. Капот выделялся длинным двойным воздухозаборником, а передняя часть кузова была изготовлена из стеклопластика. Перед задними колесными арками также имелись воздухозаборники, направлявшие холодный воздух к тормозным механизмам. Гидроусилитель руля и мощные тормоза превращали автомобиль в комфортное средство передвижения, что позволяло стать образцом в своем классе. В отделке салона широко применялась формованная обивка и лампочки подсветки. Сзади устанавливались очень практичные складывающиеся сиденья.
Еще одной модификацией стал в 1968 году Shelby GT500 с приставкой KR. Расшифровывается она как King of the Road, что в переводе означает "король дороги". Автомобиль комплектовался 7-литровым 8-цилиндровым двигателем Cobra Jet с особой системой забора воздуха, который при заявленной мощности 325 л. с. мог легко развивать 410 л. с. Для разгона до 100 км/ч GT500KR тратил чуть более 5 с, а максимальная скорость автомобиля превышала 250 км/ч. Внешний вид, управляемость и силовой агрегат полностью соответствовали имиджу суперкара.
Модернизации проходили постоянно. Появилась версия с кузовом кабриолет, которая комплектовалась дугой безопасности, защищающей пассажиров при опрокидывании. Расширялся и список дополнительного оборудования. Теперь можно было заказать автоматическую коробку передач, кондиционер и тонированные стекла. При этом вес Shelby Mustang уже никак нельзя было назвать "гоночным" – мало того что автомобиль становился все больше и роскошнее, так еще и утяжелился до более чем полутора тонн.
Тем временем подтягивалась к стандартам Muscle Car и оригинальная версия Mustang. Двигатели, которые устанавливались на Ford Mustang, становились все более мощными, а динамические показатели серийных Ford сравнялись c Shelby. Одновременно модификации Shelby GT теряли популярность. Если в первый год выпуска было продано больше 2000 версий GT500, то в 1970 году их количество не дотянуло и до трех сотен. Не последнюю роль сыграл и уровень аварийности и, как следствие, недовольство страховых компаний, выплачивавших немалые суммы и, соответственно, увеличивавших страховые сборы. В результате спрос упал, и Ford принял решение снять Shelby Mustang с конвейера, точно так же как и, собственно, серийный Ford Mustang, который продержался на пару лет дольше, пока не грянул первый топливный кризис, а правительство не начало ужесточать нормы по отношению к автопроизводителям. Эра "мускулистых" Mustang закончилась...
…но не навсегда. В наше время принято возрождать легенды и Shelby Mustang не стал исключением. На Нью-Йоркском автосалоне 2005 года вице-президент компании Ford и легендарный гонщик Кэрол Шелби представили новый Shelby GT500. Автомобиль сохранил оригинальную внешность, которая угадывается в характерной форме решетки радиатора, форме фар головного света и боковых воздухозаборниках. А вот под капотом нового Shelby скрывается настоящий зверь. Атмосферный V10 объемом 6,4 л способен развивать мощность более 600 л. с., а если же установить механический нагнетатель, то этот параметр увеличится до 800 л. с.! До 100 км/ч GT500 разгоняется менее чем за 4 с, при этом его максимальная скорость достигает 285 км/ч – такие характеристики Mustang 1960-х и не снились!
А на прошлом автошоу в Нью-Йорке была представлена версия GT500KR. Новый "Король дороги" получил 540-сильный силовой агрегат V8 объемом 5,4 л. Автомобиль повторяет стиль GT500KR 1968 года и отличается кроме всего прочего подписью Кэрола Шелби, вышитой на сиденьях. Выпустят таких юбилейных автомобилей всего 1 тыс. экземпляров.