Прицепы – транспортные носильщики
Не успело человечество изобрести автомобиль, как сразу же начало придумывать способы, как бы его лучше использовать "в хозяйстве". Точно, прошлое сказывается: приручили лошадь – и нет, чтобы просто себе ездить на ней, так надо было еще обязательно впрягать ее в телегу, чтобы тяжести перевозила. То же самое и с автомобилем: "впрягли" его в прицеп – и повезли на дачу скопившийся в квартире за десятилетия не нужные вещи, или водный мотоцикл к ближайшему водоему, не говоря уже о масштабных транспортных перевозках топлива, различных товаров или даже самих автомобилей. Несмотря на кажущуюся простоту прицепа, это достаточно сложное устройство, которое может быть дороже даже самой машины, а от количества его модификаций разбегаются глаза.
Официально прицепы характеризуются как несамоходные транспортные средства, которые предназначены для движения совместно с самоходными транспортными средствами. Прицепы подразделяются на три больших класса: собственно прицепы, которые характеризуются наличием от одной до шести осей, полуприцепы, главным отличием которых является отсутствие передней оси, а также прицепы-роспуски, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, преимущественно леса. А вот исходя из своего назначения, прицепы и полуприцепы бывают бортовыми, самосвальными, низкорамными, платформами, контейнеровозами, цистернами, рефрижераторами, автовозами и так далее. То есть, их кузова приспособлены для перевозки какого-то одного типа груза, например, только молока, сыпучих материалов, автомобилей или же упаковок с каким-либо товаром.
В общих чертах основными элементами конструкции всех прицепных транспортных средств являются рама с кузовом, подвеска и тормоза, а также устройство сцепления. Прицепы крепятся к автомобилю-тягачу посредством дышла, которое представляет собой горизонтальный рычаг разной формы, крепящийся на передней стороне рамы, и собственно сцепного устройства, именуемого еще фаркопом. А вот полуприцепы транспортируются специальными седельными тягачами, на раме которых устанавливаются опорно-сцепные устройства – седла, состоящие из опорной плиты и сцепного механизма. Получается, что часть массы полуприцепа и его груза предается тягачу. Когда же автомобиль-тягач отцепляется от полуприцепа, последний упирается на выдвигающиеся упоры, принимая горизонтальное положение. Ну а когда прицеп или полу-прицеп присоединяется к автомобилю-тягачу, то получившаяся "конструкция" именуется уже автопоездом.
Самыми простыми прицепами являются легкие, грузоподъемностью до 750 кг, одноосные транспортные средства, которые можно крепить к любому транспортному средству и в которых можно перевозить любые виды грузов. Их недорогие вариации отличает упрощенная конструкция и изготовленные из фанеры днище и борта. В более совершенных версиях предлагаются металлический каркас, дополнительные, надставные, борта, что увеличивает полезный объем прицепа, тенты, лебедка, помогающая при загрузке-выгрузке, регулируемое по длине дышло, что позволяет перевозить длинномерные предметы, и так далее. Также, установив специальные подставки или направляющие, можно перевозить лодку, небольшой катер или мотоцикл. А вот одни из самых крупных прицепов подобного типа имеют вес в семь тонн и способны перевозить огромные "катушки" для укладки кабелей диаметром в четыре метра и весом до 35 тонн.
Однако, кроме прикрепленных к легковым автомобилям прицепов, мы также постоянно наблюдаем на дорогах, как любят называть автопоезда обыватели, "фуры". Что же они там могут перевозить? Чаще всего это обыкновенные полуприцепы-фургоны или контейнеровозы с грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, в которых можно перевозить любые товары – начиная с арбузов и заканчивая банкоматами. Они имеют множество вариаций в конструкции: цельнометаллические или тентованные, со сдвижным верхом или позволяющие производить боковую загрузку-выгрузку и так далее. Для того чтобы доставить в сохранности в магазин продукты, которым требуется определенный температурный режим хранения, без рефрижератора – холодильника на колесах – не обойтись. Обычно он представляет собой двух- или трехосный полуприцеп-контейнер с холодильным оборудованием, которое работает от двигателя автомобиля-тягача. Контейнер имеет стальной каркас и так называемые сандвич-панели, а снаружи обшит алюминиевыми листами. Задача – изготовить такой себе гигантский термос, с минимальным коэффициентом теплопроводности стенок. Такими свойствами обладает материал пенополиуретан, который под давлением закачивают в межпанельное пространство стенок контейнера – отсюда и название – сандвич-панель.
Ну а если необходимо перевезти жидкости, газы или же сыпучие материалы, к автомобилям-тягачам присоединяют прицепы-цистерны. В зависимости от перевозимого груза, они имеют множество вариаций в конструкции, различные объемы и формы. Прицепы-цистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся материалов или газа под высоким давлением, имеют невероятно сложную конструкцию с множеством клапанов, расходомеров, фильтров, компенсаторов и тому подобных контрольных приборов, не говоря уже о материалах, из которых изготавливаются сами цистерны. А потому их стоимость может переваливать далеко за сто тысяч евро. Самые простые прицепы-цистерны видел, пожалуй, каждый из нас, да к тому же с нетерпением ожидал их на улицах городов с наступлением весны, – это обыкновенные бочки с квасом, которые устанавливаются на одноосные прицепы с V-образным дышлом.
Еще одним прицепным транспортным средством, кардинально отличающимся от прицепов контейнерного типа и цистерн, является прицеп для перевозки автомобилей, или автовоз. Конструкция таких прицепов представляет собой двухъярусную массивную платформу, на которой должны быть надежно закреплены транспортируемые автомобили. Закатываются они на прицеп с помощью мощной лебедки либо гидравлического подъемного механизма на специальные перфорированные трапы, которые не позволят автомобилям скользить при движении автовоза. А наклонное расположение машин позволяет уменьшить длину самого автопоезда. Как правило, подобные прицепы способны перевозить от шести до десяти легковых автомобилей, в зависимости от их габаритов. Причем в некоторых моделях автовозов существует возможность опускать верхний ярус платформы, что позволяет транспортировать уже несколько микроавтобусов или даже небольших грузовиков.
Как было сказано выше, одной из разновидностей прицепов являются прицепы-роспуски, на которых транспортируют длинномерные грузы, типа труб или бревен. Они, по сути, представляют собой тележку, которая поддерживает один из концов длинномера. Это небольшая рама, которая устанавливается на одну или две оси, оборудована металлической конструкцией, которая состоит из рамы и двух ребер, и выглядит как перевернутая буква "П" или "V". Точно такая же конструкция устанавливается на автомобиле-тягаче, и на образовавшиеся две такие "рогатины" укладываются трубы или бревна. Сам же прицеп-"тележка" крепится к тягачу посредством металлического дышла. Самые крупные такие автопоезда могут транспортировать 50-метровые трубы весом более пятидесяти тонн. Подобный тип прицепного транспортного средства выгоден тем, что во время движения автопоезда без груза он превращается в обычный тягач – телескопическое дышло складывается, а "тележка" грузится на автомобиль-тягач.
Однако, кроме вышеперечисленных прицепных устройств, служащих для перевозки различных грузов, существуют и другие типы прицепов, предназначенные уже для комфортной езды человека. В этом контексте в первую очередь необходимо вспомнить о прицепах-дачах, именующихся еще трейлерами, которые пользуются большой популярностью у населения многих стран мира. Как правило, они представляют собой одно- или двуосные прицепы, которые крепятся к легковому автомобилю-тягачу посредством фаркопа.
Самой простой разновидностью подобных трейлеров являются прицепы-"палатки", которые во время транспортировки складываются до размеров обычного легкого автомобильного прицепа. На стоянке палатка устанавливается рядом с прицепом, позволяя расположиться нескольким обитателям, а в самом прицепе находятся бак с водой, холодильник и газовая плита. Для тех же, кто не хочет постоянно возиться с "развертыванием и свертыванием лагеря", существуют полноценные "домики" на колесах. Они изготавливаются из много-слойных панелей, закрепленных на металлическом каркасе – конструкция, наподобие описанных выше сандвич-панелей рефрижератора. Длина подобных прицепов-дач достигает 12 м, что позволяет их оборудовать всем необходимым для комфортного отдыха и разместить до шести человек. Однако существуют и дачи-полуприцепы – в этом случае автомобиль превращается в седельный тягач. Для этих целей лучше всего подходят пикапы, в грузовом отсеке которых устанавливается крепежное "седло". Особенностью подобных прицепных транспортных средств является их форма – часть жилого пространства выдается над кузовом автомобиля и служит для размещения дополнительных спальных мест. Длина таких прицепных "домов" может доходить уже и до пятнадцати метров. Однако самым большим прицепом-… "дачей" это сооружение и язык не повернется назвать, домом считается 120-тонный пятиэтажный трейлер, построенный несколько лет назад для одного из арабских шейхов. В прицепе длиной 20 м и шириной 12 м разместили с десяток спален и ванных комнат, запас воды в нем составляет 25 тысяч литров, в этом доме могут укрыться не только люди, но и… четыре автомобиля.
Раз уж речь зашла о прицепах, перевозящих людей, несправедливо было бы не вспомнить и об общественном транспорте. И опять же, к автобусам, троллейбусам могут присоединяться как прицепы, так и полуприцепы. В первом случае такой пассажирский автопоезд формируется из нескольких отдельных вагонов – как тут не вспомнить ходившие в советское время подобные троллейбусы, в память о которых кое-где на остановках в Киеве остались знаки с надписью "Зупинка другого поїзда". А вот во втором случае на ум приходят распространенные в наше время, как любят их называть пассажиры, "гармошки" – сочлененные автобусы и троллейбусы. В них полуприцепами являются отдельные секции, которые соединяются с головным салоном-тягачом посредством гибких сочленений, что позволяет организовать один большой салон.
Сегодня самые длинные экземпляры прицепных машин общественного транспорта достигают 30-метровой длины. Например, в Швейцарии ездят такие сочлененные трехсекционные троллейбусы. А в Израиле, Бразилии, Китае и других странах на маршрутах курсируют такие же трехсекционные автобусы. Все они способны принимать "на борт" одновременно до трехсот пассажиров. Для таких гигантов построили специальные дороги или выделили полосы – ездить в потоке с другими транспортными средствами им крайне затруднительно. Правда, и даже среди этих великанов есть "самый-самый". Самый длинный в мире сочлененный автобус был построен для африканской страны Конго. Длина этого 30-тонного автопоезда чуть-чуть не дотянула до 35 м, а проехаться в нем могло одновременно 350 пассажиров.
Что ж, если в пассажирском транспорте складывают "конструкторы" из прицепов, удлиняя автопоезда, то, можно предположить, что и грузоперевозчики занимаются тем же. Действительно, некоторые автомобильные поезда по числу "вагонов" и общей длине могут успешно конкурировать с железнодорожными. Обычно, вследствие существующих ограничений в правилах дорожного движения, удлиненные автопоезда состоят максимум из седельного тягача с полуприцепом плюс прикрепленным к нему прицепом либо же двумя дополнительными полуприцепами, "посаженными" друг на друга. В Европе длина подобных "конструкторов" не должна превышать 25 м.
Однако в Австралии, особенностью которой являются малозаселенные гигантские просторы, перевозить грузы такими "паровозиками" просто невыгодно. Там разрешено создавать автопоезда длиной до 55 м, цепляя сразу до семи полу-прицепов и прицепов, в которых можно перевезти до 170 тонн груза. Ну а некоторые энтузиасты способны ставить настоящие рекорды. Так, в 1999 году одна из австралийских транспортных компаний сумела "выстроить" автопоезд из 45 прицепов весом более 600 тонн. Получившийся 600-метровый "караван" смог преодолеть целых восемь километров! Ну а несколько лет назад абсолютным мировым рекордсменом стал автопоезд, который умудрились собрать из 113 полуприцепов. Длина этого автосостава достигла полутора километров, а вес – 1300 тонн, при этом он еще и смог поехать, правда, только на двести метров. О мастерстве водителя можно только догадываться, ведь, чтобы подсоединить все прицепы, ему понадобилось всего шесть часов!
Впрочем, присоединять к автомобилю можно все, что угодно, так же как и перевозить самые удивительные грузы – как говорится, было бы желание. Например, очень необычно выглядит электромобиль с прицепом, который представляет собой генератор для производства энергии, необходимой для движения самого тягача. Умники умудряются построить прицеп, предназначенный для расположения одной лишь кровати. И чего только не перевозят – и лошадей, и гоночные болиды на автодромы, а в США несколько лет назад из одного музея в другой на гигантской платформе транспортировали даже целое историческое здание. При этом габариты автопоезда оказались такими большими, что он едва уместился на десятиполосном шоссе! В общем, такой он большой и удивительный – этот мир транспортных "носильщиков".