Ограничение во имя безопасности
Со времени появления первых моторизированных транспортных средств стала ребром проблема безопасности как их водителей и пассажиров, так и пешеходов. Именно это, в первую очередь, подтолкнуло к созданию правил дорожного движения. Одним из краеугольных камней этих правил являются ограничения скорости на дорогах общего пользования.
Родиной первых правил, ограничивавших скорость, стала Великобритания. Причем, ввели эти нормы еще до появления автомобилей. Дело в том, что в середине ХІХ века на британских дорогах появились первые паровые кареты. Скоростными их назвать нельзя, но они были быстрее гужевых повозок. Поэтому в 1861 году парламент принял Акт о движении. Закон ограничивал скорость всех транспортных средств в городе на уровне 10 миль/ч (16 км/ч). Четыре года спустя правила ужесточили: ввели ограничение в 3 км/ч в городах и 6 км/ч - в селах, причем перед паровым экипажем должен был бежать человек с красным флажком и предупреждать пешеходов.
С появлением традиционных автомобилей закон пересмотрели – в 1896 году убрали правило о красном флаге и подняли лимит до 22 км/ч. Кстати, первый в мире штраф за превышение скорости на автомобиле был выписан именно в Великобритании, 28 января 1896 года. Нарушителем стал Уолтер Арнольд из графства Кент.
По мере своего развития моторизированные экипажи становились все быстрее, да и количество их росло. К 20-м годам ХХ века в большинстве развитых стран мира начали вводить новые правила дорожного движения. Естественно, в них были предусмотрены и лимиты скорости, но только в населенных пунктах. Обычно они составляли 30-35 км/ч, ведь тормоза и рулевое управление у автомобилей были далеки от совершенства. Следовательно, они не позволяли быстро остановиться либо объехать препятствие. Постепенно появились и первые дорожные знаки, указывавшие на разрешенную скорость.
А вот первые междугородные автострады – такие, как Route 66 в США или немецкие автобаны – не имели ограничений. Впрочем, со временем ситуация стала меняться и начиная с 50-х годов разные государства постепенно начали вводить ограничения и на междугородных шоссе. Объяснялось это просто: движение по них становилось более интенсивным, соответственно, риск аварий постоянно рос. Учитывая характеристики автомобилей того времени, власти устанавливали лимиты на уровне 80-130 км/ч, в зависимости от типа дороги. Особняком в этом плане стояла западная Германия, ведь в 1949 году немецкое правительство своим постановлением подтвердило особый статус автобанов как дорог без ограничений скорости. Также до 1973 года не было ограничений и на автомагистралях Швейцарии.
В населенных пунктах разрешенную скорость, наоборот, постепенно увеличили. Поскольку автомобили стали безопаснее и лучше в управлении, то лимиты выросли до 40-60 км/ч.
Конечно, по мере того, как автомобили становились быстрее, правоохранители начали испытывать проблемы. Ведь изначально дорожная полиция определяла скорость, как говорится, «на глаз», без какой-либо техники. Ситуация изменилась в 1954 году, когда в США представили первый в мире радар, способный измерить точную скорость объекта. Новое изобретение довольно быстро обрело популярность по всему миру. С 80-х годов появились и стационарные камеры безопасности дорожного движения, фотографирующие нарушителей.
Очередные изменения система ограничений скорости претерпела в 70-х годах. В западных странах лимиты на автострадах ужесточили до 80-100 км/ч. Хотя одной из причин таких решений стала борьба за безопасность на дорогах, все же основным поводом стало удорожание нефти. Таким образом, власти старались уменьшить потребление бензина. Поэтому неудивительно, что как только кризис миновал, от этих запретов отказались. Интересно, что в 1973 году ограничение в 100 км/ч ввели и на немецких автобанах, но поднявшийся общественный резонанс заставил парламентариев отменить это постановление уже через три месяца.
В наши дни в большинстве стран мира максимальная разрешенная скорость для легкового автотранспорта в населенных пунктах составляет 40-60 км/ч, а вне их – 100-130 км/ч. В Украине, как известно, разрешено развивать 60 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч - вне их и 130 км/ч - на автомагистралях.
Автобаны Германии остаются без ограничений, но далеко не повсюду. На некоторых отрезках (по большей части самых аварийно опасных) лимиты все же введены. И даже на «свободных» участках установлена рекомендованная скорость в 130 км/ч. Кроме того, на обычных немецких междугородных шоссе ограничения строгие – 120-130 км/ч. Интересно, что на немецких автобанах первыми начали устанавливать и минимальную допустимую скорость – 60 км/ч. Это позволяет не пускать на дороги велосипедистов или, например, медленную строительную технику. Со временем этот опыт позаимствовали и другие страны.
Помимо Германии, дороги без лимитов скорости существуют еще в нескольких уголках мира. В частности, их можно найти на британском острове Мэн или в пустынях на севере Австралии. Достаточно высокие скорости разрешены на отдельных автострадах Австрии (160 км/ч), Болгарии (140 км/ч), Италии (150 км/ч), Объединенных Арабских Эмиратов (140 км/ч) и Польши (140 км/ч).
Довольно интересная ситуация с правилами дорожного движения в США, где каждый штат имеет право устанавливать свои ограничения скорости. Поэтому, на самых современных шоссе Техаса можно легально ехать 135 км/ч, а, например, на Гавайях разрешенный предел – 97 км/ч.
Как правило, чаще всего лимиты скорости в разных странах постоянные. Впрочем, они могут быть и изменяемыми – допустимая максимальная скорость может увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от времени суток или погодных условий. Об этом предупреждает дополнительный дорожный знак.
Весьма разнообразными являются и санкции против нарушителей. Например, в американском штате Вирджиния за превышение разрешенной скорости на 15 км/ч полицейский выпишет квитанцию на 2500 долларов. Для сравнения, в Украине штрафы составляют 255-680 гривен, в зависимости от степени превышения скорости. В Финляндии при определении наказания любителям быстрой езды учитывают их среднегодовой доход. Потому неудивительно, что один из финских нарушителей уплатил несколько лет назад 200 тыс. долларов.
Точно так же по-разному определяется и допустимое нарушение скоростного режима. В Украине штраф начисляется, если разрешенная скорость превышена более чем на 20 км/ч. А в Германии или Голландии его придется платить, если автомобиль ехал всего на 3 км/ч быстрее, чем разрешено.
У многих возникает логичный вопрос: как изменятся ограничения скорости в будущем? И здесь мнения разделились. Одни автолюбители требуют ужесточения лимитов и приводят пример Швеции, где после снижения разрешенной скорости со 110 до 90 км/ч количество смертельных аварий снизилось на 21%. Другие предлагают разрешить ездить быстрее и указывают на США. Там после увеличения разрешенной скорости в 40 штатах смертность на дорогах уменьшилась на 3-5%. Так что, скорее всего, единого решения в этой ситуации не будет, и в разных странах власти по-разному подойдут к определению ограничений скорости.