Рон Деннис: иногда он возвращается…
Последний год у босса McLaren выдался из разряда "хуже не придумаешь". Рон Деннис никогда не пользовался большой популярностью у конкурентов, которые называли англичанина обыкновенным выскочкой, сумевшим в буквальном смысле вылезти из грязи в князи, пройдя путь от подмастерья в СТО до одного из самых влиятельных и титулованных людей Королевских гонок. Теперь, кроме врагов, клевать главу "серебряных стрел" стали и свои. Например, Фернандо Алонсо. Испанец, побив горшки с Роном Деннисом, выступил в качестве свидетеля по делу о "шпионском скандале", и во многом из-за позиции двукратного чемпиона мира, британская команда потерпела в судебном разбирательстве сокрушительное поражение. Как и непосредственно на трассе: постоянные скандалы вокруг "конюшни" и град обвинений выбили из колеи пилотов, которые не смогли выдержать предложенный Ferrari темп.
Не все гладко и в личной жизни нашего героя, вернее – все отнюдь не гладко. Так, совсем недавно Рон Деннис подтвердил информацию о разводе с супругой Лизой, с которой он прожил больше двадцати лет. Британец отказался комментировать причины подобного поступка, но то, что неурядицы в семейной жизни повлияли на его профессиональную деятельность, вряд ли у кого-то вызывает сомнения.
Пожалуй, в прошлом сезоне, доселе железный Рон Деннис впервые позволил эмоциям взять вверх над разумом. А как иначе объяснить тот факт, что двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо был отодвинут в команде на второй план (гонщик частенько жаловался, что его сторонятся даже простые механики, что уж говорить об откровенном разговоре с руководством), а примой "серебряных стрел" стал юный дебютант Льюис Хэмильтон. Конечно, только тем, что парень тоже был британцем, и находился в McLaren с подросткового возраста.
К сожалению, решения в концерне Mercedes принимают немцы, которые устроили накануне старта нынешнего сезона настоящую травлю Рона Денниса (ему, к слову, принадлежат пятнадцать процентов акций компании, но контрольный пакет, как мы понимаем, находится в руках других людей), посчитав, что нашему герою пора на пенсию, и последние неудачи – следствие преклонного возраста. И хотя сегодня официальные представители Mercedes отрицают скорую отставку англичанина, мало у кого возникают сомнения насчет того, что уже со следующего сезона возглавлять "серебряные стрелы" будет поручено нынешнему управляющему директору команды Мартину Уитмаршу. Ну, если, конечно, в этом сезоне McLaren не сделает "дубль". Хотя ничто в этом мире не вечно, а уходить приходится даже великим.
В своем лебедином сезоне Рон Деннис может выиграть свой юбилейный, десятый чемпионский титул у руля McLaren. Плюс на сегодняшний день в коллекции нашего героя и семь Кубков конструктора.
В гонках шестидесятилетний ветеран "Формулы-1" с восемнадцати лет: в далеком 1965-м году паренек попал в команду Cooper, причем к самому Йохану Риндту, который пять лет спустя выиграл чемпионский титул, правда уже за рулем Lotus. Не прошло и трех лет, как он отправился вслед за известным гонщиком в "конюшню" Brabham, но на этот раз уже в качестве главного механика. Решив, что, работая на других, можно так и просидеть всю жизнь на вторых ролях, двадцатитрехлетний(!) Рон Деннис взялся создавать собственную команду Rondel Racing. Увы, но по разным причинам (в первую очередь из-за проблем с постоянным финансированием) "конюшня" не смогла прыгнуть дальше участия в "Формуле-2".
Все 70-е прошли для нашего героя в творческих поисках. Методом проб и ошибок, участвуя во всевозможных проектах различных серий "Формулы" (создавая команды "с нуля" и помогая раскручивать уже существующие, но не блещущие "конюшни"), Рон Деннис накапливал бесценный опыт, впитывая, словно губка, информацию, касающуюся всех граней автоспорта, для того, чтобы во всеоружии подойти к надвигающимся 80-м. Именно тогда и произошла историческая встреча команды McLaren и не по годам опытного специалиста.
За новый проект Рон Деннис взялся, как говорится, закатав рукава. Первым делом наш герой обеспечил для команды мощное финансирование, заручившись поддержкой арабского бизнесмена Мансура Ойереха. Последний, к слову, до сих пор является одним из спонсоров концерна Mercedes, владея пятнадцатью процентами акций. Следующим шагом было укрепление кадровых позиций. Первым делом в 1982-м году был подписан контракт с Ники Лауда. Впрочем, возвращение двукратного чемпиона мира за рулем Ferrari в "Формулу-1" сначала казалось ошибочным: в двух первых сезонах за рулем McLaren австриец не смог ввязаться в борьбу за титул, после чего его дни в команде, впрочем, как и Рона Денниса, казалось, были сочтены. Но уже в 1984-м году случилось настоящее чудо: списанный со счетов ветеран воскрес и, благодаря прогрессу "конюшни", наконец-то получил в свое распоряжение серьезный болид, за рулем которого сумел выиграть третий чемпионский титул.
В том сезоне болельщики увидели интереснейшую дуэль, участником которой, кроме Ники Лауды, был еще один великий гонщик, пришедший накануне в McLaren – Алан Прост. Тогда, по итогам чемпионата мира, партнеров разделили всего… 0,5 очка!
После этого пришло время француза. Алан Прост трижды выиграл чемпионский титул за рулем McLaren. При этом наш герой вновь проявил себя как мудрый менеджер, сумев заручиться во второй половине 80-х поддержкой компании Honda, обставив таким образом своих главных конкурентов из Williams.
"Формула-1" тем и интересна, что за счет одной мощи моторов в ней победить очень сложно. В Королевских гонках огромную роль играют личности, а их в карьере Рона Денниса всегда было предостаточно. Так, в 1988-м году британец подписал для своей команды еще одну звезду – Айртона Сенну. Гоняя за рулем McLaren, бразилец выиграл три чемпионских титула…
90-е прошли для нашего героя и его команды поспокойнее. Разрыв с Honda оказался куда более болезненным, чем можно было предположить, и команда на некоторое время отошла в тень. Рон Деннис больше занимался не спортивной, а финансовой стороной дела, подыскивая для McLaren новых спонсоров и подписывая новые кадры. Среди новых партнеров "конюшни" стала компания Mercedes, пришедшая на смену Ford и Peugeot.
И, когда журналисты и болельщики вновь принялись недовольно ворчать, требуя убрать давненько ничего не выигрывавшего босса с занимаемой должности, Рон Деннис вновь выдал результат, показав, что предыдущие "застойные" сезоны прошли не зря, и все это время "конюшня" готовилась к очередной молниеносной атаке, благодаря которой McLaren руками Микки Хаккинена взял два чемпионских титула кряду.
В последний раз McLaren праздновал успех в далеком 1999-м году. Народ как в начале 80-х, так и в середине 90-х, требует отставки Рона Денниса. Что остается британцу? Наверное, в третий раз попытаться удивить нас своим фантастическим умением возвращаться, даже в те моменты, когда его особо уже никто и не ждет.