Opel Ampera: транспорт будущего
После процедуры банкротства и реорганизации концерн General Motors сменил приоритеты. Конечно, в его модельном ряду остались и тяжелые пикапы, и мощные заднеприводные модели с V8 под капотом, не увядает и знаменитый Chevrolet Corvette. Но вместе с ними появляется все больше компактных автомобилей и применяются современные экологические технологии. Одной из главных новинок должен стать электромобиль Chevrolet Volt: его даже называют самой значимой моделью в истории концерна. Для Европы предложат несколько иной автомобиль – Opel Ampera.
Как и Volt, Ampera оснащен бензиновым и электрическим двигателями, но не является традиционным "гибридом". Все дело в том, что его 1,4-литровый мотор приводит в движение не колеса, а лишь генератор и питает электричеством электродвигатель. В General Motors такой тип автомобиля назвали E-REV (Extended-Range Electric Vehicle – электромобиль с увеличенной дальностью пробега). Ampera – автомобиль немаленький, достигает 4404 мм в длину, а его колесная база – 2685 мм. Ширина равна 1798 мм, а высота – 1430 мм. В основе автомобиля – платформа, которую используют Opel Astra последнего поколения и Chevrolet Cruze. Однако из-за тяжелых аккумуляторных батарей (их масса – 180 кг) его вес составляет 1700 кг. Специально для Ampera разработали и 17-дюймовые шины с низким коэффициентом сопротивления качению.
Дизайн хетчбэка продиктован аэродинамикой, поэтому весьма лаконичный. Ampera выделяется благодаря чистым линиям кузова и наклоненным под большим углом передним стойкам крыши. Вся оптика – естественно, светодиодная, ведь на счету каждый киловатт-час электроэнергии. Особенно оригинально смотрятся передние фары в виде бумеранга. Фальшрадиаторная решетка выполнена в фирменном стиле Opel и декорирована хромом. А в бампере расположили широкий трапециевидный воздухозаборник. Оригинально выглядит и задняя часть с дополнительной стеклянной вставкой, улучшающей обзор назад. Прохождение воздуха под днищем автомобиля оптимизирует диффузор.
Внутри хетчбэк декорирован черным пластиком с ярко-красными вставками, а дверные панели украшены оригинальной графикой. При работе над салоном стилисты наверняка взяли в качестве образца популярный МР3-плеер iPod. По крайней мере, центральная консоль с лакированным пластиковым покрытием и сенсорными переключателями аудиосистемы и климат-контроля очень напоминает его по стилю. Сверху выдвигается 7-дюймовый жидкокристаллический экран с меню мультимедийной системы. Второй монитор заменил собою приборную панель: он показывает и скорость, и уровень заряда аккумуляторов, и запас хода. Кроме того, на нем размещен индикатор экономичного вождения: если автомобиль едет эффективно, датчик – зеленый, а при более активной езде становится желтым или красным.
Трехспицевый руль – мультифункциональный: на нем установлены кнопки управления телефоном и круиз-контролем. Водительское сиденье регулируется по высоте с помощью электропривода, а вот уровень наклона спинки изменяется вручную. Между креслами – оригинальный подковообразный селектор трансмиссии и два подстаканника. Автомобиль является четырехместным – сзади размещены два кресла, разделенные консолью с подстаканниками. Поскольку аккумуляторные батареи размещены в днище под задними сиденьями, то место здесь несколько ограничено. Из-за этого задние кресла расположены выше, чем передние, поэтому места над головой немного. Не слишком много и пространства для ног – на уровне модели В-класса, хотя, исходя из размеров Ampera, его можно причислить к самым большим представителям С-класса. По вышеупомянутой причине ограничен и объем багажника – 301 л.
Комплектация Opel Ampera включает электропакет, климат-контроль, подогрев передних сидений, круиз-контроль, связь Bluetooth и магнитолу с CD-плеером. Скорее всего, хетчбэк получит и 6 подушек безопасности, и антиблокировочную систему тормозов ABS, и систему стабилизации ESP с функцией контроля сцепления Traction Сontrol. А навигационная система напоминает водителю, насколько далеко он находится от дома, и хватит ли заряда аккумуляторов на обратный путь.
Traction Сontrol автомобилю действительно нужен, ведь особенность электродвигателей в том, что максимальный крутящий момент доступен с минимальных оборотов. У Ampera он равен 370 Н•м, а максимальная мощность – 150 л. с. Процедура запуска мотора проста: нужно нажать кнопку стартера и выбрать положение D в коробке передач. Человек, незнакомый с подобной техникой, удивится – автомобиль двигается бесшумно. Даже на 130 км/ч слышен лишь шум ветра и шин. Под рукой огромный запас тяги, поэтому разгон весьма впечатляющий. Ampera по динамике не уступает Opel Insignia с V6 под капотом – разгон до 100 км/ч занимает 8,5 с. Максимальная скорость ограничена на отметке в 161 км/ч. Со столь большим крутящим моментом хетчбэк не нуждается и в многоступенчатой трансмиссии. Если же хочется еще более спортивной езды, то нажатием кнопки можно перейти в спортивный режим и кратковременно увеличить производительность двигателя на 20 %.
Ахиллесовой пятой всех электромобилей являются их батареи, которые нуждаются в очень частой подзарядке. У Ampera источник питания состоит из 220 литий-ионных аккумуляторов, сгруппированных в Т-образный блок. Заряда достаточно, чтобы преодолеть 64 км. Этого должно хватить 80 % водителей, которые по статистике преодолевают ежедневно не более 50 км. Пополнить его можно за 3,5 часа от стандартной 220-вольтной сети. В Opel рекомендуют ставить автомобиль на подзарядку ночью, ведь тогда уменьшается нагрузка на электросеть города. Батарея – долговечная, способна выдержать 6000 циклов зарядки.
Но что делать, если за день нужно проехать больше 64 км? Тут вступает в свои права 1,4-литровый бензиновый мотор-генератор. Его 71 л. с. вполне хватает, чтобы стать маленькой электростанцией. Двигатель, как правило, работает в диапазоне 1000–1600 об/мин, и только на крутых подъемах раскручивается до 4000 об/мин, поэтому нагрузка на него не слишком сильная. Он сразу дает знать о себе звуком, а на экране приборной панели появляется индикатор расхода топлива. Он равен 4,7 л/100 км, а запас хода при этом увеличивается на 483 км. В бак можно заливать как бензин, так и этанол Е85. Уровень выбросов СО2 равен всего 40 г/км, что примерно в 2,5–3 раза меньше, чем у гибридных моделей.
Поскольку аккумуляторы размещены в днище около задней оси, то у автомобиля низкий центр тяжести и неплохое распределение веса. Вот почему он демонстрирует нейтральную поворачиваемость. Руль с электроусилителем очень легкий. Подвеска автомобиля достаточно жесткая, тем не менее в скоростных поворотах он демонстрирует ощутимые крены кузова. Интересно, что Ampera очень быстро замедляется, если отпустить педаль акселератора – электромотор в этом случае исполняет роль генератора и подзаряжает аккумуляторы. Но для более резкого замедления все же нужно нажать на педаль тормоза.
Продажи Opel Ampera должны стартовать в 2011 году. В Европе автомобиль будет стоить около 30 тыс. евро, но лишь в тех странах, где правительства обещают компенсировать часть стоимости. Эта скидка как раз покроет цену дорогой батареи (около 7 тыс. евро). Однако владельцы смогут сэкономить при эксплуатации. Если ежедневно ездить только на электромоторе, то один километр будет стоить 2 евроцента. Бензиновая модель аналогичных размеров обойдется в 12 евроцентов за километр. Таким образом, за год можно сэкономить сумму, равную примерно 3000 евро или 1900 л бензина.