Шины из резины
Изобретение колеса считается одним из главных переломных моментов в истории человечества. Когда именно произошло это событие, доподлинно неизвестно, но пользуются ним при передвижении уже несколько тысяч лет. Однако для современного человека слово "колесо" несет несколько иную смысловую нагрузку, в отличие от, к примеру, управлявшего римской колесницей. Сегодня колесо – это смонтированная на обод шина, увеличивающая скорость автомобиля, обеспечивающая плавность хода и улучшающая его проходимость. При этом шина появилась не вследствие изобретения и усовершенствования автомобиля, а несколько раньше. Напомнила об этой, без всякого преувеличения, важной составляющей конструкции автомобильного транспорта одна из важных дат в истории развития шин – в начале июня 1940 года были представлены первые шины из синтетической резины.
Попытки облегчить движение на разного рода конных экипажах начали предприниматься еще в средние века. В качестве "шин" поначалу использовались металлические обручи. Они действительно защищали деревянные колеса от быстрого износа, однако превращали поездку в настоящую пытку из-за усиливающейся тряски, а также мешали населению производимым грохотом. Точкой отсчета в истории шин принято считать конструкцию Роберта Томсона, разработанную в середине XIX века. Шотландец предложил "воздушное колесо", которое представляло собой оболочку и камеру из парусины, пропитанной каучуком, наложенную на деревянное колесо. Оболочка состояла из кусочков кожи, соединенных между собой заклепками. Использование же каучука сделало камеру непромокаемой, к тому же она практически не пропускала воздух. К сожалению, как обычно бывает с революционными разработками, конструкция никого не заинтересовала. Изобретение Томсона так и осталось пылиться на полке, хотя оно и подошло очень близко к современным разработкам. Скорее всего, оно появилось раньше своего времени.
А вот земляк Томсона Джон Данлоп был более настойчив, благодаря чему его имя теперь ассоциируется с первыми пневматическими шинами массового производства. Подтолкнул же к идее облегчения поездок его маленький сын, которому сложно было кататься на велосипеде. Для реализации задуманного сгодился садовый инвентарь – поливочный шланг. Данлоп надел на колеса широкие обручи, сделанные из шланга, и надул их воздухом. Результат превзошел все ожидания. Смекнув, что игра стоит свеч, он быстро оформил патент на свое изобретение.
Это произошло в 1888 году. "Пневматический обруч" Данлопа представлял собой камеру из резины, которая крепилась на обод металлического колеса со спицами. Крепеж осуществлялся посредством обматывания камеры и обода прорезиненной парусиной, которая образовывала каркас шины. Правды ради следует заметить, что время для шины Данлопа, в отличие от изобретения Томсона, было более удачным. В разгаре был велосипедный бум, и отныне двухколесные средства передвижения перестали именоваться "костотрясами". Шины сделали езду на велосипедах намного удобнее и способствовали их широкой популярности, не зря ведь 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов. Кроме того, на подходе было зарождение и мотоциклетно-автомобильной эпохи.
Первыми же, кто "обул" автомобиль, стали французы – братья Андрэ и Эдуард Мишлен. Они изготовили автомобильные шины для Peugeot, участвовавшего в первых в мире гонках, которые состоялись в 1895 году на дороге между городами Париж и Бордо. И хотя пока длилось соревнование, шины пришлось менять 22 раза, результат получился очень неплохим. Из 19 участников гонки Peugeot с пневматическими шинами занял девятое место.
Конечно же, поначалу при эксплуатации шин было не все так гладко. И хотя установка "пневматики" существенно улучшила плавность хода и проходимость автомобилей, первые шины были не надежны и не приспособлены к быстрому монтажу. Поэтому дальнейшие изобретения были связаны, прежде всего, с повышением безотказности и долговечности шин, а также облегчением их монтажа и демонтажа. Шина эволюционировала стремительно – всего за полвека она усовершенствовалась практически до современного состояния. Важными событиями "шинной" истории нашего времени стало применение в массовом производстве шин из синтетической резины, представленной в 1940 году, послевоенная разработка радиальных и бескамерных шин и внедрение в производство в середине 1970-х годов бескамерных радиальных шин низкого профиля. Последние позволили максимально использовать характеристики транспортного средства и обеспечивать его безопасность. Однако развитие и сейчас не стоит на месте, происходит постоянное совершенствование этой важной для автомобилистов детали.
Сегодня существует огромное множество разных типов шин для любого автомобиля, дорожного покрытия, времени года и способа езды. Для рядового автомобилиста, колесящего по городу и время от времени выезжающего за город, в наших климатических условиях самым важным является "переобувание" автомобиля в зависимости от времени года. Цель этого "священнодействия" и ежегодной головной боли для каждого автовладельца одна – безопасность. Ведь летняя и зимняя резина отличаются не только рисунком протектора и ошиповкой, но и химическим составом. Например, летняя резина зимой становится жесткой, и ее протекторы быстро забиваются. В результате никакого сцепления с дорогой, и как следствие, авария. И наоборот, зимняя резина летом становится мягкой и хрупкой, как пластилин, что тоже снижает сцепление с любым дорожным покрытием и ускоряет износ.
Еще одним важным моментом для автомобилистов является контроль "облысения" резины, что означает, что в процессе эксплуатации высота рисунка протектора уменьшается. А это чревато плачевными результатами. Ведь протектор – канавки на шине разного рисунка – призваны обеспечивать определенный коэффициент сцепления шин с дорогой и предохранять каркас от повреждений. Однако главная его задача – сохранять контакт колеса с дорогой при неблагоприятных погодных условиях, таких как дождь, снег, грязь. Процесс прост: канавки в точке контакта с дорожным полотном выдавливают воду, являющуюся естественной смазкой и уменьшающей сцепление с дорогой, по точно спроектированным желобкам и канавкам рисунка. Поэтому несвоевременная замена износившихся шин – одна из главных причин дорожно-транспортных происшествий.
Логично предположить, что если на мокром асфальте протектор обеспечивает безопасность езды, то на сухой поверхности он лишь мешает автомобилю проявлять всю резвость, уменьшая площадь контакта с поверхностью и как следствие, сцепление. Однако если и в жизни главное – безопасность, то в автогонках – скорость. Для реализации высокой мощности двигателя шины спортивных автомобилей имеют минимально достаточный рисунок протектора, а то и вовсе обходятся без него. Вообще шины в автогонках имеют огромное значение. Чтобы подобрать правильный состав, под данную трассу и болид, тратится много времени и денег. При этом они должны быть прочными, обеспечивать максимальное сцепление с трассой и иметь как можно меньший вес. А служат, в отличие от своих "гражданских собратьев", всего лишь 200 км.
А вот автокросс по пересеченной местности или же всевозможные гонки для вседорожников вынуждают использовать шины с протектором "наоборот". Грунтовая резина отличается "зубастостью", то есть шипами, поскольку речь идет не о сцепных, а, скорее, "зацепных" качествах. Ведь если асфальт от дождя становится всего лишь мокрым, то грунт раскисает, липнет на колеса, забивает арки, скользит. Однако и сухой грунт – не асфальт, так что и гоночные шины здесь не могут применяться. Состав резины также другой, поскольку покрышка должна быть намного жестче обыкновенной. Идеал для бездорожья – огромные грунтозацепы с большими промежутками между ними, чтобы колесо самоочищалось и не залепливалось грязью. Такое колесо должно цепляться изо всех сил, чтобы обеспечить автомобилю тяговое усилие.
Казалось бы, чем еще могут удивить шины, кроме как своим разнообразием в химическом составе и рисунках протектора, а также спортивными достижениями? Оказывается, и среди них существуют "самые-самые", увидеть которые вживую на наших дорогах вряд ли удастся. Например, многие слышали о грузовиках, работающих в карьерах. Они вывозят горную породу с мест выработок. Это самый большой автотранспорт на планете. Грузоподъемность такого "автомобильчика" достигает 500 т! Чтобы вместить такое количество груза, нужно иметь гигантские размеры, а чтобы удерживать это все на дороге, нужны супершины. И они действительно впечатляют: высота – 4 м, диаметр – 1,5 м, а вес – больше 5 т. Интересно, как такие колеса меняют?
Маленький размер тоже может поразить. Точнее, микроскопический. В противовес шине карьерного самосвала существует ее противоположность, которая меньше в 1875 раз. Именно во столько раз диаметр колеса малютки отличается от соответствующей длины у карьерного монстра. А принадлежит эта шина самой маленькой действующей модели первого автомобиля компании Toyota – седана АА, выпущенного в 1936 году. Длина выпущенной в 1993 году машинки с электромотором составляет 4,8 мм, а диаметр колеса – меньше одного миллиметра. В ценовой категории также имеется свой рекордсмен. Самыми дорогими серийными шинами является продукция фирмы Pirelli, изготовившая для вседорожника Lamborghini покрышки, стоимость которых превысила 900 долларов США за единицу. Надевать шины следует тоже не на что-нибудь! Для совсем искушенной публики компания Asanti предложила первые в мире инкрустированные бриллиантами и рубинами колесные диски. На комплект дисков уходит около 110 тыс. драгоценных камней, а цена составляет более 2 млн долларов.
Для тех же, кто не распоряжается такими деньгами, но все равно хочет выделиться среди одноликого потока однообразных шин, компания Matador предложила автовладельцам индивидуальные покрышки. То есть, фирма может нанести на боковину шины любой текст, который только пожелает заказчик. Имеется ввиду, что он будет не просто нанесен на поверхность, а выполнен промышленным способом, точно так же, как фирмы-производители ставят свои реквизиты и характеристики изделия, то есть рельефно. Кстати, очень хороший способ признания в любви к близкому человеку!