Пожарные автомобили: цвета пламени
Огонь – это не только источник тепла, при неправильном отношении к себе он способен причинить немало проблем. От пожаров страдали во все времена, и общество все время искало способы предотвращения этого бедствия. Для борьбы с красным пламенем призвана бороться специальная служба, представители которой именуются пожарными. Пожарный – одна из самых героических и почитаемых профессий. Ежедневно ее представителям приходится рисковать собой, спасая жизни и имущество граждан от огня и стихийных бедствий. В этом им помогают удивительные техника и автомобили, совершенствование которых происходит от года к году.
Говоря о пожарной технике, нельзя не отметить тот факт, что, собственно, до XVII века понятия "пожарная охрана" не существовало. Люди боролись с огнем, как говорится, всем миром. Если загоралось какое-либо строение, то на выручку бежало все поселение или община. Об использовании каких-либо специальных принадлежностей можно также не говорить. Люди образовывали живую цепь, по которой передавали ведрами воду из колодца или близлежащего водоема. Кроме того, для предотвращения распространения огня ломали прилегающие строения, для чего использовались обыкновенные топоры, лопаты, багры, или накрывали их мешковиной и постоянно поливали водой.
С развитием городов и увеличением ущерба, причинявшимся пожарами, создание службы, которая отвечала бы за их тушение, и конструирование техники, которая эффективно бы помогала в этом, стало очевидным фактом. Главной задачей, стоявшей тогда перед конструкторами, была разработка устройства, подававшего воду под давлением. Так появились насосы – главный атрибут пожарных подразделений во всем мире.
Первые насосы были крайне несовершенны – дальность водяной струи не превышала 6 м, так что пожарным приходилось находиться в непосредственной близости от огня. Кроме того, такие устройства не были предназначены для всасывания воды из природных источников, поэтому приходилось транспортировать бочку, куда по мере необходимости доливалась вода из ведер. Все это также требовало больших затрат ручного труда. Так, для обслуживания одной такой установки могло быть задействовано до 50(!) человек.
Для перевозки бочек и труб, по которым подавалась вода, использовались повозки различной компоновки. Например, на повозке насос размещали между сиденьем извозчика и бочкой. С появлением паромобилей стали использовать пароконные повозки, на которых устанавливалась большая бочка, инструментарий, а также находились места и для самих пожарных. Повозки имели большой диаметр колес и рессоры. Поначалу они изготавливались полностью из дерева, а позже стали добавляться и металлические элементы, что позволило повысить прочность и снизить вес экипажей. Немало внимания уделялось и раскраске. Повозки покрывали лаком, украшали резьбой и орнаментом. Однако в оформлении всех их объединяло одно: уже на рубеже ХХ столетия в окраске преобладали красные цвета, так до сих пор и использующиеся в оформлении современных пожарных автомобилей.
Наравне с конными пожарными экипажами использовались и паромобили, однако эксплуатация таких транспортных средств была крайне нерациональной – сложность конструкции, вес, который доходил до 5 тонн, а также время, затрачиваемое на подготовку парового насоса, на что иногда требовалось до 20 минут.
С изобретением автомобиля конструкторы бросили все свои силы на разработку пожарной версии этого транспортного средства. Первые пожарные автомобили начала ХХ века имели внешний облик конных экипажей, однако оснащались уже электродвигателем на аккумуляторных батареях, который служил как для передвижения самой машины, так и для питания насоса. На такие пожарные электромобили устанавливался насос, бочка на несколько сотен литров воды, катушка, на которую наматывалось несколько десятков метров рукавов, лестница и прочий инвентарь. Также предполагались места и для пожарных, а водитель сидел впереди на высоких козлах, как на конных экипажах. Батарея весила немало – почти 600 кг, но запаса энергии хватало автомобилю на преодоление 60 км со средней скоростью 20 км/ч. Повысилась и оперативность – теперь для подготовки насоса требовалось не более трех минут.
Однако разработка пожарных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания пока оставалась проблемой, в первую очередь, из-за того, что они были неэффективны для приведения в движение тяжелых пожарных обозов. Поэтому до начала 1910-х годов в автопарке пожарных частей находились преимущественно электро- и паромобили. Тем не менее инженерная мысль не стояла на месте, и постепенно пожарные автомобили с бензиновым двигателем вытеснили все остальные. Правда, в разных странах этот процесс занял разное время. Например, в СССР лишь к середине 1930-х годов стали появляться пожарные автомобили.
Сегодня различная специальная техника поражает воображение своим разнообразием – автонасосы, автоцистерны, насосно-рукавные автомобили, автолестницы и подъемники, автомобили газодымозащитной службы и специального тушения различной конструкции и компоновки. И это без учета другого вида транспортных средств – пожарной авиации, кораблей и поездов. Современный пожарный автомобиль – это настоящее боевое подразделение, готовое немедленно вступить в схватку с огнем.
Из-за своей специфики и функционального предназначения кузова для пожарных автомобилей изготавливаются отдельно и устанавливаются на шасси производителей грузовиков. Для того чтобы удешевить производство и не разрабатывать дорогостоящее шасси под отдельно взятый автомобиль, решающий специальные задачи, используется модульная система компоновки. То есть на одном и том же шасси можно, как в детском конструкторе, сложить автомобиль в соответствии с условиями его применения.
Одной из главной единицы пожарного расчета остаются автонасосы и автоцистерны. Это пожарные-универсалы, способные самостоятельно и автономно тушить пожар. Автоцистерна имеет емкость с водой, объем которой может доходить до 2 тыс. литров, бак для пенообразователя для борьбы с горящими нефтепродуктами. При сильных пожарах, для тушения которых требуется больше воды, используется автонасос, который может "подключаться" к внешним источникам – пожарным гидрантам или водоемам.
В наше время, когда городская инфраструктура стремится "вверх", не менее актуальными становятся выдвижные лестницы. В малоэтажной Западной Европе их длина, как правило, не превышает 30 м. Однако этого для высотных зданий явно маловато. "Потолком", куда пока может добраться пожарный, является высота в 110 м – такая лестница точно "дотянется" до 40-го этажа. Но такие экземпляры штучные, а потому проблема пожарной безопасности высотных зданий пока остается. Кстати, еще несколько лет назад в Киеве серьезно дискутировали по поводу строительства сверхвысотных зданий, то есть выше 25 этажей. Пожарные беспокоились, ведь их автолестницы поднимаются лишь на 50 м.
Кстати, есть весьма необычные автолестницы. В Швеции используется лестница, которая… самостоятельно добирается в нужное место. Дело в том, что часто пожарным автомобилям трудно "протиснуться" по узким переулкам и подворотням, чтобы добраться до места тушения. Поэтому такой спецавтомобиль останавливается в доступном месте и по направляющим спускает лестницу с кабиной, которые имеют собственное шасси. Далее эта конструкция, напоминающая причудливый планетоход, едет к месту пожара.
Из "самых-самых" пожарных автомобилей стоит отметить аэродромных "монстров". Это тяжелая, мощная и дорогостоящая пожарная техника. В ее задачи входит ликвидация пожаров, возникающих вследствие авиакатастроф. Их особенностью является большая скорость и хорошие вседорожные качества, ведь на летном поле дорог нет, а время реагирования, то есть начало тушения от момента загорания составляет две минуты. На крыше устанавливаются две "пушки". Одна "выстреливает" огнетушащий состав вверх на высоту до 20 м, а вторая одновременно разливает на летное поле пену, нейтрализуя разлитое топливо.
Технические характеристики наиболее "продвинутых" подобных пожарных автомобилей поражают. За специально разработанной кабиной для пожарных установлен силовой агрегат – V12 объемом 30 л, который развивает 1000 л. с. и 3500 Нм! Динамические характеристики этого 40-тонного восьмиколесного, язык не поворачивается назвать, автомобиля также неслабые – до 100 км/ч он разгоняется за чуть больше чем 20 с. К месту катастрофы он может подвезти 13,5 тыс. литров воды и 800 л пенообразователя, а "пушка" может выбрасывать воду на расстояние до 100 м. Стоимость такого "пожарного охранника" вполне соответствует его мощности – около 600 тыс. долларов США.
А вот в противовес аэродромным тяжеловесам для пожарной охраны лесов и заповедников используются легкие пожарные автомобили, или, как их еще называют, "лесные", основой для которых служат, как правило, различные вседорожники и пикапы. Конечно, по многим параметрам они уступают своим "полноразмерным" "собратьям" – небольшой кузов, насос, если и имеется, недостаточно мощный. Однако как раз благодаря своим габаритам и вседорожным качествам, такие автомобили могут оперативно прибыть на место возгорания и потушить огонь.
Для тушения локальных очагов возгораний в кузове как раз уместятся портативный переносной насос с запасом рукавов, спасательное оборудование и иногда даже небольшой бак с водой. Кстати, это, пожалуй, единственные из пожарных автомобилей, которые часто не оснащаются спецсигналами – в лесу они попросту не нужны. Примечательно, что некоторые производители таких пожарных вседорожников любят давать очень оригинальные названия своим моделям, например, "Дикая кошка", "Пума" или "Кролик Джек".
Говоря о пожарных автомобилях, нельзя не сказать несколько слов и об их различиях между странами. Например, в отличие от европейских машин, которые строятся на основе шасси грузовиков, американские пожарные автомобили изготавливаются с нуля и имеют специальные шасси, кабины и кузова. Их отличительной чертой является бампер, выдвинутый далеко вперед, и обилие хрома. Насос, как правило, размещается сразу за кабиной, а у отсека, где располагаются пожарные, отсутствует задняя стенка. Поэтому по традиции команда выбирается из автомобиля между кабиной и насосом. Также традиционно американские пожарные автомобили "обвешаны" массой "мигалок" и стробоскопов, отчего похожи на передвижную дискотеку, и оборудованы неповторимыми звуковыми спецсигналами, которые не используются на других спецавтомобилях.
Несправедливо было бы сказать, что пожарная служба занимается исключительно тушением пожаров. В большинстве стран на нее также возложены функции спасательной службы при ликвидации катастроф, возникающих по вине природы или человека. В этом плане примечательна история пожарной службы Украины. Ведь до начала XXI века пожарные находились в составе Министерства внутренних дел – традиция советского прошлого. И только в 2004 году пожарная служба была переведена в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям. И теперь работы у украинских пожарных прибавилось – они борются не только с огнем, но и выезжают на аварии, спасают тонущих граждан… Так что если увидите спешащий по улице автомобиль цвета пламени, знайте – это спасатели, которые торопятся помочь попавшему в беду человеку.