Renault Clio (2001-2009): маленькая французская муза
Renault – один из пионеров создания европейских компактных автомобилей. Собственно с подобной модели Voiturette началась в 1898 году история марки. Можно также вспомнить массовые Renault 4CV и 5. С 1990 года эстафету приняла модель Clio. Романтическое название хетчбэка позаимствовали из древнегреческой мифологии: Клио – муза истории. Второе поколение автомобиля появилось в 1998 году и выпускалось на протяжении 11 лет. Однако в 2001 году семейство Clio прошло серьезную модернизацию. А в последнее время машины выпускались параллельно с третьей генерацией Clio.
В Украине обновленные версии встречаются гораздо чаще машин первых годов выпуска, ведь в первые годы официально продавали очень мало Clio. Именно поэтому рассказ пойдет о них. Пятидверных хетчбэков у нас больше, чем трехдверных. Также можно вспомнить седан Renault Symbol, который позиционировали как отдельную модель. Его производили в Турции, тогда как хетчбэки – на родине, во Франции. Особняком стоит оригинальный Clio V6, который схож с обычной моделью разве что деталями. Дело в том, что хетч-бэк превратили в купе, мотор установили в базе, да и привод у него не передний, а задний. Преимуществом Clio является обилие запчастей к нему и их доступность. В дизайне Renault Clio преобладают скругленные, раздутые поверхности. Обновленная модификация выглядит серьезнее предшественника, ведь ее наделили чертами стиля моделей Avantime и Vel Satis. У нее большие передние фары и радиаторная решетка, разделенная пополам вставкой с логотипом марки. Сзади автомобиль можно отличить по иной оптике. Спортивную модификацию Renault Sport наделили аэродинамическим обвесом, спойлером на крыше и 16-дюймовыми легковыми дисками.
Кузовной металл не боится коррозии. Гарантия от нее составляет 12 лет, то есть она еще не вышла. Поэтому ржавчина свидетельствует о том, что автомобиль побывал в аварии, что вполне возможно, ведь нередко Clio брали начинающие водители и учились на нем ездить. Детали кузова относительно недорогие. Так, переднюю фару можно найти за 80-100 у. е., противотуманную – за 50-100 у. е., а задний фонарь – за 40-90 у. е. Передний бампер стоит 100-245 у. е., а задний – 125-160. Цена капота – 270-320 у. е., а переднего крыла – 70-140 у. е. Еще одно преимущество Clio 2001 года выпуска – заметно улучшенный салон с более качественными материалами отделки. Во время модернизации установили новое трехспицевое рулевое колесо, более современную центральную панель и свежие циферблаты приборов с хромированными ободками. Их показания, кстати, неплохо считываются. Переключатели аудиосистемы и кондиционера очень просты. Но нужно следить за подрулевыми рычажками: из-за отказа проводки могут не включаться указатели поворота или стеклоочистители.
Рулевая колонка и водительское сиденье оснащены регулировкой по высоте практически во всех Clio. Передние кресла мягкие, но не слишком удерживают спину в поворотах. Кроме того, на автомобилях с большим пробегом отмечен износ обшивки сидений. На втором ряду не слишком много места для ног, даже по меркам В-класса. К тому же на диване комфортнее будет двоим пассажирам, хотя при надобности поместится и третий. Объем багажника в обычном состоянии равен 255 л, а в двухместной конфигурации возрастает до 1035 л. Кроме того, в салоне много различных отсеков для мелочи – вместительный перчаточный ящик с подсветкой, карманы в дверях, а на некоторых автомобилях – еще и ящик под сиденьем переднего пассажира.
Подавляющее большинство автомобилей на вторичном рынке оснащены центральным замком, усилителем руля, электроприводами стеклоподъемников и зеркал заднего вида, 2 подушками безопасности, анти-блокировочной системой тормозов (ABS), не редкость и кондиционер. Можно встретить и богаче оснащенные версии: с боковыми подушками безопасности, системой стабилизации ESP, климат-контролем, датчиками освещения и дождя, 15-дюймовыми легкосплавными дисками и даже портом для МР3-плеера в перчаточном ящике. Следует отметить, что с 2001 года на Clio применили центральный блок управления электронными приборами. Он отличается надежностью, разве что нужно следить за состоянием проводки.
Линейка двигателей Renault Clio – широкая и разнообразная, хотя далеко не все они доступны в Украине. В частности, предлагали бензиновые двигатели объемом 1,2 л (8-клапанный 60-сильный и 16-клапанный 75-сильный), 1,4 л (98 л. с.), 1,6 л (107 л. с.) и 2,0 л (140 и 172 л. с.). Эксклюзивный Clio V6 оснащали 3,0-литровой 255-сильной "шестеркой". Были доступны и турбодизели: 1,5-литровый, развивающий 68, 86 или 100 л. с. и 1,9-литровый 80-сильный. В Украине, как правило, встречаются 1,2-литровая 75-сильная и 1,4-литровая версии, реже – 1,6-литровая. От мотора самого малого объема лучше отказаться в виду небольшой тяги. А вот 98-сильная "четверка" и разгон приличный обеспечивает (10,5 с до 100 км/ч), и не "прожорлива" – расходует 9,2 л/100 км в городе и 5,3 л/100 км – за городом. Турбодизели в Украине – редкость в виду низкого качества нашего топлива.
Бензиновые 16-клапанные двигатели объемом 1,2 и 1,4 л продавались у нас официально, а потому более стойкие к украинскому бензину, ведь имеют измененный топливный насос. Кстати, от плохого топлива может потребоваться даже замена клапанов – на них накапливается нагар. Техобслуживание нужно проходить каждые 10 тыс. км. Топливный фильтр стоит 18-20 у. е., масляный – 10-15 у. е., а воздушный – 8-12. Столько же выдерживают и свечи зажигания. Примерно каждые 40 тыс. км придется заменять заднюю опору двигателя, которая стоит 25-35 у. е. Ремень ГРМ выдерживает 60 тыс. км, а его цена – 30-35 у. е. А приводной ремень может оборваться из-за выхода из строя шкива генератора. Также на автомобилях до 2004 года отмечены неисправности катушек зажигания. Деталь обойдется в 100-150 у. е., а всего их четыре – по одной на каждый цилиндр. Кроме того, может сломаться электронная дроссельная заслонка, а на автомобилях с больших пробегом не редкость течи прокладок головки блока цилиндров и клапанной крышки.
Clio оснащали как 5-ступенчатой механической, так и 4-ступенчатой автоматической трансмиссиями. Масло в обоих коробках рекомендуют менять раз на 60 тыс. км. Сцепление имеет ресурс в 150 тыс. км: оригинальное стоит 300 у. е., а неоригинальное можно найти за 120-150. Примерно столько же в "механике" выдерживает сальник кулисы. Покупая Clio, следует обратить внимание на состояние ШРУСов, ведь они меняются только вместе с полуосями, а это выльется в 200-300 у. е. Если модели 1998-2001 года выпуска были оснащены гидроусилителем рулевого управления, то при обновлении установили электроусилитель. Пусть информативность от этого немного ухудшилась, но и расход топлива снизился. К тому же в такой конструкции не течет рабочая жидкость (ее попросту нету), а вот на более ранних моделях эта проблема встречалась часто. Рулевые тяги выдерживают 60 тыс. км и стоят 60 у. е.
Подвеска хетчбэка мягкая, но не слишком, поэтому в управлении он также довольно хорош. Спереди – традиционный McPherson, а сзади подвеска – полузависимая, пружинная. Естественно, чаще всего нужно менять детали передней подвески. Втулки стабилизатора служат 60 тыс. км (2-7 у. е. за штуку), а шаровые опоры – 80 тыс. км (15 у. е.). Амортизаторы и подшипники ступиц выдерживают около 100 тыс. км. Примерно в это же время нужно заменить задние сайлент-блоки, их цена – 6-10 у. е. А вот передние сайлентблоки более долговечные: они пройдут и 150 тыс. км, а стоят 10-15 у. е. за единицу.
У большинства Clio передние тормоза – дисковые вентилируемые, а задние – барабанные, но в более мощных версиях сзади установлены диски. Передние колодки выхаживают 30-40 тыс. км (25-35 у. е.), а задние – 70-80 тыс. км (28 у. е.). Комплект оригинальных передних дисков стоит 110-115 у. е., неоригинальных – 40-60 у. е. По данным еженедельника "АвтоФото-Продажа", Renault Clio второго поколения стоит от 7000 до 11 000 у. е.