Полицейские автомобили: на страже законности и порядка (Часть 1)
Не будет преувеличением сказать, что автомобили органов правопорядка в большинстве стран мира – наиболее красивый, впечатляющий и просто прекрасный спецтранспорт. И на такую оценку влияет совокупность факторов: улучшенные динамические характеристики, модернизированный салон, а часто и внешность автомобиля, "боевая раскраска" и светозвуковая сигнализация. Сложившиеся правила в "организации" подобных автомобилей сложились не просто так, а вследствие естественной эволюции технического прогресса, а также работы психологов и дизайнеров, чтобы в сознании граждан вызывать уважение и уверенность в том, что они находятся под надежной защитой. Приглядимся поближе, что же это такое – "полицейские автомобили".
Полицейским автомобилем принято называть транспортное средство, предназначенное для помощи правоохранительным органам в осуществлении своих обязанностей по охране правопорядка и борьбе с преступностью. Соответственно, он должен быть оборудован так, чтобы максимально быстро доставить сотрудников полиции на место происшествия, эффективно осуществлять патрулирование территории или же следить за ситуацией на дороге, позволять безопасно перевозить задержанных и заключенных и, конечно же, чтобы иметь возможность использовать его при проведении специальных операций. Здесь сразу же хотелось бы отметить следующее. Чтобы в дальнейшем избежать путаницы, под "полицейскими автомобилями" мы также подразумеваем и "милицейские", которые существуют в некоторых странах. Потому что по сути – это одинаковые понятия, а различные названия объясняются историческими событиями, на чем мы не будем в этой статье акцентировать внимание.
Органы правопорядка в том виде, в котором они существуют и по сей день, начали формироваться в разных странах с середины-конца XVIII века, начав свое шествие по миру из Великобритании. Понятно, что первым транспортом в "автопарке" полиции являлись лошади да различного типа повозки, а вот электрические и "паровые дилижансы" впервые пришли на службу только в самом начале ХХ века, и произошло это в США. Самый первый полицейский автомобиль на электроприводе появился в штате Огайо. Это был фургон, под рамой которого были установлены электромотор и аккумуляторные батареи. Максимальная скорость составляла 25 км/ч, а на одной подзарядке он мог преодолеть почти 50 км. Электромобиль был оснащен гонгом, электрическим фонарем и носилками. А первым в мире заданием для него стал выезд для оказания помощи потерявшему сознание мужчине.
Кроме того, в конце 1900-х годов в крупных городах США полицейские управления с удовольствием пользовались паромобилями конструкции братьев Стэнли, которые можно было "раскочегарить" всего за десять минут, а одной заправки водой хватало для преодоления 80 км.
Само же понятие "полицейский автомобиль" сложилось лишь к концу 20-х – началу 30-х годов, когда машины окончательно стали неотъемлемой частью любого полицейского подразделения. Однако поначалу полицейские автомобили практически ничем не отличались от своих серийных гражданских "собратьев" – ни внешне ни внутренне, не имея никаких современных атрибутов полицейского автомобиля, кроме регистрации в том или ином учреждении. Тем не менее со временем они начали "обрастать" всевозможными специальными средствами, которые во многих странах принято называть "полицейским пакетом".
Какие же сегодня можно встретить автомобили силовых структур? Ответить на этот вопрос непросто по причине его объемности. Типов полицейских автомобилей множество, и разрабатываются они в зависимости от выполняемых задач, привязке к тому или иному силовому ведомству, территории использования, да и просто согласно сложившимся стереотипам в каждом государстве. Соответственно, в "полицейские автомобили" превращают любые транспортные средства – легковые и грузовые автомобили, мини-вэны и фургоны, автобусы и даже бульдозеры, не говоря уже о мотоциклах, велосипедах и даже… скейтбордах с роликовыми коньками.
За основу "силовых" автомобилей, как правило, берутся серийные модели автопроизводителей или же шасси коммерческого автотранспорта для производства армированных машин для проведения специальных операций при освобождении заложников, массовых беспорядках и ликвидации незаконных вооруженных формирований, которые часто фактически представляют собой городские танки, разве что без пушек. Изменения же серийного экземпляра начинаются в первую очередь с установки более мощных двигателей.
Как правило, в США и странах Западной Европы для автомобилей быстрого реагирования используют бензиновые пяти-, восьмицилиндровые силовые агрегаты объемами 3,0–5,0 л, способные развивать 200–225 л. с. и разгоняться до 250 км/ч. А вот машины, которые не собираются участвовать в "гонках", оборудуют более экономными двухлитровыми турбодизелями. Более мощные двигатели устанавливали на милицейские автомобили и в советскую эпоху и в наше время, правда, в милиции не очень любят распространяться на эту тему. Кроме того, в обязательном порядке усиливают подвеску, устанавливая более мощные шаровые опоры и рулевые наконечники, тормоза, увеличивают радиатор и так далее, а также увеличивают мощность электрической системы, для бесперебойной работы спецсигналов, компьютера и другой электроники. Обычно конечная стоимость такого модернизированного автомобиля вырастает более чем в полтора раза, по сравнению с исходным серийным экземпляром.
Кроме изменений в технической части, в полицейском автомобиле предусматривается и возможность установки специфического оборудования и перевозки спецсредств. Одной из самых главных таких единиц снаряжения является радио-станция для связи с отделением полиции. Она монтируется на специальную, отличную от серийной, приборную панель, куда также выносятся кнопки управления сиреной и "мигалками". В ней также предусматриваются отдельные крепления с замками для фиксации винтовки для экстренных случаев, фонаря, наручников, а также компьютеров, которые связаны беспроводным способом с центральным терминалом полицейского департамента.
Обязательным атрибутом является также и видеокамера, "смотрящая" сквозь лобовое стекло и фиксирующая все происходящее в течение дежурства.
Интересный факт: офицеры полиции часто вынуждены покидать салон, а поскольку специального водителя у них не предусмотрено, и каждый раз закрывать-открывать автомобиль некогда и неудобно, придумали интересную систему. Она позволяет оставить двигатель работающим без ключа в замке зажигания. С помощью такого хода вырабатывается достаточно энергии, без расходования аккумулятора, для работы всей электроники – от освещения до компьютера. Однако неожиданно угнать автомобиль не получится – двигатель выключится, если злоумышленник снимет "ручник" или нажмет на педаль. Поехать можно будет, только если повторно вставить ключ в замок зажигания.
А вот дальнейшее "дооборудование" зависит от того, какие задачи будет выполнять автомобиль. Основным и самым распространенным типом полицейского автомобиля в большинстве стран является патрульная машина.
Ее предназначение – перевозка патрульных офицеров по вверенной для дежурства территории, реагирование на поступающие вызовы из диспетчерской, а также, в большинстве случаев, доставка в полицейский участок задержанных. Поскольку основная задача – контроль за соблюдением общественного порядка, это самое "общество" должно легко распознавать патрульные автомобили. Поэтому они имеют яркую раскраску и усиленную светозвуковую сигнализацию.
Как правило, для патрулирования используют легковые автомобили и мини-вэны. Любопытный факт: поскольку на Западе патрульный наряд состоит из одного-двух офицеров, то автомобили имеют в салоне решетку, которая позволяет безопасно перевозить задержанного на заднем сиденье. В Украине же патруль состоит минимум из трех милиционеров, поскольку водитель не имеет права покидать салон. Поэтому решетка не нужна – третий патрульный, сидящий сзади, всегда присмотрит за нарушителем. А вот если необходимо произвести арест большего числа людей, вызывают специально оборудованный транспорт со специальным закрытым отсеком позади задних сидений.
Еще одним распространенным типом является автомобиль дорожной полицейской службы, или же украинской ГАИ, в задачи которой входит контроль за соблюдением правил движения. В США и Европе, располагающими высокоскоростными магистралями, на данный вид дежурства заступают автомобили, как правило, скоростные и крупногабаритные.
Их особенностью также является наличие специального усиленного бампера, который при погоне помогает с помощью маневров-столкновений безопасно "сдвигать" преследуемый автомобиль к обочине и принуждать его понемногу останавливаться. А также, в случае аварий, оперативно сталкивать с дороги разбившиеся автомобили.