Opel Astra GTC, Volkswagen Scirocco и Volvo C30: хетчбэки с душой купе
Кризис наложил отпечаток на украинский авторынок, и его последствия ощутимы до сих пор. Особенно это заметно в сегменте спортивных моделей: их предложение заметно сократилось. Конечно, у нас доступны дорогие и мощные купе, но моделей подешевле сейчас гораздо меньше. Претерпел изменения этот класс и за рубежом. Теперь спортивные модели нередко берут в качестве единственного автомобиля в семье, а поэтому они должны быть не только быстрыми, но и практичными. Вот почему появляются трехдверные хетчбэки-купе вроде Opel Astra GTC, Volkswagen Scirocco и Volvo C30.
Opel Astra GTC - самый новый в этой тройке, его представили в прошлом году. Он выглядит гораздо динамичнее стандартного пятидверного Astra, прежде всего, благодаря аркообразной линии крыши. Хромированная решетка радиатора по бокам окружена узкими фарами. Большой воздухозаборник в бампере напоминает улыбку. Капот хетчбэка слегка профилирован, а боковины украшены изогнутыми штампованными линиями. Задние крылья серьезно расширены. На крыше размещен большой спойлер, а заднее стекло - панорамное. Узкие фонари визуально расширяют "корму".
Volkswagen Scirocco создан на платформе хетчбэка Golf, но внешне родство незаметно. Дизайн получился довольно грозным, что заметно по хищным, прищуренным передним фарам и широкой "пасти" воздухозаборника в бампере. В профиль автомобиль выглядит атлетично и подтянуто благодаря небольшим свесам кузова, вздымающейся оконной линии и толстым задним стойкам крыши. Овальные фонари разнесены по углам кузова, что дает возможность выделить широкие "плечи" Scirocco. Верхнюю кромку третьей двери венчает спойлер.
Volvo C30 - долгожитель: его выпускают с 2007 года, но недавно модель прошла обновление. На фоне соперников он выглядит элегантнее и утонченнее. Фирменная решетка радиатора Volvo, разделенная диагональной полосой, обрамлена хромом. Она является своеобразным продолжением капота. Раскосые передние фары растянуты на крылья. Весьма оригинально смотрится задняя часть. Третья дверь полностью прозрачная, а сверху на ней установлен небольшой спойлер. L-образные фонари в стойках крыши подчеркивают расширенные задние крылья.
Opel несколько больше двух других хетчбэков: достигает 4466 мм в длину против 4256 мм у Volkswagen и 4252 мм - у Volvo. Колесная база Astra GTC достигает 2695 мм, у С30 - 2640 мм, а у Scirocco - 2578 мм. Volkswagen несколько легче конкурентов: он весит 1285 кг, тогда как Volvo - 1327 кг, а Opel - 1393 кг.
Внутри Astra GTC господствует традиционный стиль Opel. Передняя панель выполнена обволакивающей, установлено и знакомое трехспицевое рулевое колесо, обшитое перфорированной кожей в районе хвата рук. Подсветка салона - эмоциональная, красная. Циферблаты приборов размещены в отдельных колодцах с хромированными ободками, а их шкалы выполнены в классическом стиле. Узкая центральная консоль немного наклонена и обрамлена серебристыми вставками. Клавиш блоков аудиосистемы и климат-контроля весьма много и сгруппированы они очень тесно, поэтому привыкание к ним займет некоторое время. Внутри довольно много отделений для мелкой поклажи - бокс в подлокотнике, вместительный "бардачок", ящик под креслом переднего пассажира. Передние сиденья весьма комфортабельные, но вместе с тем неплохо удерживают спину. Нужно учитывать, что небольшое заднее стекло ограничивает обзорность при парковке.
В салоне Scirocco на первом месте рациональный подход. Крупные спидометр и тахометр выглядят весьма лаконично, но их показания отлично считываются. Клавиши на компактной центральной панели хорошо упорядочены и четко отделены друг от друга, поэтому с ними нетрудно разобраться. Особенно удобны круглые переключатели блока климатической установки. Впрочем, присутствуют и яркие детали. Спортивное колесо обшито кожей, а его обод снизу плоский. В районе хвата рук предусмотрены специальные наплывы. Очень необычно выглядят треугольные дверные ручки. Передние сиденья упругие, но их профилированные спинки обеспечивают хорошую боковую поддержку. Диапазон регулировок у них и у рулевой колонки весьма широкий. Посадка весьма высокая, по меркам спортивной модели, что обеспечивает неплохую обзорность вперед и по сторонам.
Если заглянуть в салон С30, то на ум сразу приходят мысли о скандинавском прагматизме. Трехспицевое рулевое колесо знакомо по седану Volvo S40. Циферблаты приборов украшены широкими серебристыми вставками. Внутри спидометра - указатель остатка топлива в баке, а в тахометре установлен датчик температуры двигателя. Экран бортового компьютера довольно небольшой, поэтому шрифт надписей на нем мелковат. В стиле многих Volvo центральная панель очень тоненькая, за ней даже предусмотрено небольшое отделение для мелкой поклажи (оно весьма кстати, ведь перчаточный ящик не самый большой). Клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля небольшие, но очень удобно сгруппированы. Передние сиденья C30 - самые комфортабельные в этой тройке, но немного больше боковой поддержки им не помешало бы. Обзорность во всех направлениях очень хорошая.
В отличие от соперников, Opel - пятиместный автомобиль. У С30 и Scirocco салон сужается сзади, поэтому места на втором ряду достаточно лишь для двоих. В Astra GTC также довольно щедрое пространство для ног сзади, но места над головой несколько меньше, чем в Volkswagen. А вот у Volvo задние пассажиры почувствуют себя наиболее стесненными: если спереди сядут люди ростом 180 см, то на втором ряду удобно будет разве что детям. У С30 и самый маленький багажник - 251 л против 312 л у Scirocco и 380 л - у Astra GTC.
В сравнительном тест-драйве участвуют версии приблизительно одинаковой стоимости - Opel Astra GTC 1,4 Enjoy, Volkswagen Scirocco 1,4 и Volvo C30 2,0 Kinetic. Все они оснащены электроприводами стеклоподъемников и зеркал заднего вида, магнитолой с CD-проигрывателем, бортовым компьютером, 6 подушками безопасности и системой стабилизации. Volvo и Opel укомплектованы несколько богаче: у них предусмотрены климат-контроль (у Scirocco - механический кондиционер) и круиз-контроль. Кроме того, Astra GTC получил датчики освещения и дождя, подогрев передних сидений и адаптивные биксеноновые фары.
Все три хетчбэка оснащены бензиновыми четырехцилиндровыми двигателями. Мотор Opel объемом 1,4 л оснащен турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Он развивает 140 л. с. при невысоких 4900 об/мин и весьма быстро набирает обороты. Вместе с тем "четверка" довольно эластична, ведь максимальные 200 Н·м крутящего момента доступны в широком диапазоне оборотов - 1850-4900 об/мин. Но нужно учитывать, что она весьма шумная, что особенно ощутимо при разгоне. С 6-ступенчатым "автоматом" Astra GTC способен достичь 100 км/ч за 10,3 с и развить 200 км/ч. Расход топлива достигает 9,1 л/100 км в городском цикле и 5,5 л/100 км - в загородном. В Украине хетчбэку также доступны бензиновые двигатели объемом 1,4 л (100 и 120 л. с.), 1,6 л (180 л. с.) и 1,8 л (140 л. с.).
Под капотом Scirocco также 1,4-литровая "четверка", но она мощнее, чем у Opel - 160 л. с. при 5800 об/мин. Помимо непосредственного впрыска и турбонаддува она оснащена еще и механическим нагнетателем. Он подключается с малых оборотов и нивелирует турбояму. Затем примерно с 1500 об/мин к нему присоединяется и турбина, что сопровождается приливом тяги. Максимальный крутящий момент очень щедрый - 240 Н·м. Volkswagen демонстрирует лучшую в этой тройке динамику - 8,0 с до 100 км/ч и максимальные 218 км/ч. Способствует такому результату и 7-ступенчатая трансмиссия с двумя сцеплениями DSG, демонстрирующая молниеносные переключения передач. К тому же, Scirocco наиболее экономичный: расходует 8,0 л/100 км в городе и 5,4 л/100 км - на трассе. Также Volkswagen можно оснастить 2,0-литровым 200-сильным турбомотором.
В отличие от соперников двигатель С30 - атмосферный и оснащен обычным распределенным впрыском топлива. Его рабочий объем - 2,0 л, а мощность - 145 л. с. при 6000 об/мин. Он не столь тяговит, как моторы Volkswagen и Opel, ведь пик крутящего момента (185 Н·м) достигается при высоких 4500 об/мин. А это значит, что "четверку" нужно раскручивать, чтобы добиться хорошей динамики. Зато она работает гораздо тише и более плавно. Хетчбэк разгоняется до 100 км/ч за 9,7 с, а его максимальная скорость - 205 км/ч. Хорошо проявляет себя и трансмиссия с двумя сцеплениями Powershift. Она, как и двигатель, разработана совместно с Ford. Пусть "аппетит" у Volvo несколько больше (11,3 л/100 км в городском цикле и 6,4 л/100 км - за городом), но зато мотор менее чувствителен к качеству топлива. С30 также предлагают с 2,0-литровым 150-сильным турбодизелем.
Opel обеспечивает уверенную управляемость, хотя спортивных ноток в ней может показаться недостаточно. Рулевое управление автомобиля точное и наполненное тяжестью, но ему явно не хватает информативности. Недостаточная поворачиваемость проявляется редко, а широкая колея способствует хорошей устойчивости в поворотах. Хетчбэк получил технологию HiPer Strut - поворотные кулаки передней подвески, позволяющие побороть эффект паразитного силового подруливания при резком старте. Но задняя подвеска Astra GTC полузависимая и не всегда справляется с выбоинами. Зато крены в поворотах не слишком большие.
Volkswagen, пожалуй, самый увлекательный в управлении. Сцепление с дорогой отличное и в виражах автомобиль уверенно держит траекторию. Поворачиваемость близка к нейтральной благодаря неплохому распределению веса по осям. Руль Scirocco острый, очень точный и весьма информативный. Конечно, подвеска короткоходая и в меру упругая, а у 17-дюймовой резины низкий профиль. Однако по-настоящему ощутимы лишь серьезные дорожные неровности. Зато низкий центр тяжести помогает побороть нежелательные движения кузова в поворотах. Также следует отметить неплохую шумоизоляцию салона.
Ходовая Volvo больше, чем у соперников настроена на комфорт. Подвеска хетчбэка несколько мягче, да и колесные диски у него поменьше (16-дюймовые). А это значит, что на дорогах плохого качества выбоины будут меньше беспокоить. Правда, кузов и кренится несколько больше, чем у Volkswagen или Opel. Руль С30 довольно легкий, но он не всегда дает отчетливо понять, где находятся передние колеса. Зато хетчбэк неплохо маневрирует и имеет наименьший в этой тройке диаметр разворота - 10,6 м против 11,0 м у Scirocco и 11,4 м - у Astra GTC. Volvo неплохо чувствует себя и на прямых шоссе. Курсовая устойчивость и сцепление с дорогой у него на высоте, а в салоне тихо благодаря качественной звукоизоляции.
Самый доступный среди трех хетчбэков - Opel Astra GTC 1,4 Enjoy, он стоит 32 700 у. е. Преимущества модели - просторный багажник и богатое оснащение. Volkswagen Scirocco 1,4 оценили в 34 125 у. е., его сильные стороны - динамика и управляемость. Volvo C30 2,0 Kinetic несколько дороже соперников - 35 000 у. е., он привлекает комфортом езды.