По дорогам Острова Свободы
Субтропики. Среднегодовая температура +26°С. Белые пески, бирюзовые воды Карибского моря и пальмы, склонившиеся над пляжами. Такое описание с фотографиями можно найти во всех каталогах туристических компаний, предлагающих отдых на Кубе.
Но, выйдя из аэровокзала международного аэропорта имени Хосе Марти, перед глазами предстает другая, совершенно неожиданная картина. Да, здесь пальмы величиной с 5-этажный дом, очень жарко, и менеджер туристической компании не обманул в своих рассказах, что кокосы валяются под ногами как каштаны в парках. Но при этом впечатляют не разительные отличия местного климата от нашего и не географическое положение, а атмосфера этой страны. Стоя с чемоданами на улице, создается ощущение, что самолет пролетел не через полмира над атлантическим океаном, а перенес во времени. Как минимум на 50 лет назад.
И виной тому не прически и не одежда местных жителей, а кубинский автотранспорт. Такие машины во всем мире можно встретить только на слете любителей ретро-автомобилей. А здесь они ездят по улицам.
Безусловно, несмотря на полувековой возраст, кубинцы любят своих железных коней. Но не привязанность или чувства объясняют то, что на улицах на один автомобиль XXI века приходится десяток середины прошлого, а обстоятельства…
Во времена репрессий и диктатуры Фульхенсио Батисте в сороковые-пятидесятые годы ХХ ст. для устранения политических противников кубинские власти активно прибегали к помощи американской мафии. Работы, похоже, было немало, и гангстеры осели на этом острове. Образ жизни определенных слоев населения превратил Кубу в центр развлечений и азартных игр. А оружие или большой автомобиль стали атрибутами каждого "мачо". Именно в то время на Кубе появилось столько дорогих американских автомобилей.
После революции (1953–1959 гг.), когда к власти пришел Фидель Кастро, Остров Свободы стал экономически отрезанным от всего окружающего мира. В США наложили на Кубу эмбарго: прекратились все продовольственные и промышленные поставки, в том числе и автомобильные. Собственной автопромышленности на Кубе никогда не было. И поэтому довольствоваться и беречь пришлось то, что осталось с дореволюционного времени. Во время братских отношений между руководителями СССР и Фиделем Кастро, дороги Кубы пополнились "жигулями", "москвичами" и "Волгами". Которые также станут еще одним удивлением для отечественного туриста.
После энергетического кризиса в конце 80-х годов ХХ ст., СССР и страны Восточной Европы перестали снабжать Кубу топливом. Вследствие чего цена одного литра бензина выросла до одного американского доллара. Для владельца какого-нибудь Buick 1948-го года каждая поездка стала недешевым удовольствием, ведь на преодоление 100-климетрового маршрута необходимо как минимум 20 литров горючего.
От того многие из экземпляров на сегодняшний день находятся в довольно хорошем состоянии. Эти машины могли бы даже заинтересовать коллекционеров в других странах мира. Но... закон запрещает продавать свое имущество иностранцам.
Да и внутри страны процесс купли-продажи – затея очень хлопотная и дорогостоящая. ВАЗ 2107, к примеру, обойдется в 11 тысяч долларов. Но, кроме денег, от соответствующих органов государственной власти необходимо получить специальное разрешение на покупку автомобиля.
Все это в целом сильно сказалось на транспортной системе в стране. Искалась альтернатива, разрабатывались новые виды перевозок. Это привело к тому, что кубинский транспорт теперь самый разнообразный и колоритный во всем мире. Здесь можно встретить рядом со старыми американскими автомобилями советскую технику 80-х годов, конную повозку, индийского рикшу и т. д. Кроме этого повсюду разъезжают грузовики, переделанные для пассажирских перевозок, а также самодельные такси, сконструированные из двух автомобилей. И все это рычит, гремит, гудит, а из-за опущенных стекол раздается музыка и громко перекрикиваются водители.
При этом общем шуме и кажущемся хаосе движение достаточно спокойное и выдержанное. Никто не хамит и не грубит, если слышишь в свою сторону крик, то это скорее приветствие, чем брань. Никаких отрицательных эмоций и стрессов. Все ездят исключительно с хорошим настроением. Хотя у автомобилистов есть одна немаленькая проблема – велосипедисты, цепляющиеся за транспорт в целях экономии своих сил. Особенно "облеплены" автомобили, едущие вверх по улице.
За пределами города можно наткнуться на другие странные и чуждые европейцу неожиданности. Во-первых, морские крабы, сотнями выползающие на дороги, а во-вторых, коровы, греющиеся на теплом дорожном асфальте. В дневное время суток это может показаться даже забавным, однако столкнуться ночью с крупным рогатым скотом чревато серьезными последствиями.
Автомобильные номерные знаки на Кубе отличаются друг от друга расцветкой, говорящей о принадлежности автомобиля. У частных владельцев номера желтые, у дипломатов черные, у чиновников голубые, а у прокуроров белые. Красные и синие используются специальными службами, зеленые – военными.
Туристические номера – коричневые, они прикрепляются на все машины, взятые в аренду. Цвета имеют определенные преимущества и ограничения. Автомобили с голубыми номерами имеют право на движение только с путевым листом, с указанным в нем маршрутом. Частные автомобили могут пользоваться всеми государственными сервисами технического обслуживания. Автомобили с черными и коричневыми номерами имеют некоторые льготы. Это в основном касается парковки в неположенном месте, превышения скорости, проезда через закрытые на ремонт зоны и т. д. Местных жителей за такие вольности штрафуют.
Документы на машину здесь никто не проверяет. Понадобиться они могут только в случае аварии или кражи автомобиля.
Дорожное покрытие хорошее только на автобане, который проходит на восток и запад от столицы. Также практически отсутствуют дорожные знаки и указатели. Станции по техобслуживанию встречаются редко.
Иностранному туристу, чтобы осмотреть все достопримечательности острова, необходимо будет подумать о транспортном средстве. Один из вариантов – аренда. Для этого необходимо иметь водительское удостоверение международного образца, кредитную карточку, стаж вождения не менее года и минимальный возраст 21 год. В оплату входит арендная стоимость и залоговый сбор.
Кубинский рынок Rent a car (аренда автомобилей) монополизирован четырьмя компаниями: Havanautos, Gavora, Transautos и Cubanacan. Цены у них довольно высокие, при этом назвать эти компании надежными и честными можно не всегда. Заказав определенный автомобиль из своей страны, нет гарантии, что по приезду можно будет получить именно его. В среднем оплата за один день составляет 45–50 у. е., страховка – 15 у. е. Залог везде одинаковый – 100 у. е. Автомобиль с шофером на восемь рабочих часов обойдется примерно в 100 у. е.
Перед тем как взять машину на прокат, следует внимательно осмотреть ее на наличие самых разных дефектов, включая мелкие вмятины и царапины. После, все эти недостатки обязательно необходимо вписать в договор, который заключает компания с клиентом. В противном случае, при возвращении автомобиля, могут заставить заплатить за все погрешности, к которым арендатор на самом деле не имеет никакого отношения.
В пунктах проката можно арендовать не только раритетные американские автомобили или советскую технику, но и современные машины. Они, как правило, расходуют меньше топлива, однако на них в несколько раз выше цена. Так что финансовые потери клиента в любом случае примерно одинаковые. Каждый решает сам, что ему выгоднее.
Движение на острове неплотное, спокойное, машин мало. Ездят, в основном, со скоростью не более 50 км/ч, поэтому кроме автомобиля можно спокойно брать в аренду велосипед или мотороллер. Прокат такого транспорта осуществляется проще, и соответствующий пункт есть при каждом отеле.
Арендная стоимость велосипеда в специализированных местах – один американский доллар в час. У местного жителя за эту же сумму, можно взять велотранспорт на целый день. Оставлять на улице их не рекомендуется, лучше заплатить 10 центов за специальную велосипедную стоянку.
Арендная стоимость мопеда варьируется от 20 до 30 у. е. в сутки. Полный бак бензина, которого хватит на 100 километров, обойдется в три доллара.
Если по каким-то причинам арендный транспорт не подходит, всегда можно воспользоваться муниципальным. На Кубе основным городским, как впрочем и междугородним, транспортом являются автобусы, переделанные из старых грузовиков, и ласково названые в народе camello (верблюд). В стране с каждым годом их парк уменьшается и становится более изношенным. Стоит одному такому автобусу появиться на остановке, как он сразу же набивается до отказа. Расписания движения нет. Маршруты зачастую не обозначены. Сamello делают остановки каждые четыре квартала. Чтобы такая поездка не стала неприятным приключением, лучше выбирать микроавтобус с четко ограниченными местами, стоимость которого в среднем 1-2 американских доллара.
Однако чтобы нигде не задерживаться и с легкостью перемещаться, все же лучше всего прибегнуть к самому распространенному транспорту в стране – такси.
В Гаване существует три монопольные государственные службы туристического такси. Одна из них Cubanacan, автомобили которой являются самыми комфортабельными. Вторая служба – Tourist taxi, в ее автопарке находятся в основном малолитражки. Последняя Panataxi, которая является самой дешевой, располагает ВАЗами.
Еще существуют официальные мини-такси, на базе обыкновенного мотороллера. Такому агрегату под силу перевезти за раз трех человек, правда, среднего тело-сложения и без дорожных сумок.
Для небольших расстояний, при желании просто прокатиться по пляжам или старым улочкам, достаточно обойтись велорикшей, которого в больших и курортных городах можно поймать на любом перекрестке.
Если есть желание ощутить на себе кубинский колорит полностью, обязательно необходимо прокатиться на раритетных такси-попутках. Ведь такая поездка позволит с головой окунуться в неповторимую атмосферу Кубы.