Renault Fluence Z.E.: семейный электромобиль
Первые электромобили и даже гибридные модели известны еще с начала ХХ века. Но поначалу общественность не выражала к ним большого интереса. Оно и понятно: тогда запасы нефти еще не казались исчерпаемыми, а экология заботила мало кого. Но годы шли и времена постепенно менялись. Первым тревожным звонком стал топливный кризис 1974 года. После него стартовали первые эксперименты с альтернативными силовыми установками. Но только в 90-х годах они стали масштабными. Все-таки люди поняли, что наша планета предстала перед очень серьезной угрозой. К тому же окончательно стало понятно, что топливо дешеветь не будет. В наши дни с экологическими технологиями экспериментируют практически все автопроизводители, даже такие компании как Bentley, Ferrari и Porsche.
Большинство современных электромобилей – компактные городские модели. И это не случайно, ведь подобные модели привязаны к месту зарядки аккумуляторов, так как дальность пробега у них пока не слишком большая. Но случаются и исключения: Renault Fluence Z.E. – совсем немаленький автомобиль. Дело в том, что Renault совместно с партнерами из Nissan запускает в производство целую плеяду моделей с электродвигателями. Уже близки к производству мини-вэн Renault Kangoo Z.E. и хетчбэк С-класса Nissan Leaf, а Fluence Z.E. займет сегмент повыше. Его буквенная аббревиатура подчеркивает суть модели: она расшифровывается как Zero Emission (нулевые вредные выбросы).
Концептуальный Fluence Z.E. выглядел весьма ярко и заметно отличался от обычного седана. Но серийную новинку не так уж легко отличить от модификации с двигателем внутреннего сгорания. У нее такой же лаконичный дизайн с плавными обводами кузова. Большие раскосые фары намекают на родство с последним поколением Megane. Оно и неудивительно: у двух моделей общая платформа. Но все же некоторые детали выделяют электромобиль. Так, передние и противотуманные фары приобрели нежно-голубой оттенок, такого же цвета и логотип Renault на "носу". Несколько видоизменили решетку радиатора и воздухозаборник в переднем бампере. Пороги украшают иные молдинги, а в задних фонарях появились экономичные светодиодные лампы. Аэродинамику призваны улучшить новые передний спойлер и задний диффузор, а также специальные шины с низким коэффициентом сопротивления качению.
Но, пожалуй, самое главное изменение не настолько заметно. Дело в том, что задний свес седана удлинили на 130 мм, чтобы за задними сиденьями смогли поместиться аккумуляторные батареи. Таким образом, длина достигла 4748 мм при неизменной колесной базе (2702 мм). Ширина составляет 1813 мм, а высоту уменьшили на 21 мм (до 1458 мм). При всем этом инженерам удалось удержать массу машины на уровне 1543 кг – всего на 50 кг больше, чем в бензиновой версии. А ведь аккумуляторы весят 250 кг. Новая силовая установка ничуть не сказалась на внутреннем пространстве салона. Как на первом, так и на втором ряду места вполне достаточно. Передние сиденья широкие и комфортабельные, хотя и спинки недостаточно профилированы. Обшиты они комбинацией ткани и кожи. Сзади же спокойно поместятся люди ростом 180 см. А вот багажник пострадал: его объем уменьшился с 530 до 300 л из-за тех самых аккумуляторов.
Поворот ключа зажигания сопровождается тишиной. Людям, знакомым с двигателями внутреннего сгорания, это покажется странным. Но ничего необычного здесь нет: просто электромотор работает практически бесшумно – лишь прислушавшись, можно заметить гул вентилятора системы охлаждения. Мощность двигателя составляет 95 л. с. при 11000 об/мин, а максимальный крутящий момент немаленький – 226 Н·м. К тому же он доступен уже с первых оборотов. Такая тяга на "низах" способствует очень хорошей динамике. Разгон до 100 км/ч занимает всего 9,0 с, а при резком старте даже можно добиться пробуксовки передних колес. Автомобиль не нуждается в традиционной коробке передач – здесь установлена одноступенчатая трансмиссия. Максимальная скорость ограничена на отметке в 140 км/ч, хотя теоретически Fluence Z.E. способен развить и 150 км/ч. Заряда литий-ионных аккумуляторов емкостью 22 кВт/ч хватает, чтобы проехать около 160 км. Пополнить его от обычной 220-вольтной сети можно за 6 часов, а с использованием специального переходника – за полчаса. В Renault также разработали новую систему сверхскоростной зарядки QuickDrop, сокращающую это время до трех минут. Поскольку она дорогостоящая, то ее нельзя продавать в комплекте к автомобилю. Поэтому было решено организовать сеть своеобразных заправочных станций по всей Европе и установить там аппараты QuickDrop.
Поскольку электромотор весит немного (160 кг), а тяжелые аккумуляторы размещены сзади, то удалось добиться неплохого распределения массы по осям. А это способствует хорошей управляемости. Fluence Z.E. – послушный и сбалансированный автомобиль. В поворотах он легко контролируем и стабилен. Его руль очень точный, но электроусилитель делает его чересчур легким и малоинформативным. Подвеска седана настроена на комфорт, поэтому установлены менее жесткие передние пружины. Езда стала гораздо мягче, но в то же время крены кузова на удивление небольшие. По-видимому, это заслуга низкого центра тяжести. Пополнить заряд батарей помогает система рекуперации тормозной энергии: при нерезком замедлении автомобиль тормозит только двигателем, а высвобожденная энергия питает аккумуляторы. Однако такое торможение не отличается информативностью, а для подключения штатных тормозов нужно резко нажимать на педаль. Но пока Renault демонстрирует лишь предсерийные Fluence Z.E. и продолжает их доработку, так что многие детали еще должны быть исправлены.
Серийное производство седана запланировано на 2011 год. Интересно, что его наладят на том же турецком заводе, где выпускают Fluence с двигателями внутреннего сгорания. За счет помощи правительств европейских стран цену удалось снизить на 6 тыс. евро – до 23 тыс. евро. Правда, эта цена не включает стоимость батареи: владельцу ее отдадут в лизинг по цене 60 евро в месяц. Это делает Fluence Z.E. весьма доступным, поэтому план выпустить 100 тыс. таких электромобилей выглядит вполне реальным.