Range Rover – 40 лет
История Range Rover началась с идеи совместить комфорт и дорожные качества седана Rover со вседорожными качествами Land Rover.
Работа над первым прототипом Range Rover, который тогда называли "100-дюймовым универсалом", началась в 1966 году. Он должен был стать моделью для отдыха премиум-класса, но не настоящим автомобилем люкс.
Также новый автомобиль должен был иметь витые пружины, как у легкового автомобиля, спереди и сзади, чтобы обеспечить такой дорожный комфорт, который не могла предложить ни одна другая полноприводная модель. Нужна была подвеска с очень большим ходом, чтобы автомобиль и на бездорожье сохранял плавность и мягкость движения.
Среди других технических нововведений были также алюминиевый кузов (как в Land Rover), цельноалюминиевый двигатель и дисковые тормозные механизмы на всех колесах.
Было построено лишь 10 прототипов, прежде чем первый серийный автомобиль сошел с производственной линии в Солигалли. На ранних прототипах красовались таблички с надписью Velar – от испанского velar (ухаживать, присматривать) и итальянского velare (покрывать, скрывать). А само название Range Rover было придумано мастером по оформлению Тони Пулом после того, как другие варианты названия – такие как "Пантера" и "Леопард" – были отвергнуты.
17 июня 1970 года о появлении Range Rover было объявлено представителям СМИ со всего мира – презентация для прессы была организована в Корнуолле, причем вседорожные испытания были проведены на оловянных рудниках вблизи Сент-Агнесса.
Первый Range Rover внутри был оформлен почти по-спартански: виниловая обивка сидений, для покрытия пола были избраны винил и профилированная резина, чтобы облегчить чистку салона. Дерева, кожи или даже коврового покрытия не было. Багажное отделение на прототипах имело голую металлическую поверхность, но уже вскоре было покрыто обивкой.
Изначально Range Rover имел лишь две двери. Кроме того, не было варианта с автоматической коробкой передач, хотя один из ранних прототипов, созданных на базе Land Rover, имел трехступенчатую автоматическую коробку. Через восемнадцать месяцев после выхода автомобиля в продажу был построен четырехдверный прототип с багажником типа хетчбэк. Однако руководство "заморозило" этот вариант. Производство четырехдверной модели началось только в 1981 году, а автоматическую коробку передач стало возможным заказать лишь в 1982 году.
Первый Range Rover продолжал производиться и успешно продаваться на протяжении более 25 лет. Сначала, в 70-х годах, автомобиль мало менялся. Это было тяжелое, мрачное десятилетие для британской автомобильной промышленности – времена трехдневной рабочей недели и общих политических потрясений.
На разработку денег было мало, и, вдобавок, Range Rover хорошо продавался. Зачем в нем что-то менять?
Когда пришли восьмидесятые, процесс развития и совершенствования оживился, с основным акцентом на то, чтобы сделать автомобиль роскошным. Отделку салона регулярно обновляли, а ковровое покрытие, кожаная обивка и деревянная отделка подняли Range Rover до уровня реальной альтернативы седанам класса люкс, что было беспрецедентным достижением для полноприводного автомобиля.
Объем алюминиевого двигателя V8 был увеличен с 3,5 л до 3,9 л в 1989 году, а затем – до 4,2 л в 1992 году, что поспособствовало улучшению динамики и комфорта. Трехступенчатую автоматическую коробку передач Chrysler, впервые появившуюся в 1982 году, уже в 1985 году заменили на четырехступенчатую ZF.
В Range Rover второго поколения, который теперь часто называют "P38a" (так как он был разработан в доме 38A на заводе в Солигалли), ставки были сделаны на роскошь, дорожные характеристики и вседорожную универсальность. Отделка ореховым деревом и кожаная обивка были щедро использованы, чтобы подчеркнуть роскошность автомобиля и продемонстрировать намерение завоевать владельцев обычных легковых моделей люкс.
Было предложено три двигателя, включая шестицилиндровый турбодизель BMW объемом 2,5 л, который имел гораздо лучшие динамические качества по сравнению со старым дизелем модели Classic, а также обе версии (3,9 и 4,6 л) алюминиевого Rover V8. Мотор 4,6 л позволял развивать максимальную скорость 200 км/ч и разгоняться до 60 миль/ч (97 км/ч) за 9,3 с. Это самый быстрый серийный Range Rover на сегодня.
Подвеска с регулировкой дорожного просвета, дебютировавшая незадолго до прекращения производства Classic, была доработана для P38a и вошла в стандартную комплектацию, что улучшило как комфорт, так и вседорожные характеристики автомобиля.
Range Rover третьего поколения стал большим скачком вперед. С появлением на рынке в 2001 году, он завоевал новые высоты в сегменте полноприводных автомобилей как в том, что касается уровня роскоши, так и ходовых качеств на дороге и бездорожье.
Среди новых черт был жесткий несущий кузов (который заменил традиционную для полноприводного автомобиля конструкцию с рамой лестничного типа) и полностью независимая подвеска с взаимным соединением упругих элементов (практически все полноприводные модели тогда имели, а многие все еще имеют жесткие мосты).
Дизайн Range Rover определяют четыре элемента: простота профиля, соотношение между площадью остекления и кузовом, тонкая линия крыши, которая словно держится в воздухе и капот из впадин. На первых серийных Range Rover стойки крыши были окрашены в цвет кузова. Было невозможно изготовить эти штампованные детали с покрытием надлежащего качества, поэтому вскоре стойки покрыли черным кожзаменителем. Такое покрытие усиливало иллюзию того, что крыша держится в воздухе без опоры.
Модель второго поколения, P38a, проектировалась с чистого листа, но дизайнеры быстро поняли, что радикально менять стиль очень рискованно. Поэтому автомобиль сохранил все свои основные качества, такие как капитанское положение водителя, тонкую крышу, которая словно держится в воздухе без поддержки (подобный эффект достигается за счет того, что стойки крыши окрашены в черный цвет, а не в цвет кузова), низко расположенные нижние рамы окон и низкую поясную линию, капот, словно переходящий на борта автомобиля (и впадину в его центральной части), двухсекционные багажные двери (нижнюю часть которых часто использовали как смотровую площадку), прямые основные линии кузова (без выступов или впадин в форме клиньев или ступенек на бортах кузова) и малые зазоры между колесами и колесными нишами (чтобы сделать силуэт более подтянутым).
Все характерные черты дизайна классического Range Rover остались и в модели третьего поколения, которая вышла в продажу в 2001 году. Новый автомобиль стал более крупным. Отдельные элементы оформления, включая выразительные фары и задние фонари, а также покрытие Brunel возле вентиляционных отверстий на бортах, напоминали эффектные современные ювелирные украшения.
Range Rover также стал первым вседорожным автомобилем, в котором дисковые тормозные механизмы были установлены и на передних, и на задних колесах.
Динамику обеспечивал мощный алюминиевый двигатель V8 объемом 3,5 л мощностью 156 л. с. – модифицированная версия модели Buick/General Motors. Этот двигатель, который также использовался в седане Rover, идеально подходил для Range Rover: он был легким, мощным, развивал значительный крутящий момент и имел простую конструкцию. С ним в паре устанавливалась четырехступенчатая механическая коробка передач. Двухступенчатая раздаточная коробка на практике давала восемь скоростей.
Range Rover был одним из первых в мире автомобилей люкс, оборудованных дизельным двигателем.
Первоначально планировалось, что Land Rover разработает свой собственный дизель V8 на основе алюминиевого бензинового мотора V8.
Совместно с компанией Perkins, которая является экспертом по дизельным двигателям, был создан проект по разработке нового двигателя с кодовым названием "Айсберг". Двигатель должен был выйти в продажу в начале 80-х. Но проект был отменен, когда затраты на разработку значительно выросли.
Взамен компания Land Rover приобрела двигатель у итальянского производителя дизелей – фирмы VM. Хотя этот мотор объемом 2,4 л и не обеспечивал выдающихся динамических характеристик (разгон до 60 миль/ч происходил более чем за 18 с), он все же пришелся по душе покупателям из континентальной Европы, где популярность дизельных двигателей росла. Этот мотор вышел в продажу в 1986 году и проложил путь другим, более динамичным дизелям. В частности, по динамическим качествам последний двигатель TDV8 мало отличается от бензинового V8 того же поколения, но при этом потребляет на 30 % меньше топлива.
Range Rover был первым в мире полноприводным автомобилем, оборудованным антиблокировочной тормозной системой ABS. Инженеры Land Rover работали над разработкой ABS на протяжении пяти лет. Решение было найдено, и в 1989 году ABS был включен в перечень стандартного оборудования в самых изысканных версиях модели. Для дешевых версий систему можно было заказать лишь за дополнительную плату.
В 1992 году Range Rover Classic стал первым в мире полноприводным автомобилем, оборудованным антипробуксовочной системой Electronic Traction Control (ETC). Сначала ее устанавливали только на заднем мосту, но позже она начала управлять всеми четырьмя колесами. ETC значительно расширила вседорожные возможности автомобиля за счет перераспределения крутящего момента на колесо, имевшее наибольшее сцепление.
Range Rover был первым в мире полноприводным автомобилем, оборудованным автоматической электронной пневматической подвеской (Electronic Air Suspension, EAS). В 1992 году систему EAS было установлено на Range Rover Classic, одновременно с появлением длиннобазной версии (LSE) этой модели. Водителю предлагались на выбор пять вариантов высоты кузова: access (наименьшая высота), low (малая высота), standard (стандартная высота), high (большая высота) и extended (максимальный дорожный просвет, что особенно полезно при езде по бездорожью).
Алюминий дает больше преимуществ перед обычной сталью, из которого изготавливаются кузова большинства автомобилей. Алюминий является легким, устойчивым к коррозии, его проще переделать и использовать повторно, а также он более долговечный. Модель Land Rover, конечно, состояла из алюминиевого кузова – отчасти из-за преимуществ, присущих этому материалу, но прежде всего потому, что в послевоенной Британии алюминий был более доступным, нежели сталь.
Алюминий продолжали широко использовать и в Range Rover второго поколения, который дебютировал в 1994 году. Передние крылья, дверная обшивка и нижняя часть багажной двери – все это было сделано из алюминия.
В нынешнем, третьем, поколении Range Rover этот металл также широко используется – в капоте, передних крыльях и дверях. Дверь теперь не просто имеет алюминиевую обшивку, а полностью изготавливается из алюминия (в предыдущей модели алюминиевые панели устанавливались на стальной каркас).
В Range Rover 2010 г. были представлены "виртуальные" приборы с TFT-экраном. Новая система приборов является более информативной и имеет расширенную функциональность: в зависимости от ситуации и требований безопасности на экран выводятся показания различных приборов. Например, вместо циферблатов приборов на экране могут появиться основные предупредительные знаки, а инструкции навигационной системы могут временно вытеснить менее важную информацию, когда автомобиль приближается к важной развязке. Когда стрелка спидометра движется от одного конца шкалы к другому, размер цифр увеличивается, благодаря чему показания легче считывать.
Кроме того, Range Rover стал первым автомобилем с центральным экраном с "двойным изображением", который позволяет водителю и пассажиру смотреть на тот же экран, но видеть разные изображения. Водитель может следить за инструкциями спутниковой навигации, а пассажир – смотреть фильм на DVD (в зависимости от угла, под которым человек смотрит на экран).
Результатом универсальности Range Rover стало появление многочисленных чрезвычайных моделей специальной серии, каждая из которых создавалась под свою нишу в значительном сегменте покупателей Range Rover. Было создано много ярких ограниченных серий Range Rover – от роскошного Westminster, до спортивного Vitesse или специально созданного для приключений Rhinoceros (с начертанными на дереве изображениями носорога, выполненными членами африканского племени).
1 Комментариев
Максим
14-06-2010 11:54:35
Класная снатья, мне очень понравилась и главное по теме вовремя как раз к 40 летию Range-Rover