Самобытный автопром. Часть 1
Сегодняшнее лицо чешского авто-прома представлено только двумя производителями – Tatra и Skoda. Мало кто знает, что маленькая республика в довоенные годы обладала множеством марок, которые оставили существенный вклад в автомобильной истории. Помимо известных марок, здесь можно обнаружить забытые Praga и Aero, или такие редкости как Walter, Wikov, Jawa.
Пожалуй, рассказ о чехословацких автомобилях следует начать с небольшого экскурса в историю. Как известно, территория Чехословакии до 1918 года входила в состав империи, которая называлась Австро-Венгрия. Именно в пределах чешских земель была сосредоточена промышленная мощь империи – станки, машины, паровозы, оружие и т. п. В 1918-м империя распалась на собственно Австрию, Венгрию, государство Сербов и Словенцев и Чехословакию. Последнее образование оказалось в самом выгодном положении. В их распоряжении осталось 70% индустрии и весь автопром империи вместе с его опытом и кадрами.
Акционерное общество "Машиностроительные заводы Шкода" было крупнейшим промышленным конгломератом Австро-Венгерской империи. Кроме оружия оно выпускало различные двигатели и оборудование для судов. После Первой мировой войны главный завод в Пльзени оказался на территории Чехии. Первый легковой автомобиль появился в 1924 году. Это была копия "Hispano-Suiza Н-6" – автомобиля №1 для аристократии.
В 1925 году компания Skoda приобрела фирму Laurin & Klement, и некоторое время продолжала производство автомобилей под этой маркой.
В 1933 году появилась недорогая модель – "Skoda 420". Автомобили не отличались особыми техническими решениями, тем не менее завоевали популярность среди покупателей. Одна из моделей так и называлась – Popular.
Впрочем, выпускались компанией и роскошные лимузины Superb (переводится с английского как превосходный, изумительный), но их выпуск исчислялся десятками штук. Собственные машины класса люкс возникли благодаря сотрудничеству с Hispano-Suiza – персонал фирмы Skoda получил необходимые навыки в столь щепетильном деле. С учетом вкусов потенциальных клиентов – в производственной гамме доминировали закрытые четырехдверные кузова – все-таки представительская модель.
После поглощения страны Третьим рейхом, Чехия превратилась в протекторат*, а предприятия Skoda добровольно-принудительно стали кузницей оружия для Германии. Под конец войны производственные мощности концерна были уничтожены из-за налетов авиации союзников. После прихода к власти коммунистов, компания была национализирована. Тогда-то и Skoda Superb был снят с производства. Причина была банальна и проста. В стране образовался социалистический строй, богачей как класс уничтожили, и автомобиль оказался невостребованным. Таким образом, славное имя оказалось забытым всерьез и надолго.
Основу послевоенного производства составляли модели 1101/1102. В историю автомобиль вошел под именем Tudor, произошедшего от слияния слов Two door – "две двери". Автомобиль продолжали так называть даже тогда, когда в производство была выпущена четырехдверная модификация кузова.
Но по-настоящему первым новым послевоенным автомобилем стали модели семейства 440/445/450. Модель 440 носила собственное имя – Спартак (Spartak). В 50-е годы, после модернизации, их заменили модели Octavia и Felicia. Второе имя было свойственно кабриолетам.
Развитием этой серии в 70-е годы стали новые заднемоторные машины семейства "100" (модели "100", "105", "110", "120" и "130") с кузовами седан, купе, универсал и кабриолет, и двигателями в 1,0-1,3 л.
В 80-е года чешские автомобилестроители создали модель Favorit, претендовавшую на роль ведущей машины всего социалистического содружества.
История социалистической Skoda на этом заканчивается. В 1990 г. компанию купили конкуренты из Volkswagen и последующие модели Skoda представляют собой вариации тех же Volkswagen.
Наряду с легковыми автомобилями, на Skoda выпускались и грузовики предприятием LIAZ (Liberecke Automobilove zavody). Оно не имеет никакого отношения к российскому Ликинскому автобусному заводу – ЛиАЗ. Грузовики были известны как "Skoda-LIAZ" или просто "LIAZ".
Были в модельном ряду предприятия и троллейбусы Skoda, хорошо известные советскому человеку. Впрочем, и сейчас на дорогах некоторых областных центров Украины встречаются троллейбусы одноименной марки, которые вырабатывают уже свой третий ресурс. Даже микроавтобусы были в перечне продукции. Правда, производил их словацкий завод TAZ (Trnavske automobilove zavody). Они так и назывались – TAZ-Skoda, и лишь после 1993 г., уже в независимой Словакии, получили марку TAZ.
Можно упомянуть и локомотивы Skoda, широко распространенные на украинских железных дорогах, но, пожалуй, это выходит за рамки нашей темы.
У истоков другой известной марки – "Tatra" – стояла фирма "Нессельсдорфер" из одноименного города (ныне – Копрживнице). Первый автомобиль этой фирмы, получивший название President, был построен еще в далеком 1897 году.
Автомобили предприятия стали называться Tatra (в честь самых высоких гор в Чехословакии) только с начала 20-х годов. Этот период ознаменован переломом в концепции копрживницких автомобилей – с приходом молодого конструктора Ганса Ледвинки. Именно Ледвинка внедрил оригинальную "заднемоторную" схему, по которой фирма станет строить легковые автомобили на протяжении 80 лет. Расположение мотора сзади позволяло придать передней части автомобиля аэродинамическую форму и использовать воздушное охлаждение двигателя.
В 30-е годы самую большую славу марке принесли знаменитые машины аэродинамического понтонного дизайна. К тому временны инженеры зарубили на носу одну истину: какой мощный и резвый мотор не был бы, после 100 км/ч скорость машины существенно замедляется встречным потоком воздуха. Все резко бросили экспериментировать с моторами и обратились к кузовам. Как видим, понтонный дизайн явился следствием внедрения законов аэродинамики в автомобильное кузовостроение. Характеризовался он плавными, скругленными формами, вместе с покатой задней частью. К концу десятилетия понтонный тип кузова использовался повсеместно. Это был новый поворот в архитектуре автомобильного дизайна. Господствовавший доселе тяжеловесно-угловатый каретный стиль стал частью истории.