Pontiac Firebird: долгий полет
В 1960-х годах в Америке наступил один из самых ярких периодов в истории национального автомобилестроения. Это беззаботное время охарактеризовалось расцветом культа мощи и скорости на американских дорогах. Признаком свободы и независимости стало являться обладание "сгустком мышц" – автомобилями Muscle Car. Сегодня пойдет речь об одном из таких автомобилей, о Pontiac Firebird, который продержался на рынке целых 35 лет и пережил четыре поколения…
В проекте Muscle Car корпорации General Motors были задействованы два ее подразделения – Pontiac и Chevrolet. Выход в свет модели Firebird состоялся в 1967 году, на несколько месяцев позже своего "родственника" Camaro, у которого была позаимствована платформа и некоторые узлы и агрегаты. Самостоятельно же конструкторам из Pontiac позволили создать собственную переднюю часть кузова и установить свои двигатели. Несмотря на такую ограниченность в действиях, инженерам удалось создать образ одного из самых живучих Muscle Car – воздухозаборники на покатом крючковатом капоте и длинные узкие задние фонари, навеянные предшествующей моделью GTO, стали визитной карточкой Pontiac Firebird.
Модель предлагалась c кузовом купе и кабриолет. Однако самое интересное покупателя Firebird ожидало под капотом. Разработчики предложили на выбор сразу пять силовых агрегатов, которые изготавливались Pontiac исключительно для этой модели. Самым непритязательным был 3,8-литровый шестицилиндровый двигатель с единственным однокамерным карбюратором, который развивал всего 165 л. с. Понятно, что данный вариант любовью у молодежи, которая являлась главным потребителем модели, не мог пользоваться. Поэтому подавляющее большинство покупателей обращали свои взоры на двигатели V8, самым мощным из которых стал 6,5-литровый двигатель мощностью 325 л. с. Все версии с V8 комплектовались механическими коробками передач, но за доплату можно было установить и "автомат". Такое разнообразие бесчисленных вариантов комплектации модели гарантировало покупателям отсутствие возможности встречи на дороге двух одинаковых Firebird.
В следующем году "огненная птица" стала набирать обороты – линейка двигателей прибавила в мощности. Объем самого слабого двигателя увеличили до 4,1 л, что позволило поднять мощность до 175 л. с., а самый сильный 6,5-литровый V8 мог теперь развивать 335 л. с. А вот во внешности особых изменений делать не стали – убрали только вентиляционные отверстия на крыльях и добавили габаритные огни на бампере согласно вступившим в действие федеральным законам. Объемы продаж росли и уже перевалили за 100 тыс. автомобилей в год.
Однако к 1970 году конструкторы решили произвести определенную модернизацию – в основном изменения коснулись передней части автомобиля, а в салоне модифицировали приборную панель и рулевое колесо. Эти новшества не сильно понравились покупателям, и спрос на Pontiac Firebird начинает падать. Для подогрева интереса и возвращения клиентов в автосалоны, руководство компании решает запустить в продажу небольшим тиражом опциональный пакет Trans Am Performance and Appearance Package, в имени которого использовали название гоночной серии Trans-Am Series.
Пакет Trans Am предлагал 5,0-литровый V8, предназначенный исключительно для гонок, уменьшенный клиренс, увеличенные покрышки, регулируемый воздухозаборник на капоте, полутораметровый спойлер, а завершали картину две синие гоночные полосы, бежавшие по белоснежному капоту, крыше и багажнику, подчеркивая непростой нрав автомобиля. Стоимость всего этого удовольствия составляла 725 долларов, и за первый год продажи Trans Am не превысили 700 единиц. Однако такой медленный старт все равно дал начало тому, что в будущем станет автомобильной иконой.
В 1970-е годы Pontiac Firebird становится одним из самых скоростных автомобилей на североамериканском континенте. На базе модели создается множество вариантов с рядными "шестерками", V6 и V8, различными коробками передач, отделкой, кузовами купе и кабриолет, однако всех их объединял общий дизайн. Также были разработаны и несколько особых модификаций. Firebird Espirit с богатой отделкой салона, предназначавшийся для солидных покупателей, оснащался 5,7-литровым двигателем V8, который развивал 255 л. с. Версия Formula, отличительной особенностью которой был сдвоенный воздухозаборник, продолжила дело Muscle Car и получила 6,6-литровый V8 мощностью 335 л. с. А вот топовой модификацией оставался агрессивный Trans Am с 370-сильным силовым агрегатом.
Однако первая половина 1970-х годов выдалась для Firebird непростой. После того как правительство США ужесточило нормы токсичности, а в мире разразился нефтяной кризис, дальше увеличивать рабочий объем и мощность двигателей стало невозможным. Рынок Muscle Car таял на глазах, и в руководстве GM уже начали подумывать о том, чтобы снять модель с производства. Тем не менее компромисс был найден: хоть "содержание" уже и не могло соответствовать критериям Muscle Car, форма по-прежнему утверждала, что это все-таки Muscle Car. А для большей убедительности на капотах Firebird Trans Am стали наносить рисунок жар-птицы. Но и это не спасало катастрофическое падение продаж. К концу 1970-х годов Firebird стал полностью угловатым, потерял "мускулистую" форму и приобрел квадратные сдвоенные фары, став напоминать автомобиль Бэтмена. И теперь модель перестала быть Muscle Car не только технически, но даже и визуально.
Но все это никак не могло повлиять на успех Firebird. Даже несмотря на все введенные ограничения, он остается самым производительным автомобилем 1970-х. Особой же популярностью пользовалась модификация Trans Am, на которую приходилось более половины продаж всех версий модели Firebird. Способствовала небывалому ажиотажу также неожиданная популярность фильма "Смоки и Бандит". В фильме, состоящем из одной сплошной погони, без преувеличения одну из главных ролей сыграл Firebird Trans Am.
Третье поколение Firebird, которое пришлось на 1980-е годы, значительно преобразилось. Чтобы поддерживать имидж производительных спорткаров, корпорация General Motors модернизирует двигатели, добиваясь превосходной комбинации: "высокая производительность – повышение экономии топлива – уменьшение выбросов". Базовый вариант предлагал 4-цилиндровый двигатель мощностью 90 л. с., однако можно было заказать и более мощные моторы V6 и V8. А вот Trans Am оставался самым мощным вариантом Firebird – его двигатель V8 развивал 205 л. с. и обеспечивал максимальную скорость 208 км/ч.
Внешне модель также претерпела изменений – она стала легче, базу укоротили, а над внешним видом потрудился известный дизайнер Чак Джордан, который поработал над аэродинамикой и подарил длинному низкому Firebird огромное заднее гнутое стекло. Ну и, как обычно, клиент мог самостоятельно "собрать" свой автомобиль, изучив каталоги стандартного и заказного оборудования. А перечень предлагаемого оказался огромен: кроме вариантов силовых агрегатов различных типов и мощности, имелись различные коробки передач, тормоза, приборы, аудиоаппаратура и так далее.
На Firebird 1990-х годов продолжили внедрять аэродинамический стиль кузова, что, правда, не очень понравилось покупателям. Автомобиль имел приземленный стремительный силуэт, "всплывающие" фары и четыре "противотуманки" в переднем бампере. Модель выпускалась с двумя вариантами кузова: купе и кабриолет. Как и ранее, в линейке модификаций оставались три варианта: базовый, Formula и Trans Am. Последние два имели большие воздухозаборники на капоте, бампер, в который вмонтированы иные светоблоки, и пятилучевые 16-дюймовые колесные диски из алюминиевого сплава, а широкие низкопрофильные шины и низкое расположение центра тяжести добавляли спортивности не только внешнему виду, но и поведению на дороге. Однако при этом двигателей теперь предлагалось всего два: новый 3,4-литровый V6 мощностью 160 л. с. для базовой версии и 5,7-литровый 275-сильный V8 для Formula и Trans Am. Моторы агрегатировались с 5-ступенчатой механической либо 4-ступенчатой автоматической коробками передач.
К концу своего существования, на Firebird стали устанавливать более мощные двигатели, что позволило находиться модели в ряду самых быстрых когда-либо выпускавшихся автомобилей. Firebird с V8 объемом 5,7 л и мощностью 314 л. с. при 5200 об/мин разгонялся до сотни за 6 с, а максимальная скорость превышала 250 км/ч. При этом силовые агрегаты оставались достаточно экономичными – в смешанном цикле расход не превышал 11 л/100 км. Однако, несмотря на то что Pontiac Firebird в своем последнем поколении был быстрым и наиболее мощным со времени давно ушедших славных 1960-х годов, общий спад рынка спорткаров и изменения во вкусах молодого поколения привели к чрезвычайно низкому уровню продаж и сделали невозможным дальнейшую поддержку проекта под названием Firebird.
В финальном, 2002 году, Pontiac выпустил ограниченной партией специальную серию Trans Am Collector's Edition с необычным оформлением и оригинальной окраской кузова в стиле принесшего некогда славу фильма "Смоки и Бандит". В оформлении использовали черно-желтую гамму и добавили специальный графический пакет окраски, который "возвращает" Firebird в 1970-е годы, а в черный цвет окрашиваются даже колесные диски, передние и задние тормозные суппорты. Как и предрекало руководство Pontiac, он стал классическим спортивным автомобилем.
Вместе с последним, 2,7-миллионным экземпляром сошедшей с конвейера моделью, в Квебеке закрылся и завод по производству легендарной "огненной птицы". При этом, как сообщила корпорация General Motors в начале нынешнего года, пятого поколения Firebird поклонники автомобиля могут уже не ожидать – его стоимость для рынка будет слишком высока, и рисковать автопроизводитель не собирается. Тем не менее Firebird осталась одной из немногих моделей, которая смогла перейти из времен Muscle Car в наши дни без единого перерыва в производстве, не потеряв при этом связи со своими знаменитыми предшественниками.