Paris-Dakar: только для сильных духом
"Эх, красота-то какая", – говорил, наверное, в 1977 году французский мотогонщик Тьери Сабин, заблудившись в песках Ливии, на ралли-рейде Абиджан-Ницца. Несмотря на то, что его блуждания по пустыне продолжались три дня, за которые он порядком обессилел и истощал, пустыня негативным образом не отложилась в его памяти. Наоборот, через год он вернулся сюда снова, и не один, а притянув сотню коллег по автомотоспорту. В 1978 году стартовал первый, самый знаменитый и самый сложный на сегодняшний день ралли-рейд Париж-Дакар, участие в котором во многом схоже с теми приключениями, которые пережил его организатор.
За время существования ралли-рейда менялись пилоты, страны, через которые проходил "Дакар", места старта и финиша, из-за чего ралли потеряло название столицы Франции в имени гонки, расстояния, но ни в коем случае не интерес к этому состязанию. Желающих всегда было большое количество. Рекордным оказался 1988 год. Тогда из Парижа стартовало 603 экипажа. В среднем, ралли-рейд "Дакар" длится около двух недель. Один день – один спецучасток. Общая протяженность трассы приблизительно равна 6000 км. Европейские спецучастки короче африканских. Если первые могут составлять около 300 км, то вторые порой достигают 1000 км. Кроме того, следует учесть, что треть пройденного маршрута – это перебазировка к новым стартовым линиям, а это тоже время, силы и, в конце концов, постоянная нехватка отдыха, простого сна.
В этом году дистанция составляет 9273 км, из которых 3537 км трассы для передислокации и 5736 км необходимо преодолевать в боевом режиме. Ралли-рейд "Дакар" всегда проводится в первых числах января. Выбор первого месяца зимы никак не связан с всеобщим понижением температуры. В этот период года на трассе днем спортсменов сопровождает жара, которая может доходить до отметки 50 градусов, а ночью – мороз. Даты определились случаем. Это было единственное время, когда дни не были заняты другими автомобильными соревнованиями. Учитывая то, что спортсмены начинают гонку на одном материке, а заканчивают ее на другом, то можно не объяснять, что участки отличаются не только протяженностью, но и разным по сложности дорожным покрытием. Спортсменам предстоит столкнуться почти со всем, что выдумала матушка природа и не только. Речные броды, болота, скалы, песок, были даже минные поля – все это составляющие "Дакара".
Самыми сложными являются пески Мавританских участков. Их протяженность около 600 км. Здесь с дистанции обычно сходит чуть ли не треть желающих покорить пустыни. Этот участок наполнен дюнами, иногда достигающих 200-метровых высот, которые, если не заметить, как они заканчиваются, становятся трамплинами. Разумеется, приземление может закончиться очень плачевно, как для техники, так и для самого пилота. Здесь же поджидают и зыбучие пески, где остановка приведет к тому, что автомобиль уйдет колесами в них, как под воду. А это может грозить не только потерей времени или сходом с дистанции, но и знакомством со всеми прелестями местной природы. Змеи, скорпионы или какое-нибудь насекомое, переносящее малярию или СПИД, здесь не редкость.
Чаще всего до финиша добирается менее половины стартовавших. Причиной не явки на финише может быть не только техника, которая не выдерживает нагрузок, но и сам экипаж. Начиная с третьего дня гонки, строи начинают редеть из-за недостаточной физической подготовки экипажей, сдают и нервы. Кроме того, пески, жара и прочие природные издержки это не весь перечень проблем, сопровождающих участников. Помешать добраться до финиша могут и вооруженные бандиты, которых в этой местности не мало, и они не меньше спортсменов ожидают это событие, дабы полакомиться дорогой техникой.
Можно долго продолжать приводить примеры того, что ожидает спортсменов на пути к победе. Но ничто так не пробирает, как суровая статистика этого соревнования. За всю свою 29-летнюю историю ралли-рейд "Дакар" забрал жизни 50 человек. В этом году участие будет более безопасным. Трассы для мотоциклов, внедорожников и грузовиков будут разделены. В отличие от классических ралли-рейдов, трасса рейда "Дакар" не описана подробно. Даны лишь некоторые ориентиры, по которым спортсменам и суждено добираться до финиша. В этом году их еще и ограничат в возможности пользоваться навигационными средствами GPS, возвращая тем самым всю авантюрность первых гонок. Штурманам придется не сладко. В их распоряжении только компас и карта.
Отправиться на покорение пустыни могут, как профессионалы, так и любители. Последние такой возможностью пользуются с огромнейшим желанием. 80% участников это не профессиональные автогонщики. В пустыне за руль раллийных автомобилей садились даже актеры и певцы. Ведь одно участие в ралли-рейде рядом с именитыми спортсменами приносит небывалое чувство. И раллийная поговорка: "кто стартовал, тот участвовал" – очень подходит в данном случае. Участники делятся на следующие классы. Класс "Мото" – здесь все ясно из названия, в этом классе борются мотоциклисты.
"Т2" или "production" – класс, в котором допускается лишь незначительное изменение заводской конструкции, в основном это касается подвески. Разрешена установка колес другой размерности, усиленных элементов подвески, изменение жесткости амортизаторов (по желанию можно установить даже дополнительный). Позволяют устанавливать средства безопасности: каркас, систему пожаротушения и, конечно же, специальные ремни и кресла. В остальном автомобиль изменять запрещено. Этот класс собирает больше всего любителей. Так что, если есть желание – то и все карты в руки. Для участия в соревновании необходимо иметь 12 000 евро для взноса (на каждого члена команды) и подготовленный в соответствии с правилами FIA автомобиль.
Класс "Т1" или "super production" позволяет менять все, вплоть до конструкции шасси. Эти автомобили носят названия действующих серийных моделей, но на самом деле они очень от них далеки. Чаще всего этим оригинальным моделям больше подходит название "багги", так как они имеют такую же рамную конструкцию, хотя ограничение все же есть. Автомобиль не должен весить меньше 1750 кг. Бензиновые двигатели, устанавливаемые на такие версии, чаще всего развивают мощность около 280 л. с., дизельные – 220 л. с.
Следующая, наиболее захватывающая группа – "Т4". Здесь участвуют грузовики, массой свыше 3,5 тонн. Кроме того, эти классы делятся и на подклассы: бензиновые и дизельные. Первым запрещено использовать турбонаддув. Пит-стопов в пустыне нет, равно как и заправок. Поэтому, обязательным требованием организаторов является 500-литровый бак для топлива. В этом году ралли-рейд "Дакар" стартует 5 января из столицы Португалии – Лиссабона. Впервые за всю историю "Дакара", на тридцатой юбилейной гонке среди 42 команд будет представлена и украинская команда – Optima Leasing Ukraine. Наши участники отправятся покорять пески на автомобиле в классе "super production" ("Т1"). Остается пожелать удачи нашим соотечественникам, чтобы первый блин не оказался комом.