Проверка холодом (Часть 2)
Альтернатива гигантомании
В настоящее время на ледяном континенте, кроме мощных вездеходов, используется и другая гусеничная техника, вплоть до обычных тракторов, но в морозостойком исполнении. Самыми простыми считаются тобогганы. Тобогганы представляют собой легкие открытые снегоходы с гусеничными движителями и лыжами. Весят они всего лишь около 200 кг, имеют двигатели с воздушным охлаждением мощностью 9-12 л. с., развивают скорость до 40 км/ч и способны буксировать груз весом до 400 кг.
Тобогганы служат еще и "разведчиками" в районах с опасными трещинами, замаскированными снежными мостами. Происходит это приблизительно так: люди идут на лыжах, держась за веревки, и управляют машиной с помощью длинных поводков, как это делают авиамоделисты. Когда тобогган, проламывая непрочный снежный мост, проваливается в трещину, его обычно удается вытащить обратно за веревки, которыми он соединен с санями.
Для небольших походов вглубь континента и локальных работ на базах (например, расчистка и трамбовка взлетных полос) используются небольшие маневренные гусеничные машины. Начало такому сегменту положили американские Snow Cat. При массе 3,5 т, удельное давление на грунт такого снегохода составляет всего 40 г/кв. см – это чуть больше чем давление на снег обычного лыжника.
От обычных гусеничных машин Snow Cat отличается тем, что имеет не две гусеницы, а четыре на самостоятельных подвесках. Также гусеницы могут поворачиваться почти на 90° в вертикальной плоскости, что позволяет по-кошачьи взбираться на ледяные заструги. Оснащены "коты" дизельными двигателями мощностью от 170 л. с. Это позволяет буксировать санные прицепы массой до 8 т или развивать скорость до 25 км/ч.
Очень похожи по своей уникальности на "котов" и многоцелевые немецкие тягачи Pisten Bully. В Европе машины такого типа называют ратраками. Основное их назначение – перевозка людей и грузов по крутым склонам, спасательные работы и многое другое. Кроме того, эти агрегаты часто используются для подготовки лыжных трасс, точнее их укатывания. В общем, пришли ратраки в Антарктику с альпийских горнолыжных трасс.
Ратрак отличается от трактора и обычного вездехода. Во-первых, его давление на грунт составляет 15-20 г/кв. см (у лыжника – 30-35). Во-вторых, при движении по глубокому снегу ратрак фактически скользит на плоском днище, что не мешает машине быть чрезвычайно устойчивой и преодолевать почти фантастические 45-градусные подъемы. В-третьих, он может двигаться поперек крутых склонов, не соскальзывая даже по льду.
Но поражают они не только своей маневренностью, но и технической "начинкой" – никаких карданных валов, коробок передач, тормозов. Скорость, как и у его американского сородича – до 25 км/ч. Двигатель от Mercedes-Benz, тяговое усилие которого рассчитано на санный поезд из двух или трех прицепов общей массой до 20 т. За работой всех систем следит бортовой компьютер, он даже распознает обрыв отдельных нитей троса лебедки. А длина троса очень даже впечатляет – 1 км! Что удивительно, Pisten Bully в Антарктиде существуют не только в грузовой, но и в пассажирской версии (рассчитан на 20 человек).
Распространены на полярных станциях и плавающие транспортеры шведской фирмы Hagglund, на базе которых создали даже туристические версии. В таких модификациях предусмотрены ремни безопасности. Конструктивно и визуально они напоминают "Витязи", о которых говорилось выше. Двухзвенные шведские вездеходы-амфибии имеют длину почти 7 м с общим весом 4 т. Вместимость (не считая водителя) 5 человек. Двигатели от Mercedes-Benz – 6-цилиндровые, дизельные, с турбонаддувом. Максимальная скорость движения – 52 км/ч, а скорость плавания 3,3 км/ч
Наземный транспорт в Антарктиде имеет свою специфику не только в конструкции, но и в специфике работы. Как правило, он должен сам себя обеспечивать горючим на двойной радиус действия, что резко снижает возможность транспортировки полезного груза. Практически всегда на машинах стоят пусковые подогреватели. В сильные морозы дизельные двигатели переводят на авиационный керосин, он не застывает даже при очень низких температурах.
Несмотря на уникальные возможности вышеперечисленных вездеходов, для большинства труднодоступных станций связующим звеном с внешним миром выступает авиация. Конечно, она не является абсолютно безотказным видом транспорта, более того – очень зависит от погодных условий. Известны случаи, когда самолеты совершают четыре-пять вылетов, пока не появится возможность для посадки. Среди всех легких самолетов – Twin Otter – самый популярный в антарктических исследованиях, как правило, для пассажирских перевозок. Максимальная взлетная масса – 5,5 т, при длине корпуса – 16 м. Особенно привлекателен этот самолет тем, что длина необходимой взлетно-посадочной полосы может быть всего лишь около 70 м. Самолеты Hercules C-130 чаще всего используются для транспортировки грузов. Применяются в воздушном пространстве Антарктиды и самолеты Boeing, но только для туристических операций в летний сезон.
Остальные случаи использования самолетов являются единичными. Авиация является очень затратным способом доставки грузов и большинство государств не могут себе позволить этого. Хотя некоторые страны, в подчинении которых находится несколько станций для транспортной взаимосвязи, используют вертолеты. Например, Россия оперирует тремя вертолетами Ми-8. Самым распространенным среди вертолетов в Антарктике является Bell 212, максимальная скорость которого достигает 205 км/ч, а максимальный вес с грузом – 4,5 т.
Украина Антарктическая
Еще до распада Советского Союза украинские ученые, инженеры и техники принимали участия в исследованиях Антарктики. Однако от Советского Союза из семи функционирующих на то время антарктических станций Украине не досталось ни одной. Помог случай и 6-го февраля 1996-го года британская антарктическая база "Фарадей" была передана, точнее, продана за один фунт стерлингов, Украине и переименована в станцию "Академик Вернадский". Таким образом, украинская антарктическая станция стала одной из 82 станций в Антарктике, а Украина – одной из 19 стран, имеющих круглогодичные станции. Построена она была в 1953–1954 годах, а дополнительные строительства и реконструкции завершены в 1978–1980 годах.
Между прочим, полярниками называть наших ученых некорректно, так как до полярного круга станция “недотягивает” каких-то 60 км. А, как известно, только те, кто пребывает за полярным кругом, могут называть себя полярниками, так что наши ученые называют себя зимовщиками. Работа там ведется круглый год. Количество людей определяется объемом запланированных исследований и варьируется в пределах 12-15 человек, среди них 8-10 научных работников и 4-5 человек технического персонала.
По климатическим условиям станция “Академик Вернадский" – настоящий зимний курорт. Расположена она в 8 км к западу от Антарктического полуострова на о. Галиндез (размеры острова 1х1,5 км) в архипелаге Аргентинских островов. Около 80% островов занимает ледяной купол средней толщиной до 40 м. Местность вокруг станции покрыта покровами мха и лишайника. Животный мир разнообразен. Морская фауна представлена тюленями и морскими леопардами, можно даже увидеть китов. Есть три вида пингвинов: адели, дженту и королевские. Средняя годовая температура на станции -4°С, а максимальная составляла +11°С (зафиксирована в 1985 году), что является рекордом для всего континента. Зима, как для Антарктиды, не особенно холодная: от -5 до -20°С. Заметим, что в среднем по континенту температура составляет -40°С. Минимально зафиксированная температура на станции -38°С. Для континента в целом этот показатель равен -89°С.
Самым знаменитым историческим событием на станции является открытие “озоновой дыры” над Антарктидой в 1985 году. Озон, как известно, жизненно важный слой в атмосфере, так как защищает все живое от губительного действия ультрафиолетового излучения Солнца. Озоновая дыра не является дырой в буквальном смысле, а представляет собой утонченный слой озоновой оболочки, и, как следствие, длительное нахождение под такой дырой является опасным. Чтобы минимизировать влияние ультрафиолета на кожу, многие наши зимовщики запускают бороды, и в обязательном порядке носят солнцезащитные очки в солнечную погоду.
Бытовое разнообразие
У наших зимовщиков кроме общепринятых бывают и свои традиционные праздники. Главным из них считается Midwinter – середина зимы. Выходным стало 6 февраля – День поднятия на станции флага Украины. 22 июня в северном полушарии день летнего солнцестояния, а в южном – наоборот. В этот день полярники Антарктиды празднуют Midwinter. Холодное антарктическое солнце берет курс на лето и напоминает всем работающим в Антарктиде, что впереди – окончание вахты. В этот праздник все активно общаются по радио, меняются поздравительными телеграммами. Их поздравляют даже президенты.
Новый год наши зимовщики празднуют антарктическим летом. В преддверие новогодних праздников акватория вокруг станции освобождается ото льда, пригревает солнце. Празднуют по общепринятому шаблону, но со своими изюминками. Конечно, торт и новогодняя елка присутствуют, но вот традиция купаться в прибрежных водах не каждому по зубам. Морская вода, в отличие от пресной, начинает замерзать при температуре -4°С. Потому если сигануть в воду, то испытываешь ощущение сродни ожогу. После 5-8 секунд пребывания в такой воде человеку не нужно объяснять, что такое стресс. Однако полярнику это пережить нужно обязательно. Ситуации при работе случаются разные, и чтобы знать, как вести себя в леденящей воде, нужно ощутить всю прелесть купания в воде с минусовой температурой. Есть на Новый год и еще одна особенность: начальник станции рано утром готовит завтрак всем членам экспедиции по их индивидуальным заказам.
На этот праздник в период летнего сезона на остров Галиндез наведывается немало гостей и зарубежных туристов. На протяжении антарктического лета, пока есть возможность судам заходить в бухты, станцию посещает около 4000 людей – это каждый пятый от общего числа туристов, которые посещают Антарктиду. Протоки и бухты островов, где размещена станция, являются удобными для стоянки яхт и небольших суден. Из-за значительной концентрации яхтсменов этот архипелаг в британской прессе нарекли "яхт-клубом". Большая часть посетителей – граждане США, остальные – европейцы из богатых стран или японцы.
Посещали нашу станцию даже члены королевской британской семьи – принцесса Великобритании Анна со своим мужем адмиралом. Иногда аргентинские военные, которые патрулируют окрестности, заглядывают к нашим зимовщикам. Туристам, кроме общеобразовательной экскурсии, показывают и известный на всю Антарктиду украинский бар "Фарадей". Примечателен он тем, что согласно традиции, любая побывавшая здесь женщина должна оставить свой бюстгальтер с автографом. Все эти пикантные предметы женского туалета идут на украшение интерьера бара.
В баре туристам торжественно вручают дипломы типа "За преодоление грозного пролива Дрейка" или "За пребывание под озоновой дырой". На каждый значимый праздник зимовщики играют в футбол. Но нужно быть осторожным, потому что футбольные матчи по душе пингвинам и при виде мяча они бросаются на него. Несмотря на то, что они невысокого роста (до 1 м), забрать мяч по футбольным правилам у них крайне сложно.
Такой интерес к футболу у пингвинов объясняется очень просто – футбольный мяч они принимают за яйцо и, видя, как его пинают, бросаются на защиту своего будущего детеныша. Вообще-то, пингвины очень часто кучкуются возле станции. Иногда даже вовнутрь заходят. Они очень любопытные и без комплексов. Например, если какому-то пингвину захочется прогуляться по "футбольному полю" среди матча, то он пойдет абсолютно спокойно, не обращая ни малейшего внимания на игроков.