"Окрыленные" автомобили
Развитие автомобильной и авиационной техники началось приблизительно в одно время. Оба этих вида транспорта популярны, как в автомобилях, так и в самолетах применяются самые современные технологии. Но что будет, если объединить их в одно транспортное средство. Этим вопросом не раз задавались многие изобретатели, желавшие создать летающий автомобиль. Порой конструкции получались весьма замысловатыми и оригинальными.
Впервые концепцию автомобиля, способного не только ездить, но и летать, озвучил известный американский авиаконструктор Гленн Кёртисс еще в 1917 году. И даже создал прототип Aerocar – обычный биплан с колесами от легковой машины. Однако его испытания закончились провалом. Впрочем, идея Кёртисса стала очень популярна, прежде всего, в США и у него нашлись последователи. Первым успешным летающим автомобилем стал Autogiro Company of America AC-35, совершивший свой полет в 1936 году. Он представлял собой автожир (гибрид самолета и вертолета) со складывающимися лопастями винта. АС-35 вмещал двоих людей и имел небольшой багажник. Двигателя мощностью 90 л. с. хватало, чтобы развивать 120 км/ч в воздухе и 40 км/ч на земле.
В 1937 году также построили Waterman Aerobile – «бесхвостый» летательный аппарат со съемными крыльями и двигателем Studebaker, вращающим толкающий винт. Выпустили пять Aerobile, а свою жизнеспособность они доказали, совершив перелет из Калифорнии в Огайо.
По схожей схеме выполнили и Fulton FA-2 Airphibian, впервые взлетевший в 1946 году. С виду это был обычный самолет, но при надобности его хвост и крылья отсоединялись, а кабина с двигателем превращалась в автомобиль. Собрали четыре Airphibian. Более практичным оказались Convair Model 116 и Model 118 1946 года. По сути, это были обычные автомобили, к которым вручную крепился специальный модуль, состоявший из авиадвигателя с пропеллером, крыльев и хвостового оперения. А Taylor Aerocar 1949 года перевозил крылья на специальном прицепе. Aerocar с 5,2-литровой 143-сильной оппозитной «четверкой» развивал 190 км/ч в полете и 100 км/ч – на дороге. Поначалу планировали выпустить 500 таких автомобилей, но из-за финансовых проблем собрали лишь шесть.
Опыты по созданию летающих автомобилей продолжались до середины 60-х годов. Эту идею всерьез изучали даже автогиганты вроде концерна Ford Motor Company. Однако постепенно от нее начали отказываться в силу развития вертолетов. К тому же, в те времена техника была не самой надежной, и ее отказ был чреват аварией. Падение даже небольшого летательного аппарата на переполненную людьми городскую улицу могло привести к трагическим последствиям.
О старой идее активно заговорили на рубеже тысячелетий, когда очень актуальной стала проблема загруженности больших городов машинами. В наши дни многие конструкторы рассматривают летающий автомобиль, как средство борьбы с «пробками». Он сможет ездить по дорогам общего пользования и при надобности облетать заторы.
В 2003 году появился первый прототип Moller M400 Skycar. Его создатель Пол Моллер утверждает, что это абсолютно новый вид летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой. Четырехместный Skycar укомплектован четырьмя роторно-поршневыми двигателями мощностью по 180 л. с. Каждый из них приводит отдельный винт. Максимальная скорость полета составляет 530 км/ч. Благодаря использованию в конструкции композитных материалов, транспортное средство весит всего тонну. Еще одна особенность Skycar – полностью компьютеризированная система управления. Вместо руля у него два джойстика, которые механически не соединены ни с колесами, ни с рулями высоты и поворота. Первый полет Moller M400 Skycar должен был состояться в сентябре 2011 года, но по неизвестным причинам его отложили на неопределенное время.
Гораздо проще конструкция у британского Parajet SkyCar, разработанного в 2009 году. Его основа – небольшой двухместный квадрацикл. Для полета к нему крепятся параплан и воздушный винт. Бензиновый 1,0-литровый мотор мощностью 140 л. с. позаимствован у спортивного мотоцикла Yamaha R1. На земле SkyCar разгоняется до 100 км/ч за 4,2 с и развивает 225 км/ч, а в небе способен достичь 160 км/ч. Команда испытателей во главе с разработчиком преодолела на SkyCar Гибралтарский пролив, а также совершила комбинированный пробег-перелет из Африки в Великобританию. Первая партия летающих автомобилей уже находится в производстве, а цена новинки – 50 тыс. фунтов стерлингов (65 тыс. евро).
Пожалуй, наиболее успешными и жизнеспособными проектами летающих машин являются американский Terrafugia Transition и голландский PAL-V. Опытный Terrafugia Transition впервые взлетел в небо в 2009 году, а серийную модель показали на Нью-Йоркском автосалоне в этом году. Крылья двухместного летательного аппарата складываются с помощью электропривода за 30 секунд, а бензиновый 1,2-литровый оппозитный мотор мощностью 100 л. с. может вращать как колеса, так и толкающий воздушный винт. Максимальная скорость полета – 185 км/ч, а на дороге можно развить 110 км/ч. Кузов практически полностью изготовлен из карбона, поэтому Transition весит всего 650 кг. Расход топлива в смешанном цикле – 6,7 л/100 км. Салон рассчитан на водителя и пассажира, предусмотрен и небольшой багажник. На земле автомобиль управляется с помощью рулевого колеса, а в небе – с помощью складывающегося штурвала. Он оснащен двумя подушками безопасности, кондиционером, камерой заднего вида, за доплату предлагают автопилот. Оглашена и стоимость Transition – 280 тыс. долларов, в нее входят и 20-часовые летные курсы. Первые летающие автомобили доставят владельцам уже в конце 2012 года.
Совсем другая концепция у PAL-V. Это двухместная капсула весом 680 кг со сдвижными дверьми, установленная на трех колесах. Приводит ее в движение 218-сильный мотор, способный работать как на бензине, так и на биоэтаноле, рассматривается возможность установки и дизеля такой же мощности. Вертолетный винт, толкающий пропеллер и хвостовое оперение раскладываются с помощью электропривода. Длина разбега – 50 м, а садится PAL-V вертикально. На дороге он способен разогнаться до 100 км/ч за 8 с и развить 180 км/ч, такая же максимальная скорость и в воздухе. Интересно, что при езде в поворотах транспортное средство кренится, как мотоцикл. Запас топлива позволяет проехать 1200 км или пролететь до 500 км. PAL-V совершил первый полет в марте этого года, а его ориентировочная стоимость – 300 тыс. долларов.
Конечно, идея летающего автомобиля заманчива: хочешь – едешь по дороге, хочешь – летишь по воздуху. Но она весьма сложная в исполнении, а потому подобные транспортные средства весьма дорогие и в ближайшее время не станут массовыми. Так что оживленное движение в небе и заторы на высоте пока не угрожают человечеству.